Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сен

Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книгиКонспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги"

(2 занятия)

Современный ребенок к 5-6 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки.

Иная картина наблюдается у дошкольников с тяжыми нарушениями речи. Такие дети характеризуются скудным речевым запасом, неточностью употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (словесных заменах), а так же несвязностью речи. Для них свойственны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений. Данные нарушения не позволяют ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, затрудняют возможность получать необходимую ему информацию, а также передавать накопленные знания и впечатления об окружающем.

 

Адаптация таких детей к нормальной жизни, развитие у них связной речи является важнейшей задачей коррекционной педагогики.

Исследователями М.М. Кольцовой (1973), А.В. Антаковой – Фоминой (1975), М. Аксеновой (1990) и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Поэтому, решая задачи по формированию связной речи, в качестве инструмента я выбрала сенсорную книгу, которая при правильном использовании обладает отличным обучающим и коррекционно-развивающим потенциалом.

Я предлагаю вниманию коллег сенсорную книгу по русской – народной сказке «Хвосты». Текст данной сказки доступен для понимания детьми старшего дошкольного возраста, обладает выразительным и красочным языком. Для сюжета данного произведения характерна чёткая композиция, с хорошо выраженной последовательностью действий. Персонажи сказки обладают яркими чертами характера, мотивы их поступков понятны.

На первом этапе знакомства с книгой дети получают готовый образец рассказа и действий с персонажами, что действует на их чувства, заставляет входить в воображаемую ситуацию, сопереживать героям, и тем самым вызывает интерес и желание запомнить, а затем пересказать услышанное. В ходе действий с персонажами происходит снятие напряжения, связанного с процессом пересказа.

На втором этапе работы с книгой дети упражняются в умении эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц. В ходе беседы с воспитателем осмысливают характеры персонажей, учатся замечать изобразительно-выразительные языковые средства родного языка, помогающие раскрыть содержание сказки. В ходе специальных упражнений совершенствуется грамматическая сторона речи воспитанников.

На третьем этапе работы с книгой дети самостоятельно рассказывают сказку (полностью, по ролям). Высокая художественность сказки, цельность её формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, играя, но не увлекаясь деталями и не упуская главного.

Вывод: Работа с сенсорной книгой с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР, отвечает их возрастным особенностям, оптимизирует педагогический процесс, направленный на преодоление имеющиеся речевых нарушений и развитие всех сторон речи.

Цель: Обучение детей связному последовательному пересказу достаточно большого по объему текста.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с русской народной сказкой «Хвосты»;

Учить:

  • связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку по ролям
  • эмоционально передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц
  • осмысливать характеры персонажей
  • замечать изобразительно-выразительные языковые средства, помогающие раскрыть содержание сказки

Обогатить словарь эпитетами, сравнениями; закреплять умение подбирать синонимы; упражнять в согласовании имен существительных с прилагательными (коммуникация); закрепить способы образования притяжательных прилагательных заячий, лисий, волчий, медвежий, поросячий, лошадиный, коровий, кошачий, собачий;

Развивающие: Развивать навыки планирования пересказа текста (с опорой на наглядность и действия с персонажами сказки), зрительное и слуховое восприятие, общую и мелкую моторику в процессе действий с элементами сенсорной книги; речь, мышление, умение четко формулировать свою мысль, правильно отвечать на вопросы распространёнными предложениями;

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к русским-народным сказкам, желание их пересказывать; умение понимать характеры героев и оценивать их поступки:

Предварительная работа: Просмотр компьютерных презентаций «Зачем лесным зверям хвосты?», «Зачем домашним животным хвосты?», дидактические компьютерные игры «Чей хвост?», «Найди животному хвост?», «Для чего нужен хвост?», «Узнай хвост по описанию»

Оборудование: Сенсорная книга «Хвосты», фланелеграф;

Занятие 1.

Ход:

- Посмотрите какую удивительную книгу я вам принесла.

- А кто же на обложке изображен? (лиса на полянке)

Чего-то на этой полянке не хватает…как вы думаете?

Давайте украсим полянку, чтобы лисе стало тепло и радостно.

– Что для этого нужно? Солнышко и цветы. Давайте пристегнём их на нашу полянку.

– Какое солнце? (яркое, тёплое, лучистое, бархатистое)

- Какие цветы? (яркие, разноцветные, тёплые)

Замечательная получилась обложка! И лисе, наверное такая полянка нравится, смотрите

- Какая лиса? (Лиса весёлая, потешная, рыжая …)

Лисичка вышла погулять на полянку. Посмотрите, как она любуется своим хвостом.

-Потрогайте лисий хвост, какой он? (Хвост у лисы пушистый, длинный, мягкий, тёплый).

Лисичка, лисичка,
Кому ты сестричка?

- Ответ удивительно прост:

Мой братец — мой собственный хвост,
Пушистый, и рыжий, и ловкий,
Готов на любые уловки.

- Как вы думаете, всегда у лисы был такой хвост?

- А хотите узнать откуда у лисы такой красивый хвост?

А сказка называется…может вы уже догадались?

Правильно, «Хвосты»!

Двукратное чтение сказки с показом действий персонажей сенсорной книги.

(При повторном чтении дети действуют с персонажами сенсорной книги и дополняют отдельные, не законченные воспитателем, предложения текста нужными по смыслу словами)

Пальчиковая гимнастика «Лесные звери» (проводится стоя)

Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик

Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька — медведь,
Любит громко пореветь.

Этот – серенький волчок –
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.

(загибают пальцы, начиная с мизинца).

Разбор содержания сказки по вопросам.

Цель: выделение (восстановление) главных сюжетных моментов сказки, а также упражнение в составлении фразовых ответов на вопросы (в форме простых распространенных предложений с разным порядком слов).

Вопросы:

- Как вы думаете, почему сказка называется «Хвосты»?

- О каких животных говорится в сказке?

- Чего у них не было раньше? (хвостов) Значит какие они были? (бесхвостые)

- О чем однажды узнали звери?

- Где они должны были собраться?

- Почему зайчик не смог прийти на большую поляну? (Чего он испугался?)

- Кого зайчик попросил принести ему хвостик? — Он попросил об этом...

- Как он просил принести ему хвостик, каким голосом? (вежливо, ласково, учтиво)

Давайте попробуем произнести так как зайчик:

- Дедушка медведь, будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик!

- Дяденька волк, будешь себе хвост-то получать, — выбери и мне какой-нибудь!

- Лисичка-сестричка, будешь себе хвост-то получать, принеси и мне хвостик!

- Где были развешаны хвосты? — Хвосты были...

- Кто первым прибежал на поляну? — Первой на поляну...

- Кто пришел на поляну вслед за лисой?

- Почему опоздал на поляну медведь? — Потому что по дороге... на пчельник зашел

- Принесли зайцу хвостик те, кого он об этом просил?

- Что ответил медведь? Давайте изобразим

Дети упражняются в диалоге, стараясь передать интонации персонажей:

(- Дедушка медведь, принес мне хвостик-то?

- Куда тебе там хвост! Я себе-то вон какой обрывок достал!)

-Дяденька волк, принес ли мне хвостик-то?

- Не до тебя там, косой было! Я себе насилу выбрал, потолще да попушистее.

- Лисичка-сестричка, принесла ли мне хвостик? – спрашивает зайчик.

- Забыла, – А посмотри, какой я себе выбрала!)

- Как ему удалось добыть себе хвостик?

Лексический разбор текста

Вопросы:

- Куда полетели сороки — белобоки? (во все стороны по лесам, по полям, по лугам)

- Как добирались звери на большую поляну? (кто бегом, кто скоком, кто летом)

- Что говорится в сказке о том, как шел медведь, как бежала лиса и др.? Давайте попробуем их изобразить…

Динамическая пауза (имитация движений):

Медведь: тяжело ступает «тууп-тууп-тууп!» Земля трясется, деревья трещат (ходьба детей как медведь.)
Заяц — скачет быстро, легонько (прыжки на двух ногах)
Лиса — «трава шуршит, мнется» (имитация движения лисы)
Волк – бежит «туп-туп-туп!» (имитация движений волка)

Конь – скачет (движения коня)

Работа с фланелеграфом и персонажами сенсорной книги:

- Вспомните, какие были хвосты на поляне? (и пушистые- распушистые, и веером, и метелкой, есть и гладкие, как палка, есть кренделями, есть завитушками, и длинные, и короткие – ну всякие-превсякие!)

- Какой хвост выбрала себе лиса? (Она выбрала себе... хвост пушистый, мягкий)

  • Какой хвост достался корове? (Ей достался хвост длинный, как палка, с метелкой на конце...), белке (пушистый, красивый), волку (потолще да попушистее

- А коню какой? (Ему достался хвост с длинными волосами...)

- Что сделала свинья с хвостом, который ей достался? (Завила она его колечком – какой красивый показался – лучше всех!)

- Что взял себе медведь? (лоскутик кожи, обросший шерстью)

- О чем спорили кошка с собакой? (Они спорили о том… у кого хвост лучше)

Выборочный пересказ фрагментов текста, содержащих диалоги персонажей.

Итог занятия

- С какой сказкой мы сегодня познакомились?

- Вам понравилась сказка? Что понравилось больше всего?

Занятие 2

Ход:

Вчера мы с вами познакомились с новой сказкой… «Хвосты».

- А зачем зверям нужен хвост? (дети дают объяснения, строя целевые предложения со сложным союзом для того чтобы)

- О чём рассказывалось в этой сказке?

Давайте поиграем в игру «Чей хвост?»

Дети по очереди выполняют задания, используя фланелеграф и фигурки животных из книги, проговаривая:

Это хвост зайца — заячий
Это хвост лисы – лисий
Это хвост лошади – лошадиный
Это хвост волка — волчий

Это хвост белки – беличий
Это хвост собаки – собачий
Это хвост кошки – кошачий

- Для чего нужны хвосты?

- Какие они бывают? (форма, цвет, размер).

Давайте вспомним о каком герое сказки я говорю:

  • Хвост пушистый, мягкий. Пошла домой довольная, вертит хвостом, любуется. (Лиса)
  • Хвост длинный, как палка, с метелкой на конце. По бокам машет, слепней отгоняет. (Корова)
  • Хвост гладкий, как веревочка. Завила она его колечком – какой красивый оказался – лучше всех! (Свинья)
  • Хвост с длинными волосами. (Лошадь)
  • Хвост — лоскутик кожи, обросший шерстью. (Медведь)

Игра – упражнение «Хвостик – хвостище» (на фланелеграфе)

Дети встают в круг.

В сказке очень хорошо рассказано о характере зверей.

- Каким вам показался зайчик?

- Лиса?

- Медведь? (дети характеризуют животных, затем двигаются по кругу, имитируя их)

- Как вы думаете, звери довольны своими хвостами?

- Как о них можно сказать? (довольные, радостные)

- А медведю хвост понравился?

- Какими словами можно сказать о его настроении? (грустное)

Чтение сказки.

Динамическая пауза «Звери»

Пересказ сказки детьми по ролям с помощью сенсорной книги.

Итог занятия

Оценка рассказов детей.

- Вам понравилось вместе рассказывать сказку?

- Кто из героев вам больше понравился? Почему?

- Что вам помогло рассказывать сказку?

- Интересно играть с такой умной книгой?

Просмотров: 980
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Пайбаршева Жанна Анатольевна. Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы тема: «Почему у Медведя короткий хвост»
  • Шерникова Венера Жавдетовна. Исследовательская работа “Чудо хвост”
  • Швецова Алиса Дмитриевна. Пьеса–сказка «Хвостатая история» по мотивам русской народной сказки «Хвосты».
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект НОД по развитию речи Творческое рассказывание по мотивам сказки «Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей
  • Свинцова Марина Анатольевна. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ по сюжету русской народной сказки «Аленушка и лиса» для детей с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)
  • Романова Светлана Викторовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Дикие животные, пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшинчик»
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Серебрякова Татьяна Александровна. Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Мариям Фаритовна Яковлева. Рассказывание сказки 'Лисичка-Сестричка и Серый волк'
  • Ухалкина Вера Евгеньевна. Методическая разработка «Развитие связной речи дошкольников при использовании русской народной сказки»
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  • Петрова Олеся Александровна. Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
  • Цветкова Людмила Александровна. Непрерывная образовательная деятельность для детей 5-6 лет «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
  • Светлана Коробейникова. Развлечение по мотивам сказки 'Маша и медведь'
  • Скуратович Виолетта Сергеевна. Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему 'Игра-драматизация русской народной сказки'
  • Ан Таисия Евгеньевна. Сценарий новогоднего представления «Как Лисичка и Зайка Новый год встречали»
  • Капитанская Елена Александровна. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описания персонажей «Сказки бабушки Даши»
  • Постолова Галина Борисовна. НОД по развитию речи в младшей группе 'Рассказывание русской народной сказки 'Теремок'
  • Редактор. Медведь и лиса - поделки из природного материала
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Карева Ольга Владимировна. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «У КОГО КАКОЙ ДОМ»
  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Гайнутдинова Ольга Борисовна. Конспект занятия по развитию познавательных способностей детей старшего возраста по сказке «Маша медведь»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Киреева Елена Геннадьевна, Дудина Елена Михайловна. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Ханипова Гульнара Фандасовна. Пьеса «День рожденье мухи» по мотивам сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», русской народной сказки «Теремок», стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».
  • Шрайнер Александра Ивановна Лубошникова Анна Николаевна. Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Путешествие по русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь