МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 32 «Чебурашка» г. Пскова
Исполнитель: учитель-логопед высшей категории Прокофьева Надежда Сергеевна 2019 г.
Тема: Звуки [с] [с"].
Цель: подготовка к обучению элементам грамоты
Задачи:
Образовательные:
- уточнить произношение и артикуляцию звуков [с] и [с"]
- совершенствовать навык составления предложений по опорным картинкам
- упражнять в образовании существительных в в. п. ед. и мн. ч
- упражнять в навыке составления предложений с предлогами «в» и «на»
- развивать навык ориентировки в пространстве
- совершенствовать навык ответа полным предложением на заданный вопрос
- расширять активный словарь.
Коррекционно-развивающие:
- совершенствование навыка звукового анализа
- развивать фонематические процессы (анализ, синтез, восприятие)
- развивать мелкую и общую моторику
- развивать графо-моторные навыки
- совершенствовать навыки диалогической и монологической речи
- совершенствовать кинестетические ощущения
- уточнить артикуляционный уклад заданных звуков
- развивать слуховое внимание, память
- развивать логическое мышление.
Воспитательные:
- формировать положительную установку на занятие
- совершенствовать навык переключения с одного вида деятельности на другой
- развивать навык работы в группе и индивидуально
- воспитывать интерес к занятиям через использование занимательных упражнений.
I. Организационный момент.
Дети заходят в группу. В углу лежат вещи: валенки, пальто, рубашка, шапка. Кто это здесь кинул вещи? Об этих вещах я читала в одном из стихотворений, послушайте. (При затруднении детей логопед читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Жил человек Рассеянный…») Кто такой рассеянный? Что это значит? (Человек, плохо замечающий окружающее, не умеющий сосредоточиться, невнимательный и несобранный) (ответы детей) Ребята, мы ведь не такие! Давайте поможем Рассеянному.
II. Основная часть.
Посмотрите, куда он убежал. (Подходят к картинке с изображением Рассеянного)
Что у него на голове? (сковорода)
Что у него в пакете? (сапог)
Какой первый звук мы слышим в этих словах?
-артикуляция звука и характеристика звуков [с] [с"] (дети при затруднении обращаются к схемам анализа звука и смотрят в зеркало)
Давайте произнесём этот звук. Скажите, что делают губы? Зубы? Почувствуйте, где находится язык: лежит или выгнут? (один из детей проговаривает анализ целиком). Воздух свободно выходит или ему что-то мешает? (зубы, язык) Значит какой это звук? Проверьте, звонкий он или глухой? Как мы его обозначаем? (синим кружком) (дети на мольберт крепят нужный символ) Давайте найдём на картине ещё предметы с этим звуком и обозначим их синим кружком, возьмите по одному магниту. (ответы детей) Можем ли мы сказать этот звук мягко?
Произнесите его. Положение губ и зубов у него такое же, как и при звуке [с], но язык выгибается больше, «горочка» становится круче. Как мы обозначаем этот звук? (зелёным кружком) Чем отличаются эти звуки?
Назовите ещё предметы на картинке с этим звуком и обозначьте их зелёным кружком, возьмите по зелёному магнитику. (ответы детей) Здесь теперь порядок. Мы знаем, какие предметы у нас со звуком [с], какие со звуком [с"].
-Д/и «Осенний букет» (дифференциация звуков [с]-[с"])
(На полу лежат вперемешку листья). Смотрите, Рассеянный опять всё перепутал, смешал все листья и ничего не заметил. Разберём все листочки. Возьмите по два листочка и подойдите сюда. На столе стоят две вазы: синего и зелёного цвета. Наши листья необычные, на них есть картинки. Сначала давайте поставим листья, которые вы держите в правой руке. Какой звук в твоём слове? В какой части слова он находится? В какую вазу ты поставишь свой листочек? (Листья из левой руки дети ставят самостоятельно) Логопед потом перечисляет все картинки- «листья» в каждой вазе (при необходимости исправляет). Мы все листья разложили правильно, мы собранные.
-Составление предложений со словами со звуками [с], [с"].
Смотрите, Наш Рассеянный опять за старое, что же он такой невнимательный. Поможем ему разложить вещи по местам. (На мольберте в два столбика картинки: селёдка-шкаф, васильки-аптечка), письмо-холодильник, носки-полка, спички-ваза, градусник-стол). Скажите, как лежат вещи у Рассеянного (Рассеянный положил селёдку в шкаф. и. т. д.) Дети берут по картинке. Разложите вещи по местам и расскажите, куда вы положили вещи (Я положил градусник в аптечку и т. д.) Молодцы! Мы внимательные всё рассмотрели, всё исправили.
-Игровое упражнение «Что без чего?» (индивидуальная работа) Рассеянный любит рисовать, он нарисовал картинки, но, кажется, что-то здесь не так. Опять Рассеянный не смог сосредоточиться и дорисовать картинки до конца. Посмотрите внимательно. (на столе для каждого ребёнка лежит картинка, дети дорисовывают картинку и проговаривают, что они сделали «Я нарисовал у часов стрелки»)
Скамейка без сиденья. Часы без стрелок. Велосипед без колёс. Лиса без хвоста.
Цветок без лепестков. Подсолнух без семечек. Какой звук в слове семечки? Колёса? Снеговик без носа. (даём последней)
(Логопед пытается нарисовать нос, но у него не получается).
Я знаю, что надо сделать. Давайте соберём схему слова «нос». Какой первый звук в этом слове? Дайте его характеристику. Каким символом мы его обозначим? Второй звук? Какой он? Как его обозначим? Третий звук? Дайте его характеристику. Как мы его обозначим? Сколько всего звуков в этом слове? Произнесите первый звук, второй, третий? Молодцы! (Логопед рисует нос) Мы опять помогли Рассеянному, мы не такие как он, заметили все его ошибки и дорисовали картинки.
III. Итог.
Ребята, кому мы сегодня помогали? Как мы ему помогали, что сделали для него? Какие звуки нам помогали в этом? Чем они похожи? Чем отличаются? Рассеянный очень доволен, что вы помогли ему. Вы очень аккуратные, внимательные, трудолюбивые, поэтому давайте уберём вещи, которые он раскидал. Спасибо!
|