Цель: Помочь родителям создать все необходимые условия для формирования у ребенка правильной речи.
Задачи:
- Познакомить родителей с играми, направленными на речевое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях.
- Побуждать родителей к активному взаимодействию с педагогами.
Ход семинара – практикума.
Здравствуйте, уважаемые родители. Рада видеть Вас на нашем семинаре «Развиваем речь ребенка в дома».
Правильная и красивая речь залог успешного обучения в школе и дальнейшей социализации в обществе.
В условиях детского сада организуются занятия по развитию речи в группах, на занятиях в логопедическом кабинете, другими специалистами детского сада.
Как проводить домашние занятия по развитию речи?
Для развития речи детей дома не нужно специальное оборудование, организация места обучения.
Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела. Материал могут стать игрушки, предметы ближайшего окружения, детские книжки и картинки в них. Важно, чтобы ваша речь была правильной, так как речь взрослого является образцов речи ребенка.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога — малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).
На вашем столе лежит яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый материал для развития речи ребёнка. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Яблоко какое? — сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т.д.).
Логопед предлагает проиграть игру вместе «Подбери слово и предай другому». (приглашаются две мамы) Кто скажет последнее слово, тому достается приз – яблоко.
Можно предложить ребенку посчитать яблоки на блюде: одно яблоко, два яблока, три яблока итд. А ещё яблоко можно нарисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.
Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи. Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.
Игра «На что похоже настроение»
Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже сегодняшнее настроение.
Поиграем вместе «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а ваше?». Отгадайте какое у меня настроение?
Во время совместной прогулки предложите ребенку послушать звуки улицы. «Расскажи, что ты услышал?», «Какие звуки ты услышал близко, а какие далеко?». Подобные игры помогают развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Игра «Животные на спину». Игру можно проводить как развлечение на детских праздниках. Ребенку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, ребенок может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: «У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.).
На кухне: У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника».
Собираемся с ребенком за покупками в магазин. Сегодня на обед мы приготовим овощной салат. Составьте с ребенком «Чек – картинку». Отметьте сколько овощей нам нужно для приготовления салата. Закупаем овощи. Готовим салат вместе с ребенком и проговариваем наши действия.
Перебираем вещи в шкафу вместе с ребенком. Находим необычную шляпу. «Сейчас ты фея (волшебник). Преврати все предметы в квартире в маленькие» (Стол – столик, шкаф – шкафчик, ваза – вазочка)
Самые обыкновенные предметы вокруг ребенка кладезь для формирования и развития речи. Фантазируйте, играйте с детьми, это поможет развивать речь ребенка способствовать формированию его психологической базы.
|