Цели занятия:
Обучающие:
- Познакомить детей со звуком и буквой С
- Научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам
- Упражнять в определении места звука в слове
Коррекционные:
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
Оборудование: предметные картинки, в которых содержится звук с,мяч, карточки, «Домик», фишки. Деревянные коробочки с манной крупой.
I. Организационный момент.
Ребята здравствуйте! Давайте поздороваемся с нашими гостями, которые пришли к нам в гости чтобы посмотреть как мы занимаемся.
Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? У меня сегодня радостное настроение, потому что полна сил и желания с вами потрудиться и поработать на славу. А у вас какое?
Кто желает рассказать какое у вас настроение? (ответы детей)
Молодцы!
II Развитие общей и мелкой и артикуляционной моторики.
Посмотрите,
какой сегодня чудесный день! Давайте мы с вами настроимся на занятие:
Наши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают Все чудесно расслабляется. Дышится легко,
Ровно, глубоко... Напряженье улетело, И расслаблено все тело. Нам понятно, что такое
Состояние покоя...
2. (Упражнение на развитие мимических мышц.)
Ребята, давайте поиграем в нашу любимую игру на мимику. Покажем друг другу, как мы можем изображать различные эмоции.
Представьте себе, что вы:
- Съели кислый лимон (дети морщатся);
- Рассердились на драчуна (дети сдвигают брови);
- Встретили друга (дети улыбаются);
- испугались забияку (дети приподнимают брови, широко раскрывают
глаза, приоткрывают рот)
3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
III Знакомство с новым материалом
Ребята, посмотрите на картинку.
У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…можете подышать на ладошку, и появится холодный воздух –бежит холодная водичка – с-с-с…
Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара?
Какой первый звук в слове СССОНЯ? — СССАМОВАР? СССТАКАН?
Рассмотрите следующую картинку. Насос выпускает воздух. Какой звук при этом слышится? (с-с-с Сегодня мы познакомимся со звуком с.)
1)Акустико – артикуляционный образ звука.
(Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми)
Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке) А что вы скажете о зубах? (зубы сближены и создают преграду для воздушной струи) Где находится кончик языка? (Кончик языка упирается в нижние зубы)
А теперь скажите, какой звук С? (Согласный, твердый обозначаем синим цветом)
2) Связь звука и буквы.
На доске буква С.
Шел конь, Подковами звеня. Как буква С, Следы коня.
Давайте ребятки закрепим наши знания о букве С и напишем в наших волшебных коробочках, букву С. (Дети пишут манкой букву С)
Физкультминутка.
IV. Развитие фонематического слуха, звуковой анализ слов
Ребята, сегодня у нас последний день зимы – 28 февраля. Завтра уже наступит весна. И сегодня к нам пришел в гости снеговик, он хочет попрощаться с нами и просит у вас помощи. Лютая холодная зима не отпускает его, пока он не выполнит ее задания. Давайте поможем снеговику, иначе он весной растает. Ответы детей (Давайте!)
Зимушка-зима предлагает вам поиграть в игру «Назови ласково», сядет тот, кто правильно назовет слово ласково. Например: мороз-морозец
- снег-снежок
- ветер-ветерок
- лед-ледок
- зима-зимушка
- санки-саночки
- холод-холодок
Молодцы!
1. Задание
(Актуализация имеющихся знаний)
Ребята давайте вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные)
Почему звуки называются гласными (они поются, мы их поем голосом)
Какие бывают согласные (твердые и мягкие)
Зимушка зима придумала задание. Игра называется – «Угадайка-ка»
Я называю звук, а вы показываете мне карточку.
Выборочно буду спрашивать, почему выбрали именно такую карточку.
Ну что, начнем, поможем снеговику?
Следующее задание – игра «Поймай звук»
Хлопните в ладоши, когда услышите звук С.
-С, П, М, С
- СА – МА — ВА – СУ
- АС-АМ- УС
2. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Сейчас мы с вами будем разведчиками и постараемся точно разузнать, есть ли в словах звук С, где он находится (начало, конец, середина слова)
(работа с карточками)
Глобус
Каска
Салат
Суп
3. Игра «Исправь предложение». Послушайте предложения, которые придумала Зима. Найдите ошибки и исправьте их. Отвечать будет тот, кто получит мяч. (Дети по очереди передают мяч)
Суп ест Соню.
Сапоги надели Саню.
Бусы носят Соню.
Сосна сидит на сове.
Кусок мяса ест собаку.
V. Подведение итогов
Ребята с какой новой буквой и звуком мы с вами познакомились?
Она у нас какая? Дайте характеристику звуку С (согласная, твердая)
Что вам понравилось в занятии больше всего?
Ребята мы молодцы, справились со всеми заданиями, помогли снеговику, и теперь можем попрощаться со снеговиком до следующей зимы. А завтра наступает весна, станет намного теплее и веселее. С чем я вас и поздравляю!
|