Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ласточка»
(подготовительная группа)
Подготовила воспитатель Ермолаева Нина Васильевна. Таёжный
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
- Учить определять место звука «К» в слове (в начале, в середине, в конце).
- Продолжать знакомство ребенка с понятием: «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
- Продолжать учить детей составлять предложения по заданным словам.
- Познакомить с образом буквы К.
Коррекционно-развивающие:
- Научить чётко произносить звук [к] и [к, ], дифференцировать их на слух и в произношении.
- Упражнять в словообразовании и словоизменении (вол. (к), волк, волки).
- Упражнять в образовании множественного числа существительных.
- Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.
- Совершенствовать навыки звуко — слогового анализа.
Воспитательные:
- Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
- Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.
- Повышать речевую активность.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные:
- Содействовать развитию у детей общей и мелкой моторики, координации движений.
- Обучать расслаблению мышц (во время физминутки).
- Следить за осанкой детей во время работы за столом.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: обогащать словарный запас детей: свиток, постигнет, зашифруем.
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: свиток, «портрет звука К», мольберт, озеро, игрушки и иллюстрации животных со звуком К в разных позициях, дом с 3 этажами, мел, карточки для звукового анализа слов, фишки-круги красного и синего цвета, бассейн, утка, замок с недостающими фрагментами.
МЕТОДЫ: эмоциональный настрой, игровая мотивация, сказкотерапия, словесный, наглядный, практический.
ПРИЕМЫ: сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком.
ОФОРМЛЕНИЕ: замок, озеро, полянка, домик с кармашками, бассейн, диск с музыкальным сопровождением.
Занятие начинается в группе.
Воспитатель: Сегодня, ребята, на занятии мы познакомимся со звуком К. Для этого мы отправимся в королевство звуков.
Дети идут в музыкальный зал. Подходя, слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!
Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):
«У меня стряслась беда, Помогите, детвора, В замок мой ворвался ветер Все разрушил, разбросал,
Части все заколдовал, Чтобы замок вновь собрать, Нужно знанья показать. Справиться с любой задачей,
И постигнет вас удача. С делом справитесь иль нет, Вам подскажет мой секрет».
Воспитатель: Ребята, звук «К» попал в беду. Поможем ему? (получает согласие детей).
Воспитатель: Идет король в туфлях, его каблуки громко стучат К-К-К-К, произнесите), дети произносят К-К-К-К).
Одевает тапочки, каблучки стучат мягко К"- К"- К"- К", попробуйте. (дети произносят К"- К"- К"- К").
- Скажите, легко ли вам произносить этот звук?
Дети: Нет, трудно.
Воспитатель: В каком положении находятся губы и зубы при произношении звука «К»?
Дети: Свободно.
Воспитатель: А язык?
Дети: Кончик языка опущен за нижние зубы, спинка приподнята и касается нёба.
Воспитатель: Верно. Какой он? В этом вам поможет портрет звука «К».
Дети: Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а вот и первая часть. Давайте пошлем телеграмму, но зашифруем ее. Передайте друг другу КА-КО-КУ (дети по цепочке передают). Теперь повторим по одному. Пожалуйста, Лёня: УК-ОК-АК (дети повторяют по одному разные цепочки слогов).
(Слышится звонок – это сигнал, что задание выполнено правильно).
Воспитатель: Пожалуйста, Лёня, прикрепи 1 часть: флигель.
Воспитатель: К озеру мы подойдем
Часть от замка в нем найдем.
- Добавьте недостающий звук «К». Что получится?
Вол (к), а много (волки) Рыба (к), а много (рыбаки) Моря (к), а много (моряки) Като (к), а много (катки)
Завтра (к), а много (завтраки).
- Придумайте слова, чтобы в них был звук «К».
(Дети придумывают слова со звуком «К» (кукла, крот, кран, конфета, окно, рука, сосиска, кубик, кабачок, линейка, листок) и прикрепляют 2 часть — крышу).
Воспитатель:
Выйдем на полянку Сядем все в кружок И найдем от замка Следующий кусок.
- Надо отобрать игрушки в названии которых есть звук «К».
(Дети находят игрушки и складывают в корзинку: пирамидка, кукла, лягушка, машинка, танк, матрешка, молоток, кит).
(Раздается сигнал, что с заданием дети справились, прикрепляют дверь).
Воспитатель: Встаем и отправляемся дальше.
Звери грустные стоят В дом попасть они хотят Но не знают – как? Куда? Помогите, детвора.
- Мы должны «заселить» животных в дом. На 1 этаж тех, в названии которых звук «К» слышится в начале слова. На 2 этаж тех, где звук «К» слышится в середине. И на 3 этаж тех, где звук «К» слышится в конце слова.
