Провела: учитель – логопед Мухина Марина Геннадьевна 2019 г.
Цель:
- познакомит детей со звуком Ш, буквой Ш
- находить место звука в слове (в начале, середине или конце слова)
- закреплять умения делить слова на слоги
- закреплять умения определять ударный слог в слове
- закреплять умения составлять схему предложения
- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая
- совершенствовать умения рассуждать, четко выражая свои мысли.
Задачи:
Скачать конспект
образовательные:
- учить детей характеризовать звук Ш
- совершенствовать навык различения звуков: мягкий – твердый, глухой – звонкий;
- совершенствовать навык звуко – буквенного анализа слов на основе наглядно-графических схем;
- совершенствовать навык определять место звука в словах;
- познакомить с буквой Ш.
развивающие:
- развивать фонематический слух
- развивать графо-моторные навыки;
воспитательные:
- воспитывать умение уважать мнение других
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: фишки синего цвета, рабочие тетради, цветные ручки, простой карандаш, полоски – схемы слов, интерактивная доска.
Содержание непосредственной образовательной деятельности детей:
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня утром я получила сообщение, которое мне прислал сказочный герой.
- Как вы думаете, кто мог его прислать? (Ответы детей)
- Послушайте песенку и догадайтесь, кто это. (Старуха Шапокляк)
Появляется слайд с «портретом» старухи Шапокляк
- Молодцы.
- Давайте прочитаем сообщение, которое она написала.
«Ребята! Я хочу тоже пойти в школу и быть грамотной, но не знаю, что мне для этого надо знать.»
2. Работа со звуками.
- Ну что ребята, попробуем рассказать Шапокляк, что мы умеем? (Да)
- Что мы знаем о речи? (Бывает устной и письменной, состоит из предложений)
- Молодцы.
- А из чего состоят предложения? (Из слов)
-Слова? (Из слогов)
-Слоги? (Из звуков)
-Что такое звуки? (То, что мы слышим)
-Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Расскажите о гласных звуках, как определить, что он гласный?
- Расскажите о согласных звуках, как определить, что он согласный?
-Какие бывают согласные звуки? (Звонкие или глухие, твердые или мягкие)
-Какой звук мы слышим в начале слова «ШАПОКЛЯК»?
- Правильно, звук Ш. Дайте характеристику этому звуку.
- Каким цветом мы будем обозначать звук Ш? (Синим)
-Почему? (потому что звук Ш – согласный и твердый)
-Молодцы!
Возьмите синие фишки и полоски-схемы. Я вам буду называть слова, а вы будете определять место звука в слове. Будьте внимательны, слушайте, где звук находится – в начале, середине или конце слова.
- Отгадайте загадки, а отгадкой будут слова, в которых есть звук Ш. (Дети отгадывают загадки, определяют место звука в слове).
После того, как дети отгадают загадку, на экране появляется картинка-отгадка. После того, как определили место звука в слове, на экране появляется картинка с правильным вариантом.
1. Она необходима нам зимой,
И летом в жаркий летний зной,
На голове она сидит,
И далеко она глядит.
Несложная совсем загадка,
Ответ так прост, ведь это… (Шапка)
2. Он высокий, бархатистый,
Если отцветет – пушистый,
И растет на речке,
В низеньком местечке.
Ты ответь скорей, малыш.
Что же здесь растет? … (Камыш)
3. Возле кедра бурый мишка
Ходит, собирает… (Шишки)
4. Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные … (Шары)
5. Дед Мороз стоит у елки,
Пряча в бороду смешок.
Не томи нас слишком долго
Развяжи скорей… (Мешок)
6. Черно-белая игра,
С полем в клеточку она.
В «Уголки» играем с Машкой,
А игра зовется... (Шашки)
- А каие еще бывают шашки?
- Боевое оружие, у такси.
7. А в какую еще игру играют на черно – белой доске?
- Правильно, в шахматы.
8. Она растает на руках.
И след оставит на губах.
И сладкий вкус её загадка
Зовут её все... (Шоколадка)
9. Белые горошки на зеленой ножке.
10. Под полом таится,
Кошки боится… (Мышка, мышь)
11. Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку – ку… Ку – ку!» (Кукушка)
- А что вы знаете про кукушку? (Ответы детей)
- Да, ребята. Кукушка не вьет гнездо, а яйцо подкидывает другим птицам. Иногда кукушонок намного больше птицы, которая его выкармливает.
12. Мы с ребятами гуляли,
Ветки целый день таскали.
Мастерили домик наш,
Под названием... (Шалаш)
- Молодцы. Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь сами придумайте слова, в которых встречаются звук Ш. (Ответы детей)
3. Физминутка.
- А сейчас вместе с Шапокляк мы отдохнем. (физминутка транслируется на экран, дети под музыку выполняют движения, которые показывают герои)
4. Знакомство с буквой Ш.
-Звук Ш обозначается буквой Ш. Посмотрите на эту букву. Как вы думаете, на что она похожа?
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
5. Работа в тетрадях.
Посмотрите, из каких элементов состоит буква Ш.
Показ на доске.
-Открыли тетради. Сейчас мы будем писать букву Ш.
-Сначала нарисуем букву в воздухе, а потом в тетради.
-Пишем через клеточку всю строчку.
6. Работа со словом и предложением.
-Послушайте, что я сейчас скажу: У Шапокляк шары. (предложение)
- А что мы знаем про предложения? (Предложение состоит из слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.)
- Молодцы, составьте схему предложения.
- А сейчас в тетради нарисуйте схему слова ШАРЫ.
- Не забудьте разделить на слоги и поставить ударение. (Проверка)
7. Просмотр мультфильма.
– Молодцы, вы хорошо поработали и в конце занятия мы посмотрим мультфильм про букву Ш. (Мультфильм из серии «Азбука Малышка»)
- Не забудьте запоминать слова, в которых есть звук Ш.
8. Итог.
-Вспомните слова, которые встретились в мультфильме.
- С каким звуком мы познакомились, расскажите о нем.
-Какой буквой он обозначается?
-Ну а сейчас посмотрите, старуха Шапокляк прислала нам шары. А что это к ним привязано? (Шкатулка)
-Ребята. Посмотрите, в шкатулке что – то лежит. Угадайте, что там. Дам вам небольшую подсказку. Это сладости, которые начинаются со звука, который мы сегодня изучали. (Шоколадки)
- Спасибо вам за хорошую работу на занятии. Давайте скажем «Спасибо!» Шапокляк. До свидания.
|