Мальцева Галина Рудольфовна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАДети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей.
Я.Корчак
Аннотация: В статье поднимаются вопросы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, автор делает попытку рассмотреть взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
Ключевые слова : Воспитание духовной личности возможно только, совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства в целом.
Главной целью моей работы, является создание условий, для приобщения родителей и детей к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств у ребёнка, возник у меня, когда я стала мамой,я поняла, что более важным развивать в детях интерес к миру взрослых, это формировать у них представление о принадлежности к человеческому роду, а так же воспитывать уверенность к себе, уметь анализировать поступки, чувства, мысли, научить их бережно относиться к своей семье, друзьям, другим людям, животным и окружающему нас миру в целом.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Дошкольное детство-важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности. В нашей группе детского сада существует три обязательных правила:
v нельзя ломать и портить результаты труда других;
v нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;
v нельзя бить и обижать друг, друга;
В моей работе с детьми я использую 4 направления:
1. Духовно-образовательное (непрерывный образовательный процесс, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные, ролевые и строительные игры).
3. Культурно-познавательное (концерты, участие в театральных встречах, просмотр диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, изготовление подарков к праздникам) .
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н. И. Пирогов
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают мне, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт.
Семья как ближайшее социальное окружение ребенка, удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприятия ребенка. В общении ребенка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где сотрудничество со старшим партнером позволяет ребенку реализовать свои потенциальные возможности.
Именно в семье дети приобретают первые навыке взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме.
Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений и, в этом смысле, они достаточно специфичны, характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя.
На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность. В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения проявляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает мир притягательным или отталкивающим, доброжелательным или угрожающим. Это является основой формирования позитивного самоощущения ребенка. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действие, направленные друг на друга.   Благополучие человека в семье переносится и на другие сферы взаимоотношений (на сверстников в детском саду, школе, на коллег по работе) и напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания. Есть семьи, в которых старшие стремятся не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания и сочувствия. У других родителей целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно родительским представлениям). В ряде семей это дополняется навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Т.е. все семьи по-разному влияют на личность ребенка, оказывая позитивное или негативное влияние на его развитие. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, агрессивным, грубым, лицемерным, лживым.
Родительское отношение к ребенку является механизмом, оказывающим значительное влияние на отношение детей к сверстникам и другим людям. Механизм этот связан с принятием-отвержением ребенка, оказанием ему помощи и поддержки, разумным контролем и опекой.
Нарушения общения ребёнка в семье негативно влияют на его взаимодействие со сверстниками, так как особенности семейного воспитания влияют на социальную адаптированность человека. Повышенная агрессивность, которая проявляется в конфликтных отношениях со сверстниками, в дальнейшем может заявить о себе в подростковом возрасте в различных видах девиантного и аддиктивного повеления.
В своей работе, для духовно-нравственного развития, я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический:
Наглядный метод используется во время:
- чтения рассказов;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- прогулок и наблюдений;
- диафильмов
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения литературных произведений;
- бесед с элементами диалога, а также ответы на вопросы;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования и конструирование;
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
Теории на которых я основываю свою педагогическую работу: «Всё новое-это хорошо забытое старое», являются идеи Фридриха Фребеля( 1782-1852) -немецкого педагога, теоретика дошкольного воспитания. Фребель, был одним из первых, кто ратовал за раннее развитие ребёнка, которое сейчас, как никогда актуально и современно.
Духовному развитию человека в дошкольном возрасте, по Фребелю, лучше всего способствует опять же игровая деятельность, которая является не пустой забавой, а имеет высокий смысл и глубокое значение. Поэтому он, обращаясь к родителям, призывал заботиться, об игре и развивать её. Фребель широко использовал игру и как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребёнок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю.
Обучать детей рисования карандашами и красками, пению, лепке из пластилина и песка, проводить «строительные игры» из кубиков и веток.
Свою внутреннюю сущность ребёнок раскрывает не только через труд и игру, но и посредством звуков, красок и форм.
Каждый ребёнок познаёт себя в творчестве.

омнить, что именно в первые годы жизни приобретается наибольшее количество познаний, закладывается основа всей духовной жизни.
Я как педагог считаю, что в детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, развивать их тело, упражнять внешние чувства, знакомить с людьми, природой; в играх, веселье и невинных забавах готовить их к школе помогая им развиваться. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с физического развития. Для физического развития можно использовать разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, несложные сельскохозяйственные работы с родителями на участке и прогулки.
Как можно больше время проводить с ребёнком на природе, учить общению с природой.
Близость детей к природе- одна из замечательных педагогических идей первой половины ХIХ в. - принадлежит Фридриху Фребелю, впоследствии её успешно воплотил и развил выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский.
Детство — важнейший период человеческой жизни
не подготовка к будущей жизни, а настоящая,
яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в
детские годы, что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А Сухомлинский
Таким образом, детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, «...только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте; если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь». Педагогическое сотрудничество родителей, как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью: диалог, умение отстаивать собственную точку зрения и интересы ребенка поможет родителям преодолеть собственный авторитаризм, познать индивидуальные особенности своих детей, общие закономерности психического развития.
Можно бесконечно сетовать на низкий уровень духовного здоровья нашего общества, наших детей, но если педагогам и родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно приближены их воспитанники к образу настоящего патриота и гражданина, он будет работать в этом направлении, опираясь на позитивный воспитательный и педагогический опыт.
Литература
1.       Андреева, А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2000. – 160 с. – 5–7695–0271–1/5–7695–0503–6
2.       Арцишевская, И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду / И.Л. Арцишевская. – М.: Книголюб, 2003. – 56 с. – ISBN 978–5–216–00079–2
3.       Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ, 2005. – 670 с. – ISBN 5170272391:273.00
4.       Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2004. – 220 с. – ISBN 5878520435:52.50
5. «Лучшие методики воспитания». Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, Белгород 2011. Б. Спок, М. Монтессори, Г. Доман, Б. Л Никитины.
6. «Ваш ребёнок от рождения до трёх лет».АСТ-Астрель Москва 2001. КристенЗоннтаг, Ксения Френкель.
7. «Методические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Пилюгина Н. А 2011 (электронный ресурс) .
Я очень благодарна судьбе, мужу, детям и внукам.

Просмотров: 550
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Ирина Грачева. Родительское собрание в старшей группе на тему: Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка-дошкольника
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Колесниченко Ирина Григорьевна. Становление личности ребенка в семье
  • Лысакова Светлана Сергеевна. Сочинительство сказок как средство духовно — нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Миронова Ирина Владимировна. ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Костенко Светлана Вячеславовна. Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности дошкольника
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Кудрявцева Елена Алексеевна. Формирование ребенка 6-7 лет как личности.
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Развитие личности ребенка в общении - информация для родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь