Подготовила воспитатель Долгий Лилия Михайловна
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».
Образовательные задачи:
- дать представление о букве Ц и звуке [Ц]., умение выделять его в потоке речи;
- совершенствовать умение производить сложные виды звукового и слогового анализа, осуществлять мыслительные операции (замены, выбора, восполнении) на звуковом и слоговом составе слов без опоры на наглядность;
- обобщить и активизировать словарный запас по теме;
- закрепить навык изменения формы слов, уметь классифицировать лексический материал в соответствии с заданной схемой;
Скачать конспект
Развивающие задачи:
- развивать фонетико-фонематические процессы;
- связную речь, память, мышление, воображение;
- вызвать эмоционально-положительный настрой на занятие; с
- поспособствовать развитию уверенности в себе.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к жизни и культуре коренных жителей Северной Америки-индейцам;
- воспитывать положительное отношение к сверстникам, самостоятельность;
- воспитывать любознательность, чувство товарищества, уверенности в своих силах ( «Социализация»);
- способствовать формированию потребности в двигательной активности ( «Физическая культура»).
Словарная работа:
Предварительная работа: тематическая неделя «В гости к индейцам», рассматривание иллюстраций, беседы, чтение рассказов, рисование индейцев, изготовление головных уборов; разучить физкультминутку. Закрепить названия животных и птиц Северной Америки, закрепить звуки (С) — (С`).
Оборудование: иллюстрации: (птицы-птенцы, камышница, яйца, колибри-герцог, рогатая ящерица, овцебык, броненосец, медведица, белая американская цапля, индейцы).
(звук [Ц]); артикуляционная карточка произношение звука (Ц), звуковичок, фишки и звуковые линейки, яйцо с цыпленком и буквой (Ц), головные уборы индейцев, руль, корабль, домики, где живут буквы; карта Северной Америки,
Ход деятельности:
Организационный момент и закрепление пройденного материала
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, какая у вас интересная и необычная одежда. Это элементы национальной одежды индейцев. Почему вы так оделись?
(Потому что мы всю неделю путешествуем по северной Америке)
- Значит, мы с вами снова отправимся в путешествие в Северную Америку. К кому? К индейцам.
- На каком транспорте можно отправиться в путь? (на машине, самолете, корабле).
- Я предлагаю сначала отправиться на машине в порт. Ой! Посмотрите у нашей машины спущены колеса.
- Что мы будем делать? (накачать колеса)
- Давайте их накачаем? Представьте, что вы насосы. Начинаем накачивать колеса (С-с-с-с-с).
- Какой вы звук здесь услышали? [C]
- Какой это звук? (согласный, твердый, глухой).
- Вот, ребята, мы с вами приехали в порт. Здесь нас ждет корабль, название которого: «Царь морей». Поднимайтесь по трапу и проходите на корабль.
Отправляемся в путь.
Посмотрите, ребята, что виднеется вдалеке. Это наверно и есть. Северная Америка. Вот мы и приплыли на материк. Спускайтесь по трапу.
Итак, ребята, на этом материке живут коренные жители. Кто они? (индейцы). А как называются жилища в которых они живут? (вигвам).
Давайте, ребята, осмотримся и вспомним, кто же здесь еще живет?
- Дети называют животных и птиц, которых обитают на материке со звуком [Ц] (птицы-птенцы, камышница, яйца, колибри-герцог, рогатая ящерица, овцебык, броненосец, медведица, белая американская цапля, индейцы).
Какой звук чаще всего встречается в словах во всех этих словах? [Ц]
Правильно, молодцы!
Знакомство со звуком [Ц].
«Ц-ц-ц», прижали к губке пальчик. Успокойся шумный мальчик! Сели тихо на места… Это видно не спроста!
Новый звук сейчас услышим… «Ц-ц-ц» — все замерли, не дышим…
В наступившей тишине, звук пришел к тебе и мне: [Ц]
Он согласный очень скромный. (Выставить звуковичок на доску)
Слов же с ним запас огромный:
ЦАРЬ, ЦАРЕВНА, ЦИРК, ЦАРИЦА, МАРЦИПАН, ДВОРЕЦ, ДЕВИЦА, ЦИВЕРБЛАТ, ЦЫПЛЕНОК, ЦОК, ЦЕНЫ, ЦЕННИК И ЦВЕТОК.
- Звук [Ц] какой он? (согласный)
- Почему? (не поется)
- Давайте мы с вами произнесем звук [Ц] еще раз. (Дети произносят).
- [Ц] твердый или мягкий? (твердый), значит какого цвета мы наденем башмачки звуковичку? (синие)
- Произнесите его еще раз.
[Ц] глухой или звонкий? (глухой), значит у звуковичка на голове шляпка или колокольчик?
(шляпа)
Итак звук [Ц] – согласный, глухой, и всегда твердый.
Анализ артикуляции звука Ц
Губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубы. Язычок упирается в зубы, находится в нижнем положении, кончик язычка отталкивается от зубов. Произносится Ц резко, толчком — струя воздуха холодная.
Упражнение в произношении (воспитатель читает первые строчки стихотворения, а дети произносят Цок-цок-цок)
стихотворение «Лошадка»
Я лошадка серый бок Цок-цок-цок Я копытцем постучу Цок-цок-цок
Если хочешь прокачу Цок-цок-цок Хороша и хвост и грива Цок-цок-цок
Я лошадка серый бок Цок-цок-цок Я копытцем постучу Цок-цок-цок.
Физкультминутка
Давайте потанцуем!
Воспитатель предлагает надеть головные уборы и исполнить танец индейцев.
Дети под музыку выполняют танцевальные движения.
Теперь, ребята пришло время возвращаться домой, в нашу группу. Возвращаемся на корабль. Ребята вам понравилось в гостях у индейцев?
Вот мы и приплыли, спускаемся по трапу и проходим на свои рабочие места.
Знакомство с буквой Ц
На доске выставлены иллюстрации (колодец, цифры, кольцо, медведица)
- Ребята посмотрите, а что я вам привезла из Северной Америки.
- Что это? (яйцо)
- А кто его снес? (птица)
- Кто там внутри стучит? Давайте посмотрим. (Воспитатель открывает яйцо, а в нем цыпленок и буква Ц).
- Кто это? (цыпленок)
- Какая изображена буква? (Ц)
- Каким цветом обозначена (синего)
- Почему? (потому, что звук [Ц] – согласный, глухой, и всегда твердый)
В какой домик мы его поселим? (в синий)
Значит звук (Ц) обозначается буквой звук [Ц] – согласный, глухой, и всегда твердый
Выделение звука [Ц] из состава слова.
А теперь посмотрите на доску, произнесите слова и определите где находится звук (Ц): вначале, в середине или в конце. Давайте произнесем слова. (Дети произносят).
- Где находится звук [Ц] вначале, в середине или в конце?
Дети определяют и располагают фишку в той клеточке, где она слышится.
колодец цифры кольцо медведица
Воспитатель выполняет на доске, и устраивает «Ловушку» (располагает фишки заведомо неправильно в словах)
Затем воспитатель спрашивает у детей, правильно ли он расположил фишки.
Если нет, то исправьте. Дети ищут ошибки. Исправляют.
Звуковой анализ.
А теперь посмотрите на следующую картинку. (ЦВЕТОК)
Давайте посчитаем сколько звуков в этом слове? (6 звуков, а слогов – дети определяют слоги хлопками в ладоши – цве-ток)
Воспитатель вызывает одного из детей к доске, остальные выполняют за рабочими столами ЦВЕТОК -
[Ц] — согласный, твердый, глухой, каким цветом фишка
[В] — согласный, мягкий, звонкий, синяяфишка
[И] (Е) — слышится и, а пишется е: гласный,
[Т] — согласный, твердый, глухой,
[О] — гласный
[К] — согласный, твердый, глухой.
Закрепление Игра: «Измени слово так, чтобы появился звук Ц.
Например: лук-луковица,
МЕДВЕДЬ-МЕДВЕДИЦА, ПЛАТЬЕ-ПЛАТЬИЦЕ, ОКНО-ОКОНЦЕ, ВОЛК-ВОЛЧИЦА, ДКРЕВО-ДЕРЕВЦЕ, МАСЛО-МАСЛИЦЕ, БЛЮДО-БЛЮДЦЕ, ЗЕРКАЛО-ЗЕРКАЛЬЦЕ, ТЕЛО-ТЕЛЬЦЕ, БОЛОТО-БОЛТЦЕ, ДЕЛО-ДЕЛЬЦЕ, МЫЛО-МЫЛЬЦЕ.
Итог занятия.
Где мы сегодня побывали? (В Северной Америке)
У кого в гостях? (У индейцев)
С каким звуком познакомились? [Ц]
Что мы о нём узнали? (что он — согласный, глухой, твердый)
С какой буквой познакомились? (с буквой — Ц).
|