Подготовила: О.А. Бурова учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №16»
Цель: расширить знания о коррекционной работе.
Задачи:
- разъяснение важности коррекции речи детей;
- оказание практической помощи воспитателям, специалистом в работе с детьми с речевыми расстройствами;
- формирование положительной мотивации к мероприятиям, проводимым логопедом по коррекции речи;
- формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную работу.
Пояснительная записка
Сначала давайте повторим, что такое «автоматизация, дифференциация звука?»
Скачать консультацию-презентацию
Обучение правильному произношению звука называется – постановкой звука; закрепление поставленного изолированного звука в слогах, словах, предложениях, в потоке собственной речи – называется автоматизацией звука; различение смешиваемых, заменяемых твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков – называется дифференциацией звука.
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно–рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок поизносит его изолированно совершенно правильно и четко. Скорость введения звуков в речи зависит, прежде всего:
От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей-дизартриков. Дизартрия – это нарушение или недостаточная чувствительность мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т.е. нервная клетка, которая обеспечивает движение данной мышцы, еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет;
От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь;
От состояния психических процессов – мышления, памяти, процессов произвольности – т.е. сознательном управлении своими действиями.
Этапу автоматизации в работе отводится достаточно продолжительное время. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию.
Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Учитывая это, необходимо превратить сложнейший процесс автоматизации звука в игру.
Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка.
Хотелось бы предложить игры, которые помогут ребенку автоматизировать звуки.
Игра «Говори правильно»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие мелкой моторики.
Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговорить слово и прикрепить картинку.
Игра «Куда положить картинку?»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; активизация словаря.
Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговаривая каждое слово.
Игра «Найди картинку»
Цель: Автоматизация и дифференциация звуков. Развитие мелкой моторики
Найти и назвать картинки с заданным звуком, четко проговорить слово и прикрепить картинку к фланелеграфу.
Игры «Кто больше», «Логопедическое лото»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков. Развитие мелкой моторики, навыков звукового анализа, определение места звука в слове.
Игры «Чем отличаются слова?», «Пара слов – картинок»
Цель: развитие навыков звукопроизношения, слухового внимания, фонематического слуха, автоматизации и дифференциации звуков.
Игра «Цепочка слов»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Найти и разложить картинки так, чтобы конечный звук предыдущего слова был начальным звуком нового слова.
Игра «Продолжи слово»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; развитие навыков слухового внимания, фонематического слуха; закреплять умения добавлять слоги до целого слова.
Найти продолжение слова, четко произнести его.
Игра «Большой — маленький»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; образование уменьшительно-ласкательных существительных; активизация словаря.
Назвать картинки, изображающие «большой» и «маленький» предмет.
Игра «Логопедическое лото» (один – много)
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; употребление существительных в единственном и множественном числе в родительном падеже; активизация словаря.
Назвать слова в единственном и множественном числе в родительном падеже.
Игра «Подбери слово»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
Подобрать слово к звуковой схеме слова, объяснить каждый звук.
Игра «Придумай предложение»
Цель: автоматизация и дифференциация звуков;
совершенствовать умения составлять предложения; развитие связной речи.
Предлагается придумать предложение про заданный предмет и выполнить схему предложения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
|