Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги"
(2 занятия)
Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.
Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжыми нарушениями речи. Такие дети характеризуются скудным речевым запасом, неточностью употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (словесных заменах), а так же несвязностью речи. Для них свойственны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений. Данные нарушения не позволяют ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, затрудняют возможность получать необходимую ему информацию, а также передавать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие у них связной речи является важнейшей задачей коррекционной педагогики.
Исследователями М.М. Кольцовой (1973), А.В. Антаковой – Фоминой (1975), М. Аксеновой (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Поэтому, решая задачи по формированию связной речи, в качестве инструмента я выбрала сенсорную книгу, которая при правильном использовании обладает отличным обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом.
Я предлагаю вниманию коллег сенсорную книгу по русской – народной сказке «Хвосты». Текст данной сказки доступен для понимания детьми старшего дошкольного возраста, обладает выразительным и красочным языком. Для сюжета данного произведения характерна чёткая композиция, с хорошо выраженной последовательностью действий. Персонажи сказки обладают яркими чертами характера, мотивы их поступков понятны.
На первом этапе знакомства с книгой дети получают готовый образец рассказа и действий с персонажами, что действует на их чувства, заставляет входить в воображаемую ситуацию, сопереживать героям, и тем самым вызывает интерес и желание запомнить, а затем пересказать услышанное. В ходе действий с персонажами происходит снятие напряжения, связанного с процессом пересказа.
На втором этапе работы с книгой дети упражняются в умении эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц. В ходе беседы с воспитателем осмысливают характеры персонажей, учатся замечать изобразительно-выразительные языковые средства родного языка, помогающие раскрыть содержание сказки. В ходе специальных упражнений совершенствуется грамматическая сторона речи воспитанников.
На третьем этапе работы с книгой дети самостоятельно рассказывают сказку (полностью, по ролям). Высокая художественность сказки, цельность её формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, играя, но не увлекаясь деталями и не упуская главного.
Вывод: Работа с сенсорной книгой с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, отвечает их возрастным особенностям, оптимизирует педагогический процесс, направленный на преодоление имеющиеся речевых нарушений и развитие всех сторон речи.
Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты»;
Учить:
- связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку по ролям
- эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
- осмысливать характеры персонажей
- замечать изобразительно-выразительные языковые средства, помогающие раскрыть содержание сказки
Обогатить словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умение подбирать синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными (коммуникация); закрепить способы образования притяжательных прилагательных заячий, лисий, волчий, медвежий, поросячий, лошадиный, коровий, кошачий, собачий;
Развивающие: Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность и действия с персонажами сказки), зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику в процессе действий с элементами сенсорной книги; речь, мышление, умение четко формулировать свою мысль, правильно отвечать на вопросы распространёнными предложениями;
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к русским-народным сказкам, желание их пересказывать; умение понимать характеры героев и оценивать их поступки:
Предварительная работа: Просмотр компьютерных презентаций «Зачем лесным зверям хвосты?», «Зачем домашним животным хвосты?», дидактические компьютерные игры «Чей хвост?», «Найди животному хвост?», «Для чего нужен хвост?», «Узнай хвост по описанию»
Оборудование: Сенсорная книга «Хвосты», фланелеграф;
Занятие 1.
Ход:
- Посмотрите какую удивительную книгу я вам принесла.
- А кто же на обложке изображен? (лиса на полянке)
Чего-то на этой полянке не хватает…как вы думаете?
Давайте украсим полянку, чтобы лисе стало тепло и радостно.
– Что для этого нужно? Солнышко и цветы. Давайте пристегнём их на нашу полянку.
– Какое солнце? (яркое, тёплое, лучистое, бархатистое)
- Какие цветы? (яркие, разноцветные, тёплые)
Замечательная получилась обложка! И лисе, наверное такая полянка нравится, смотрите
- Какая лиса? (Лиса весёлая, потешная, рыжая …)
Лисичка вышла погулять на полянку. Посмотрите, как она любуется своим хвостом.
-Потрогайте лисий хвост, какой он? (Хвост у лисы пушистый, длинный, мягкий, тёплый).
Лисичка, лисичка, Кому ты сестричка?
- Ответ удивительно прост:
Мой братец — мой собственный хвост, Пушистый, и рыжий, и ловкий, Готов на любые уловки.
- Как вы думаете, всегда у лисы был такой хвост?
- А хотите узнать откуда у лисы такой красивый хвост?
А сказка называется…может вы уже догадались?
Правильно, «Хвосты»!
Двукратное чтение сказки с показом действий персонажей сенсорной книги.
(При повторном чтении дети действуют с персонажами сенсорной книги и дополняют отдельные, не законченные воспитателем, предложения текста нужными по смыслу словами)
Пальчиковая гимнастика «Лесные звери» (проводится стоя)
Этот пальчик – белочка, Рыженькая девочка. Этот пальчик – зайчик, Зайчик – попрыгайчик
Этот вот – лисичка, Хитрая сестричка. Этот – мишенька — медведь, Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок – Получился кулачок. Разожми кулак скорей, В лес всех выпусти зверей.
(загибают пальцы, начиная с мизинца).
