Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»

Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи  «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».
Автор конспекта: учитель-логопед МБДОУ ЦРР «Василёк»  № 25  г. Саянска Худякова  Е. А.
Цель: Повысить компетентность родителей по вопросу развития у детей
  речевых навыков и побудить заниматься с ребёнком
  в домашних условиях.
Задачи:
- уточнить и систематизировать представления родителей о значении сказки в развитии речи ребёнка;
- познакомить родителей с игровыми приёмами для развития речи детей посредством сказки;
- способствовать формированию деятельностного подхода во взаимодействии родителей и детей;
- формировать у родителей позитивное отношение к взаимодействию с детским садом.

 

Скачать полный конспект

Оборудование и материалы: ноутбук, презентация по теме консультации,  заготовки из картона и бумага, карандаши, фломастеры, клей,  тарелочки для раздаточного материала, листы белой бумаги, памятки для родителей, игрушка «Колобок».
           Ход практикума:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о роли сказки в развитии речи вашего ребёнка.
Прошу поднять руки тех, кому из вас читали сказки  в детстве? А кто из вас помнит, когда вам прочитали (рассказали) первую сказку? А какую сказку, по словам ваших родителей, вы любили слушать больше всего в детстве? (Ответы) Какую сказку вы помните с того времени, как помните себя? (Ответы)
Проделав этот небольшой экскурс в ваше детство, мы можем смело утверждать, что сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает в течение всего детства и остается с ним на всю жизнь. При этом необходимо осознавать, что сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Как вы думаете, развитию каких навыков способствуют сказки? (Ответы)
Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то сказочные тексты расширяют словарный запас, помогают правильно  строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
Если говорить непосредственно о связной речи, то, прежде всего, необходимо научить ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Читайте их до тех пор, пока ребенок самостоятельно сможет их хорошо пересказывать. Помните, что читать детям надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь, передавая эмоции и тембр голосов героев, так, чтобы, к примеру,  страшные слова волка или лисы, звучали действительно выразительно (Предложить кому-нибудь из родителей произнести слова волка (лисы, медведя) из сказки «Колобок»).
После такого прочтения сказки ребёнок захочет и сам поиграть со своим голосом, с удовольствием проговаривая реплики какого-нибудь героя (героев), непроизвольно запоминая смысл и последовательность событий. Таким образом, мы подводим его к пересказу. Как сделать пересказ более интересным  и доступным для ребёнка?  Что можно использовать, как вы думаете? ( Ответы родителей: иллюстрации, игрушки и пр.)
Интереснее всего для детей, на мой взгляд, поиграть в сказку. (Показ на слайдах фотографий театрализованных игр детей).
 Я предлагаю вам сделать совместно с вашим ребёнком простейшие фигурки для настольного и пальчикового театра: конусные игрушки и фигурки пальчикового театра. (Показ готовых фигурок на слайдах)
Важно, чтобы ребёнок принимал посильное участие в их изготовлении. Это будет способствовать  не только развитию его интереса к предстоящей игре, но и развитию ручной умелости (мелкой моторики) через пользование ножницами, карандашами, кисточками. У вас у всех лежат заготовки для изготовления фигурок. Подумайте, какого сказочного героя вы хотели бы изготовить и можете приступать к работе. (Звучит спокойная музыка. Родители изготавливают фигурки.)
У вас получились замечательные фигурки! Вы заберёте их домой, где вместе с ребёнком сделаете ещё несколько фигурок для обыгрывания и пересказывания сказок.
А сейчас я познакомлю вас с другим способом  помощи ребёнку правильно и последовательно пересказать сказку. Это метод пиктограмм. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова (короткие фразы). Иначе говоря - это рисуночное письмо, схема, в которую заложена определенная информация. Суть этого метода заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается картинка, изображающая предмет, действие, признак и т.п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Этот метод не только облегчает развитие общения, речи, а также может использоваться как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в речевом развитии.
Посмотрите, пожалуйста, на экран. (Показ слайда с пиктограммой к сказке «Красная Шапочка»). Как вы думаете, какая сказка зашифрована с помощью пиктограмм? (Ответы родителей.)
Предлагаю вам зарисовать с помощью пиктограмм сказку  «Курочка Ряба».
(Звучит музыка. Родители работают.)
Дома, прочитав, новую сказку с вашим ребёнком вы можете вместе с ним зарисовать её с помощью пиктограмм, а затем попросить рассказать эту сказку.
Я думаю, если вы будете использовать предложенные мною методы, то в скором времени вы заметите, что речь вашего ребёнка стала более связной, логичной, а слуховая память заметно развилась.
Но не менее важно сделать  речь эмоциональной, образной, красивой.
Как же всего этого достичь?
Во-первых, через формирование умения задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).
Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос. (Предложить родителям попробовать самим задать такой вопрос)
Формирование основ устной речи требует специального обучения. В этом плане особое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Для этого вам вместе с ребенком нужно:
• придумывать несколько однокоренных слов (Предложить придумать родственные слова к слову «лес». (…лесок, лесник, лесовик…));
• учить рифмовать два слова («Назовите слова-рифмы из сказки «Теремок»».);
• составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку». Например, «Красная Шапочка» - «Красная Шапочка идет». (Предложить  попробовать продолжить дальше самим. («Красная Шапочка идет по дорожке» - «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д.))
Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками:
• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова (Предложить назвать ласковые слова из сказки «Курочка Ряба»);
• сочинить длинное и в то же время смешное слово (Предложить подумать и ответить на вопрос: «Как мы можем сказать о лисе, какая она, если у неё пушистый хвост?» («пушистохвостая»));
• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «колобок» (Предложить попробовать произнести это слово без гласных.(…) «А теперь придумайте и произнесите таким способом своё сказочное слово, а мы попробуем угадать!»);
• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (выбрать, например, только домашних животных или только диких). («Попробуйте, угадайте, что лишнее: лиса, заяц, избушка, собака, петух.»).
Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать «узелки»  сказочных «клубочков». Вот один из примеров такого клубочка.
Попробуйте развязать узелок. Сколько сказок свернулось в клубок?
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
А вот такие задания помогают развивать и память, и речь:
- Угадайте сказку по трем словам:
1) Коза, козлятки, волк («Волк и 7 козлят»)
2) Курочка, петушок, зернышко («Петушок и бобовое зернышко»)
-  Или: В какой сказке есть такие слова?
Как же мне, медведюшка, не плакать? («Заюшкина избушка»)
Реченька, матушка, спрячь меня! («Гуси лебеди»)
В заключение хочется сказать. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов, расширяют свой словарный запас, учатся правильно строить диалоги,  развивают связную речь, которая становится более эмоциональной, образной, красивой. И в ваших руках помочь вашему ребёнку овладеть всем этим богатством.
Рефлексия. А сейчас, дорогие наши родители, мы бы хотели послушать вас, а поможет вам наш колобок. Катится колобок  к Наталье Павловне, а она ему расскажет о том, какие приёмы будет использовать при воспитании своего ребёнка сказкой? (…) А теперь Светлана Васильевна расскажет о том, как она будет ребёнку помогать запоминать сказку.(…) Ольга Викторовна расскажет о том, что ей хочется попробовать со своим ребёнком из предложенного сегодня.(….)
Колобок вернулся к нам. Спасибо всем за внимание! До свидания!

