- Петрякова Екатерина Евгеньевна, воспитатель,
- Морозова Анжелика Анатольевна, воспитатель,
- Наумова Вера Николаевна, воспитатель
МБДОУ «ДСОВ № 93», г. Братск
Идея необходимости реализации поликультурного воспитания впервые прозвучала после второй мировой войны, когда только что созданные ЮНЕСКО и ООН объявили о новой культурной и образовательной политике, базирующейся на идее поддержания человеческого достоинства на основе общечеловеческих ценностей, наиболее четко отражённых в Декларации прав человека. Это проявлялось в процессах совершенствования системы образования и воспитания, улучшения условий жизни общества, борьбы с тоталитаризмом, в поддержании культурного разнообразия и поощрении развития культурных меньшинств.
Скачать конспект
Кризис, развивающийся в нашей стране последние годы, показал, что самой уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область, в первую очередь, проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Позиция этнической толерантности, терпимости и доверия — основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества.
Одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит образовательным учреждениям, как важнейшим институтам социализации личности. Компонентами содержания социального развития дошкольников в поликультурном обществе становятся толерантность, патриотизм, гражданственность и этнотолерантность, которые формируются целенаправленно в педагогическом процессе ДОУ средствами вхождения ребенка в культуру. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление социальных эмоций. В своей работе мы знакомим детей с явлениями общественной жизни, особое внимание уделяя таким темам, как «Семья», «Детский сад», «Родная страна». Так же проводим систематическую работу по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре (народные праздники), отмечаем государственные праздники, праздники народного календаря. Основной вид детской деятельности – игра. Народные игры с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающие в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство…
Перечень мероприятий по поликультурному воспитанию.
Тщательное изучение и сохранение обычаев и традиций своего народа имеет прикладное значение, так как способствует развитию преемственности поколений, укреплению семьи, уважительному отношению к своей и другим культурам. А взаимное усвоение элементов культур, как известно, содействует интеграционным процессам и усиливает гражданское самосознание.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей, изначально принадлежащих разным культурам, по подготовке и проведению подобных мероприятий, способствуя решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважение, взаимопомощь, разрушение предубеждений и стереотипов, имеет конечной целью сплачивание полиэтнического коллектива детей.
Список литературы:
- Абрамова М.А. Развитие этнического и исторического сознания педагогов как условие профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. — 2005. _ № 2. — С. 116-126/
- Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск: Изд-во ЯГУ им. М.К. Аммосова, 1979. — 181 с.
- Гасанов 3.Г. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Автореф. дисс. … д-ра пед. наук., 2000. — 30 с.
- Гасанов 3.Г. Морально-этические и религиозные основы воспитания патриотизма и веротерпимости // Педагогика. _2003. _ № 5. _ С.12-25.
- Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Санкт-Петербург 2011г.
|