Цель:
- Создать условия по овладению первоначальными основами грамоты
Задачи:
- Освоение звукового анализа слов
- Развитие представлений о гласных звуках
- Развитие умения отличать гласные звуки от согласных
- Обучение умению проводить графические линии
Материал к занятию: картинка-схема слова слон, фишки красного и синего цвета, карандаши, рабочие тетради, фишки призы, указка, карточки-схемы слова слон для детей.
План занятия
I. Организационный момент
II. Основная часть
Д/и «Кто внимательный?»
Звуковой анализ слова
Д/и «Какой звук заблудился?»
Д/и «Цепочка сов»
III. Работа в тетради
IV. Итог занятия
Ход занятия
С добрым утром, друзья!
День наступил прекрасный
Потому что в нем есть Вы и Я!
Давайте начнем наше занятие с улыбки, ведь всегда приятно общаться с веселым, доброжелательным человеком. Улыбнитесь друг другу, от улыбок станет всем нам уютнее и теплее! Я рада приветствовать вас.
Погружение в тему занятия
Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. На занятии мы будем учиться делать анализ слова, играть в игры.
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Как произносятся гласные звуки? (голосом, их можно громко крикнуть, петь)
Какие гласные звуки вы знаете? (а,о,у, э, ы, и)
Какой фишкой обозначаем гласный звук? (красной)
Как произносятся согласные звуки? (на выдохе, при этом во рту преграды зубы, язык)
Какой фишкой обозначаем согласный звук? (синей фишкой)
Игра «Кто внимательный?»
Я буду называть слова, а вы будите угадывать, на какой звук начинается слово. Если слово начинается на гласный звук, показываете красную фишку, если на согласный — синюю фишку.
Слова: игла, нос, утка, цапля, арбуз, хлеб, облако, кукла, экскаватор, снег.
Дети показывают соответствующую фишку.
Звуковой анализ слова слон
Сегодня мы с вами будем разбирать слово, какое вы узнаете после того как отгадаете загадку
Это что за великан? Держит в хоботе фонтан? Умываться любит он, И зовут чистюлю...! (Слон)
На доске – картинка слон, один ребенок работает у доски, остальные — на местах.
Произнеси слово слон, какой слышится первый звук? (-с-)
Это согласный или гласный звук? (согласный)
Какой фишкой обозначается? (синей) Ставим синюю фишку в первую клеточку
Какой слышится второй звук? (-л-)
Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку во вторую клеточку.
Какой слышится третий звук? (-о-)
Это гласный звук, обозначаем его красной фишкой, ставим в третью клеточку.
Какой слышится четвертый звук? (-н-)
Это согласный звук, обозначаем синей фишкой, ставим синюю фишку в четвертую клеточку.
Сколько звуков в слове слон? (4)
Сколько согласных звуков в слове слон? (3)
Сколько гласных звуков в слове слон? (1)
Сколько слогов? (1)
Правило сколько в слове гласных звуков столько и слогов.
Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя.
Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался? (третий твердый согласный-н-)
Физминутка
Мы веселые мартышки, улыбаются Мы играем громко слишком. Мы в ладоши хлопаем, хлопают Мы ногами топаем, топают
Надуваем щечки, надувают щеки Скачем на носочках подпрыгивают вверх И друг другу даже, языки покажем, показывают языки Дружно прыгнем к потолку подпрыгивают вверх
Пальчик поднесем к виску подносят палец к виску Шире рот откроем, открывают рот И гримасы строим. строят гримасы Игра «Какой звук заблудился?»
Миша дров не напилил,
Печку кепками (щепками) топил.
В каком слове заблудился звук? (в слове кепками)
Проговорите: Кепками-щепками
Игра «Цепочка слов»
Я называю слово лук, а вы придумываете слово, которое начинается с последнего звука слова лук, например кот.
За каждый правильный ответ получите фишку.
Работа в тетради
Я тетрадь свою открою И с наклоном положу Я друзья от вас не скрою- Карандаш вот так держу.
Сяду ровно не согнусь, За работу я возьмусь.
Обратить внимание на посадку за столом. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола, немного наклонив голову влево; ноги должны стоять на полу, руки лежать на столе так, чтобы локоть правой руки выступал за край стола, а левая рука придерживала тетрадь.
Карандаш должен лежать на среднем пальце, большой палец придерживает карандаш, а указательный легко лежит сверху (расстояние от кончика стержня-1, 5 см) и управляет сверху. Левая рука передвигает тетрадь вверх по мере заполнения страницы
Начиная с направления стрелочки, обводите контур слона и заканчиваете, доведя до начала стрелочки.
Затем начинаем штриховку ног с направления стрелочки –горизонтально с лева на право, штриховку хобота производим также горизонтальными линиями с лева на право. Туловище слона производим прямыми вертикальными стрелочками. Расстояние между линиями должно быть одинаковое. Показ на схеме.
Под контуром пишем схему слова
Итог занятия
Чем мы занимались на занятии? Что для вас было особенно трудно на занятии?
|