Использованная литература:
Л. Фесюкова «Воспитание сказкой».

Просмотров: 992
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Платонова Юлия Касимовна. Конспект занятия по развитию речи через театрализацию в 1 младшей группе «Как колобок свою сказку искал»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Рычкова Светлана Юрьевна. Занятие по развитию речи для детей второй младшей группы с 3 до 4 лет Драматизация сказки «Колобок»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Мишкуц Наталия Николаевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие образной речи ребенка как важнейшие условие качественной подготовки к школе»
  • Каримова Надежда Александровна. Сценарий сказки 'Красная Шапочка' для дошкольников
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Соловьева Ирина Михайловна. Развлечение для 2 младшей группы по мотивам сказки С.Я. Маршака «Курочка Ряба»
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Шальнева Наталья Леонидовна. Сценарий спектакля по мотивам сказки «Красная Шапочка» для детей подготовительной группы.
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Леонова Наталья Юрьевна. Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Пашкова Елена Валериевна. Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста консультация для родителей
  • Константинова Юлия Александровна. Конспект во второй младшей группе «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»
  • Фомина Елена Валерьевна. Сценарий для постановки новогодней сказки в кукольном театре 'Как колобок за елкой ходил'
  • Шатлова Светлана Сергеевна. Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями среднего возраста «Играем пальчиками — развиваем речь»
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Татьяна Юртаева. Игровой практикум для родителей «Раз, два, три – слова правильно произноси!»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Калянова Елизавета Евгеньевна. Непосредственно образовательная деятельность с детьми раннего возраста Тема: «В гостях у сказки «Курочка Ряба»»
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Кашапова Елена Михайловна. «Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь