Цель:
- Познакомить со звуком и буквой Х
- Учить давать полную характеристику согласного звука
- Развивать речь детей, пополнять словарный запас
- Автоматизировать звук «Х» в словах, слогах.
Задачи:
- Закрепить произношение гласных звуков
- Познакомить детей с графическим образом буквы
- Развивать способности называть слова с заданным звуком
- Воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, усидчивость
Оборудование:
Фишки на каждого ребенка, фасоль, игрушка Хрюша, карточки с буквами А,Х, Т,А, И, Х.
Ход
1. Орг. момент (дети на ковре стоят)
Дыхательная гимнастика: Вдохните всю доброту и красоту
Выдохните все обиды и огорчения
(проходят к своим местам) Сядет, тот кто назовет слово со звуком А,О, У, И –в начале слова.
2. Ребята, отгадайте загадку и узнайте, кто пришел к нам в гости?
Нос пятачком, а хвост крючком. (Хрюша- хвастунишка).
Хрюша: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам не просто так, а поиграть с вами. Я самый умный и все на свете знаю.
Воспитатель: Хрюша, но у нас сейчас занятие. Вот ты, знаешь с какого звука начинается твое имя?
Хрюша: Со Звука К. (дети исправляют) садись и слушай.
Воспитатель: Давайте произнесем- Хрюша. Когда мы произносим звук «Х» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда- язык, выдыхается теплая струя воздуха. Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит звук «Х» -согласный. Звук произносится без голоса, значит какой он? Глухой. Звук произносится твердо, значит он твердый. Проговорим хором и индивидуально. Таким образом звук «Х» -согласный, глухой, твердый. (обозначаем его синей фишкой). Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкий братец? (Да, звук «Хь»). Произнесите все твердо «Х», а теперь мягко «Хь». Если звук мягкий, то какой фишкой будем обозначать? (зеленой).
3. Игра «Кто внимательный» (я буду называть звуки и слоги, а вы если слышите твердый звук поднимаете синюю фишку, если мягкий звук, то зеленую).
Х, Хь, Хь, Х,Х, Хо, Ха, Хи, Хы, Хе. Молодцы!
4. А, сейчас покажем Хрюше, как мы умеем составлять звуковые схемы слогов. (на доске выставляются слоги из букв поочередно, ребенок проделывает у доски, остальные за столом.) АХ, сколько вы услышали звуков (2), какой первый? «А» -гласный, поэтому обозначим красной фишкой. Второй звук «Х» -согласный, твердый, глухой. (синяя фишка) Аналогично ХИ.
5. А, теперь сложное задание, выложим схему слова ХАТА и МУХИ.
Молодцы! Справились! Мы с вами на следующих занятиях, будет продолжать составлять схемы слов.
6. Физкультминутка: Как живешь?
Как живешь?
Вот так!
Как плывешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
А как спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
6. Игра «Поймай звук» (хлопнуть в ладоши)
Хлопушка, хлеб, хобот, заяц, петух, мех, духи, колокол, стол, хворост, клоун, халва.
7. Игра «Добавь звук»
Пету-х, пасту-х, коню-х, сме-х, пу-х, горо-х, отды-х, лопу-х, стра-х, запа-х, мо-х, успе-х, ме-х. (дети добавляют звук и произносят полностью) Где в словах слышится звук «Х»? (в конце)
8. Знакомство с буквой «Х». Все звуки на письме обозначают буквами. У звуков «Х» и «Хь», тоже есть буква Х. Посмотрите, на что она похожа? (слушаем детей). Из скольких элементов она состоит? (из двух прямых линий), покажите, напишите в воздухе пальчиком, а сейчас выложите букву из фасоли. Молодцы!
9. Итог Чем буква от звука отличается? Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, читаем и видим.
Наше занятие подошло к концу, Хрюша тебе понравилось? Да, ему очень понравилось! Спасибо!
Вопросы: Чем мы сегодня занимались? (ответы детей). Давайте нашему Хрюше подарим подарки со звуком «Х». Я подарю Хрюше холодильник. (халат, хлопушку, халву, хлеб, хобот, хомяка, хату, художника, хрен, хвост)
|