Дети выбирают животных и расселяют по этажам:
- — коза, корова, кабан,
- — собака, белка,
- — волк, барсук, хорек.
Физкультурная минутка
Ветер снова закружил (дети кружатся), С головою нас накрыл (закрывают голову руками), Воет, дует, крыши рвет (машут руками над головой), Идти дальше не дает (наклоняются вперед и закрывают лицо руками),
Сядем дружно все в кружок (подходят в круг), Отдохнем немножко… (обхватывают друг друга руками),
(пауза)
Ветер стих (выставляют правую руку из круга), И нам опять всем пора в дорогу. (встают на ноги).
По окончании раздается сигнал, что дети справились. Прикрепляют 4 часть, которая падает сверху.
Воспитатель:
Тут дорога впереди Может нам туда пойти Вот еще одна стена Не от замка ли она?
- Мы на верном пути. Здесь задание! Составьте предложение с любым словом, в котором есть звук «К». (Дети составляют предложения).
Воспитатель: Какое предложение получилось у тебя Антон? (Мама купила много конфет.) У тебя Настя? (Коша лакает молоко.) У тебя Лёня? (Кран поднимает груз.)
- Составьте предложение из слов: (конфета, кушает, Катя). Дети составляют предложение.
- Какое предложение получилось?
Даша: Катя кушает конфету. Антон: Катя кушает конфету. Вова: Катя кушает конфету. Катя: Катя кушает конфету.
Молодцы, хорошее предложение получилось — Катя кушает конфету.
- «Напишите» схему предложения. (Одной чертой, в конце точка).
Скажите, сколько слов в этом предложении? Катя кушает конфету.
- Сколько слов у тебя Лёня?
Леня: В этом предложении три слова.
А у тебя Максим?
Максим: В этом предложении три слова.
Какое первое слово в этом предложении, Надя?
Надя: Первое слово в предложении Катя.
Какое второе слово, Вова?
Вова: второе слова в этом предложении кушает.
Какое третье слово, Артем?
Артем: Третье слово конфету.
(Слышится сигнал, что задание выполнено верно. Дети прикрепляют часть к замку — стену).
Воспитатель: Замок вновь почти отстроен.
Крыша, флигель, дверь, стена.
Не хватает лишь окна.
(Дует ветер и раздается голос)
Ветер: Ха – ха – ха – ха – ха! Зря вы спорите со мной, Я могучий ветер, злой. Но давайте по порядку,
Загадаю вам загадку, Где отыщите ее, Будет там вам и окно. А не справитесь, тогда,
Вновь разрушу замок я! Воспитатель: Мы слушаем тебя, ветер. Ветер: Серая по лужку она важно бродит, Из воды сухой выходит.
Дети: Это утка.
Воспитатель: Мы к бассейну подойдем
Может, утку там найдем.
Идут к бассейну и находят игрушку — утку. Читают задание: какие звуки «живут» в слове УТКА.
Воспитатель: Чтобы удобно было выполнять это задание, сядем за стол.
Дети устанавливают последовательность звуков в слове.
Воспитатель: Сколько звуков в слове УТКА.
- Какой первый звук: Утка?
Дети: звук У.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Какой второй звук в слове УТКА?
Дети: звук Т.
- Это какой звук?
Дети: согласный твердый, обозначается синим цветом.
- Какой третий звук в слове УТКА?
Дети: звук К.
- Какой это звук?
Дети: согласный, твердый обозначается синим цветом.
- Какой последний звук в слове УТКА?
Дети: звук А.
- Какой это звук?
Дети: гласный, обозначается красным цветом.
- Сколько гласных звуков в этом слове?
Артем: В этом слове 2 гласных звука – «У» и «А».
- Сколько в слове согласных звуков?
Даша: В этом слове 2 твердых, согласных звука «Т» и «К».
- Сколько в этом слове звуков?
Антон: В этом слове всего 4 звука.
- Сколько в этом слове слогов?
Саша: В этом слове всего 2 слога.
Воспитатель: Ребята, вот и последняя недостающая деталь замка, которой нам так не хватало.
Прикрепляем окно на место. Звучат фанфары, и выходит Король королевства Звуков.
Король: Вот спасибо, помогли,
От беды меня спасли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!
- Я хочу познакомить Вас с буквой К.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит,
Буквой «К» на нас глядит.
Воспитатель: Ребята, давайте выложим букву «К» для короля из разных материалов.
Дети выкладывают букву «К» из разных материалов (из пуговиц, шишек, бусинок, палочек, ленточек, мозаики, различных семян)
Король: Я хочу отблагодарить ВАС за помощь. И подарить ВАМ подарки. Вы можете взять любой подарок, в названии которого есть звук «К».
Дети выбирают подарки: машинки, куклы.
Литература:
Авторская разработка.
|