Разбор содержания сказки по вопросам.
Цель: выделение (восстановление) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в составлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространенных предложений с разным порядком слов).
Вопросы:
- Как вы думаете, почему сказка называется «Хвосты»?
- О каких животных говорится в сказке?
- Чего у них не было раньше? (хвостов) Значит какие они были? (бесхвостые)
- О чем однажды узнали звери?
- Где они должны были собраться?
- Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? (Чего он испугался?)
- Кого зайчик попросил принести ему хвостик? — Он попросил об этом...
- Как он просил принести ему хвостик, каким голосом? (вежливо, ласково, учтиво)
Давайте попробуем произнести так как зайчик:
- Дедушка медведь, будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!
- Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!
- Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!
- Где были развешаны хвосты? — Хвосты были...
- Кто первым прибежал на поляну? — Первой на поляну...
- Кто пришел на поляну вслед за лисой?
- Почему опоздал на поляну медведь? — Потому что по дороге... на пчельник зашел
- Принесли зайцу хвостик те, кого он об этом просил?
- Что ответил медведь? Давайте изобразим
Дети упражняются в диалоге, стараясь передать интонации персонажей:
(- Дедушка медведь, принес мне хвостик-то?
- Куда тебе там хвост! Я себе-то вон какой обрывок достал!)
-Дяденька волк, принес ли мне хвостик-то?
- Не до тебя там, косой было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее.
- Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? – спрашивает зайчик.
- Забыла, – А посмотри, какой я себе выбрала!)
- Как ему удалось добыть себе хвостик?
Лексический разбор текста
Вопросы:
- Куда полетели сороки — белобоки? (во все стороны по лесам, по полям, по лугам)
- Как добирались звери на большую поляну? (кто бегом, кто скоком, кто летом)
- Что говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала лиса и др.? Давайте попробуем их изобразить…
Динамическая пауза (имитация движений):
Медведь: тяжело ступает «тууп-тууп-тууп!» Земля трясется, деревья трещат (ходьба детей как медведь.) Заяц — скачет быстро, легонько (прыжки на двух ногах) Лиса — «трава шуршит, мнется» (имитация движения лисы) Волк – бежит «туп-туп-туп!» (имитация движений волка)
Конь – скачет (движения коня)
Работа с фланелеграфом и персонажами сенсорной книги:
- Вспомните, какие были хвосты на поляне? (и пушистые- распушистые, и веером, и метелкой, есть и гладкие, как палка, есть кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие – ну всякие-превсякие!)
- Какой хвост выбрала себе лиса? (Она выбрала себе... хвост пушистый, мягкий)
- Какой хвост достался корове? (Ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце...), белке (пушистый, красивый), волку (потолще да попушистее
- А коню какой? (Ему достался хвост с длинными волосами...)
- Что сделала свинья с хвостом, который ей достался? (Завила она его колечком – какой красивый показался – лучше всех!)
- Что взял себе медведь? (лоскутик кожи, обросший шерстью)
- О чем спорили кошка с собакой? (Они спорили о том… у кого хвост лучше)
Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалоги персонажей.
Итог занятия
- С какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Вам понравилась сказка? Что понравилось больше всего?
Занятие 2
Ход:
Вчера мы с вами познакомились с новой сказкой… «Хвосты».
- А зачем зверям нужен хвост? (дети дают объяснения, строя целевые предложения со сложным союзом для того чтобы)
- О чём рассказывалось в этой сказке?
Давайте поиграем в игру «Чей хвост?»
Дети по очереди выполняют задания, используя фланелеграф и фигурки животных из книги, проговаривая:
Это хвост зайца — заячий Это хвост лисы – лисий Это хвост лошади – лошадиный Это хвост волка — волчий
Это хвост белки – беличий Это хвост собаки – собачий Это хвост кошки – кошачий
- Для чего нужны хвосты?
- Какие они бывают? (форма, цвет, размер).
Давайте вспомним о каком герое сказки я говорю:
- Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется. (Лиса)
- Хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. По бокам машет, слепней отгоняет. (Корова)
- Хвост гладкий, как веревочка. Завила она его колечком – какой красивый оказался – лучше всех! (Свинья)
- Хвост с длинными волосами. (Лошадь)
- Хвост — лоскутик кожи, обросший шерстью. (Медведь)
Игра – упражнение «Хвостик – хвостище» (на фланелеграфе)
Дети встают в круг.
В сказке очень хорошо рассказано о характере зверей.
- Каким вам показался зайчик?
- Лиса?
- Медведь? (дети характеризуют животных, затем двигаются по кругу, имитируя их)
- Как вы думаете, звери довольны своими хвостами?
- Как о них можно сказать? (довольные, радостные)
- А медведю хвост понравился?
- Какими словами можно сказать о его настроении? (грустное)
Чтение сказки.
Динамическая пауза «Звери»
Пересказ сказки детьми по ролям с помощью сенсорной книги.
Итог занятия
Оценка рассказов детей.
- Вам понравилось вместе рассказывать сказку?
- Кто из героев вам больше понравился? Почему?
- Что вам помогло рассказывать сказку?
- Интересно играть с такой умной книгой?
|