Цель: учить различать на слух и на письме звуки [Р] и [Л] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционные:
- Учить выделять отличительные признаки звуков [Р] и [Л].
- Совершенствовать навык звуко-буквенного анализа.
- Упражнять учащегося в делении слов на слоги.
Развивающие:
1. Развивать словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: предметные картинки, тетради, цветные ручки, мяч, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Логопед: «Послушай имена мальчиков и определи последний звук: Артур, Виктор, Владимир. Выдели первый звук в кличках животных: Лаки, Лэйс, Лора. С какими звуками мы сегодня будем работать? Мы сегодня работаем со звуками [Р] и [Л]».
1. Знакомство с темой занятия.
Логопед: «Где находится язычок, когда мы произносим [Р]? За верхними зубами, кончик языка широкий, напряжён и дрожит, «моторчик» работает. Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Где находится язычок, когда мы произносим [Л]? Он поднят за верхние зубы и там прижат. Губы улыбаются, зубки видны.
2. Уточнение характеристики звуков [Р] и[Л].
Звук [Р] какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
Звук [Л] какой? Согласный, твёрдый, но может быть мягким, звонкий.
3. Словарный диктант.
Логопед: «Вот картинки животных. Распредели их на две группы: в левый столбик со звуком [Л] (логопед показывает карточку с буквой Л), в правый – со звуком [Р] (логопед показывает карточку с буквой Р): лиса, жираф, тигр, слон, зебра, волк, дельфин, корова, лошадь. В каком столбике картинок больше: в правом или в левом? Запиши слова в левый столбик и в правый. В левом столбике слова, с каким звуком? А в правом? Раздели слова на слоги. В каких словах один слог? (слон, волк, тигр), два слога (лиса, дельфин, лошадь, жираф, зебра). В каком слове три слога? (корова)».
4. Задание «Какая буква пропала?». (Работа по карточке №1).
Ко_есо, ха_акте_, п_акат, в_ево.
Ко_идо_, ап_е_ь, _азме_, п_и_ода.
Гене_а_, зе_ка_о, ба_е_ина, п_охо.
Логопед: «Прочитай слова, определи пропавшую букву. Какое слово «лишнее»? Почему оно лишнее?».
5. Игра с мячом «Наоборот».
Логопед: «Я говорю слова, ты заменяешь [Р] на [Л]:
рама – лама, город – голод, рис – лис, игра – игла, жарко – жалко, рак – лак».
6. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: «В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому.
Указательный и средний
Безымянный и последний.
Сам мизинчик малышок.
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья
Друг без друга нам нельзя».
7. Задание «Составь предложение из заданных слов».
Логопед: «Я говорю слова, а ты составь из них предложение, изменяя их по смыслу: Володя, карандаш, купила, красный, мама. Укладывать, Рая, в кроватку, кукла, спать». Запись предложений в тетрадь. «Подчеркни одной чертой букву Л, двумя чертами — букву Р».
8. Логопед: Послушай стихотворение и запомни слова со звуком [Р]: Начинается считалка:
На берёзу сели галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Логопед: «Назови слова, которые ты запомнил. А теперь запомните слова со звуком [Л]. Слов, с каким звуком меньше?».
Логопед: «Какие звуки приходили к нам в гости? Дай им характеристику».
|