МБДОУ «Детский сад № 11 комбинированного вида» Рузаевского муниципального района Республика Мордовия
Воспитатель д/с № 11 Биккулова Р.А. г. Рузаевка
Как разговаривать с беспокойным ребенком? 1. Недопустимы грубость, унижение, злость. Выражения «Терпеть не могу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», повторяемые несколько раз в день, бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать. 2. Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребенку время, и поговорите позже.
3. Если есть возможность отвлечься от дел хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребенок почувствует внимание и заинтересованность. 4. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации раздражения, недовольства. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. 5. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит. 6. Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»; объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, то я сделаю то-то».
Что делать в сложной ситуации? 1. Научитесь придавать поступку чрезмерного значения, сохраняйте спокойствие (не путайте с показным спокойствием, когда взрослый дает понять: «Давай, давай, мне это безразлично, это твои проблемы»). Это не означает, что нужно всегда идти на поводу у ребенка, не замечать его проступков. Наоборот, необходимы четкие требования плюс спокойствие и доброжелательность. 2. Никогда не наказываете, если проступок совершен впервые, случайно, или из-за ошибки взрослых. 3. Не отождествляйте проступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна – закрывает выход из ситуации, порождает страх. 4. Обязательно объясняйте, в чем проступок и почему так себя вести нельзя. 5. Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем (для профилактики), стыдить перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может, не осознавая, ответить тем же. 6. Не ставьте в пример «непослушному» ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя тем, что есть нормальные дети, которые никого не изводят. Какой метод эффективнее – похвала или наказание? Практика показывает: взрослые очень скупые на одобрение и похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят в детском саду, дома, дети обычно отвечают долгим молчанием. Выясняется: хвалят редко, только за реальный результат, но никогда за старание, попытку. Работа не получает одобрения, если нет результата. В процессе занятий, обучения и особенно тогда, когда есть проблемы, ребенку необходимы поддержка, подбадривание, которые позволяют ему понять, что он действует правильно, дают уверенность. Обращать внимание только на проблемы очень легко, а вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию. Могут возразить: замечания, угрозы, наказания, повышают эффективность. Может быть, но срок этих мер кратковременен, у большинства детей они вызывают обиду, усиливают боязнь неудачи. Угроза в том, что страх – достаточный мотив для достижения результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект. Поэтому чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно. Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это должны поверить взрослые.
Список используемой литературы
1. «Дошкольное воспитание», журнал, М. №8, 2001г. 2. Л.Ф. Островская. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.: Просвещение. 1997г. 3. Ребенок в детском саду, журнал, М. М, 2003г.
|