Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.

Влияние сказки на формирование личности ребенкаВлияние сказки на формирование личности ребенка

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка.

Сказка- один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и подразделяющийся, в свою очередь, на жанры.

Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования определенных ценностей и общей картины мира.

 

В современном обществе сказки не потеряли своей актуальности. Чтение сказок по-прежнему является одним из основных и любимых способов проведения досуга у детей.

Осипова А.А. в своём учебном пособии "общая психокоррекция" предлагает следующую классификацию сказок:

  1. Авторские сказки
  2. Народные сказки
  • Бытовые (пример- "Лиса и журавль")
  • Сказки-загадки (на сообразительность)
  • Сказки-басни (содержат ситуацию и объясняющую ей мораль)
  • Притчи
  • Сказки о животных
  • Мифологические сюжеты
  • Волшебные сказки, сказки с превращениями

Сказка несёт в себе следующие функции:

  • Досуговую- сказка выступает в роли развлечения для детей;
  • Обучающую- сказка для ребенка является одним из способов познания окружающего мира;
  • Социализирующую- сказки помогают ребенку в процессе усвоения взаимоотношений в обществе и приобретения социального опыта;
  • Креативную- сказка способствует развитию образного мышления у ребенка;
  • Лексико-образную- сказка отвечает за формирование языковой культуры человека;
  • Культурно-этническую- сказка отражает исторически сложившийся уклад жизни народа, его традиции и обычаи;
  • Развивающе-терапевтическую- сказка активно используется в качестве средства коррекции различных поведенческих, когнитивных и эмоциональных расстройств у детей и лежит в основе одного из методов психокоррекции- сказкотерапии.

Осипова А.А. полагает, что привлекательность сказок для психокоррекции и развития личности ребенка заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий; логичность и естественность сказочных событий, благодаря чему ребенок легко усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире;
  2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений;
  3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события.

Главный герой — это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий;

4. Интересность, необычность сюжетных поворотов, что помогает детям активно воспринимать и усваивать содержащуюся в сказках информацию

В системе ДОУ работа со сказками занимает одно из основополагающих мест. Можно выделить следующие способы использования сказки в воспитательном и

обучающем процессах:

  • Чтение сказок с последующим анализом сюжета;
  • Художественное оформление сюжета сказки с помощью различных средств- красок и карандашей, пластилина, оригами и т.д.;
  • Обыгрывание сюжета сказки;
  • Творческая работа со сказкой- переписывание, дописывание, изменение сюжета сказки;
  • Сочинение собственной сказки

С помощью сказок ребенок усваивает социальные и моральные нормы, знакомится с окружающим миром и со сложной системой человеческих взаимоотношений.

Сказки также играют важную роль в формировании нравственных суждений о оценок.

Слушая сказку, 3-4-летний ребёнок стремится выделить "положительных" и "отрицательных" героев, занимая позицию "внутри произведения". Возникает механизм нравственной идентификации и ребёнок через образы героев сказки преобретает важный личностный опыт. В этом возрасте дети как правило

оценивают героев с точки зрения "хороший" и "плохой", не осмысливая ситуацию, а перенося своё отношение на поступки героев, т.е отношение к

герою и определяет его оценку ребёнком.

В 4-5 лет, когда сфомированы такие понятия, как "плохо" и "хорошо", ребёнок оценивает героя на основе содержания его поступков, возникает нравственная

оргументация. В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно понимание моральной стороны сказок, формируются представления о таких понятиях, как "дружба", "доброта", "преданность" и др.

В дошкольном возрасте у детей складываются этические эталоны-образцы, которые содержат более или менее обобщенное представление о положительном или отрицательном поведении в жизненных ситуациях. Дошкольник соотносит свое поведение не только с конкретным взрослым, но и с обобщенным представлением. То есть внешний образец поведения взрослого переходит во внутренний план, расширяя возможности нравственного развития личности. Сказки важны и для эмоционального развития дошкольника. События сказки вызывают эмоциональный отклик у ребёнка, а проигрывание сказочного сюжета помогает ему выразить в доступной форме не только позитивные, но и, в некоторых случаях, накопленные негативные эмоции. Из всего вышеизложенного можно с легкостью заключить, что сказка способствует личностному, умственному, эмоциональному и нравственному развитию в детском возрасте и является важным элементом в жизни каждого ребенка.

Источники:

  • Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений/ Г.А. Урунтаева. — 6-е изд.. перераб. и доп. -М.: Издательский центр "Академия", 2006.
  • Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. -М.: Сфера, 2002.
  • Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. –– М.: Эксмо-Пресс, 2001.
Просмотров: 1487
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Сладкина Оксана Алексеевна. Психотерапевтические сказки «Сказки-Мышки-Аришки» ( «Мышка-Аришка заблудилась», «Сон Мышки-Аришки»)
  • Дешина Лариса Анатольевна. Сценарий развлечения к Дню Матери «Сказка для мамы» (по мотивам р.н. сказки «Волк и семеро козлят»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Божок Галина Валентиновна. Сказка «Домик на дереве» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Лариса Игоревна Лебедева. «Новогодняя сказка» Сценарий по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король».
  • Швецова Алиса Дмитриевна. Пьеса–сказка «Хвостатая история» по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
  • Асташина Ирина Владимировна. Сказка на новый лад «Пузырь соломинка и лапоть» по мотивам русской народной сказки
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Галина Семечкина. Сказки и их значение для детей в современном мире
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Сытник Ольга Николаевна. Сказки в жизни детей
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Тарасова Наталья Видсоновна. Конспект занятия по познавательному развитию «Из сказки в сказку»
  • Несговорова Галина Юрьевна. Ненецкие сказки, как средство приобщения детей дошкольного возраста к культуре народов Севера
  • Петрова Олеся Александровна. Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
  • Субботина Надежда Ивановна. Конспект непосредственно образовательной деятельности «Пересказ сказки «Лиса и Журавль»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь