(из опыта работы)
Воспитатель: Макурина Г.И.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно — исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений. Эти проблемы необходимо решать уже в дошкольном возрасте как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели».
Организуя работу по воспитанию дошкольников на традиционных духовно — нравственных ценностях культуры, перед детским садом и семьей были поставлены следующие задачи.
- Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло.
- Создать условия для восприятия целостной картины мира.
- Формировать чувства любви к Родине на основе изучения культурных национальных традиций
- Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
- Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыки.
- Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
- Прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.
- Ориентировать семью на духовно — нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формировать представление о формах традиционного семейного уклада).
Работа по реализации задач началась с выявления мнения родителей о проблемах духовно — нравственного воспитания детей. Провели анкетирование родителей. Анализ анкет показал в большей степени положительные результаты.
Работу с детьми нужно было начинать с создания предметно — развивающей среды в группе.
В создание предметно — развивающей среды, по духовно — нравственному воспитанию активное участие принимали родители. Приобрели: предметы православного культа (подсвечники, ангелы — фигурки, крест — распятие); книги духовного характера: ( «Детская библия», «Житие святых», «Детям о добром слове»). Наборы открыток, раскраски, конструктор, книгу — мозаику, книги нравственного содержания: Осеева «Волшебное слово», Носов «Фантазеры», «Сказки», «Рассказы о животных», аудиозаписи для прослушивания духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, были подарены ручные работы — вышивка.
Также работа детского сада была направлена на просвещение родителей. Проводились консультации на тему:
«Ребенок — зеркало нравственной жизни родителей»
«Формирование чувства долга перед другими и самим собой»
«Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»
«Роль художественной литературы в нравственном воспитании».
Беседа — консультация «Традиция празднования Рождества в семье»
Консультация — практикум «Изготовление рождественских подарков, сувениров, рождественских открыток, ангелов».
В группе к Рождеству выпускалась газета, где родители делились опытом приготовления Рождественских угощений, опытом лечения простуды народными средствами.
Родители принимают участие в фольклорных праздниках «Масленица», «Троица».
В журнале для родителей появился новый раздел — «нравственная педагогика», где представлены советы родителям на темы:
«Воспитание послушания»
«Воспитание девочек»
«Воспитание мальчиков»
«Воспитание трудолюбия»
«Воспитание целомудрия»
Родителям были рекомендованы экскурсии выходного дня с посещением «Музея игрушки». Во время Рождественских каникул, к памятнику Сергия Радонежского, посещение Лавры, с целью знакомства с архитектурными особенностями и историей основания Троице — Сергиевой Лавры и закреплении знаний о святом, о святом которым она была основана.
Для изучения опыта нравственного воспитания в семье, организуются “Рождественские посиделки”. Родители и воспитатели делятся опытом семейных традиций, реликвий, взаимоотношениях. Где могут быть представлены совместные творческие работы детей и родителей. Родительские собрания это тоже одна из форм работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
Тема “Детский сад и семья — школа нравственность”
Форма — устный журнал.
1 страница — доклад на тему “Детский сад семья — школа нравственность” и беседа по нему.
Вопросы:
Что такое внешнее и внутреннее культура человека?
Что значит мера в поведении, в чем в чем, это выражается.
2 страница — дискуссия на тему “Проблемы нравственного воспитания в детском саду и семье”
Вопросы:
С какого возраста дети начинают понимать обращение: на Вы? Вы учите этому детей?
Как влияет стиль отношений взрослых на нравственное воспитание детей?
Как вы понимаете высказывание “Дети — наше эхо, наше зеркало”?
“Как выдумаете, кого видят в воспитателе дети? ”
Как вы считаете, правильно ли ставить задачи нравственного воспитания, начиная с раннего детства?
Является ли в наше время актуально задача воспитания сознательной дисциплины?
Многие родители подразумевают под нравственностью только внешнее поведение ребенка (аккуратность, опрятность и т.д)
Согласны ли вы с этим? Что посоветовать таким родителям?
Является ли проблема нравственного воспитания актуальной в наше время?
3 страница — Решение педагогичных задач, (ситуации)
4 страница — Решение кроссворда.
5 страница — Обсуждение и принятие решения.
|