Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок

Что такое самостоятельный ребёнок.Что такое самостоятельный ребёнок.

 Самостоятельность – очень важная черта личности человека и очень неоднозначная. Как часто мы сетуем на неумение нашего ребёнка занять себя, придумать игру, на его неспособность выполнить простейшую просьбу: у него всё валится из рук, самое элементарное задание вызывает затруднение, действия неуклюжи; начатое дело не доводит до конца, отвлекается, если не проконтролировать. Приходится с сожалением констатировать: самостоятельность не сформирована. А может, она просто несвойственна детям до определённого возраста? Тогда в каком возрасте возникает? Можно ли её целенаправленно формировать? Если да, то когда и как?

 Припомните, пожалуйста, когда ваш ребёнок впервые заявил: «Я сам». В связи с чем? Происходит это, как правило, между вторым и третьим годами жизни. Приблизительно в этом возрасте, на границе раннего и дошкольного возраста, ребёнок начинает отстаивать своё право на самостоятельное осуществление действий. Средства защиты этого права самые разнообразные; их арсенал неистощим. Если взрослые поддерживают его, излишне не опекают, понимают, то тогда успешно развивается эта положительная черта характера.

 Степень и уровень самостоятельности позволяет определить это качество как нечто, имеющее общую, единую структуру на всех уровнях и при любой степени выраженности. Общность структур, независимо от конкретного содержания, заключается в том, что всякий раз, осуществляя деятельность, индивид демонстрирует особое качество с опорой только на собственные знания, умения и навыки. У дошкольника это качество чаще всего проявляется в предметной деятельности, у школьника – в учебной, интеллектуальной, у взрослого – в трудовой. Следовательно, содержательна любая деятельность, но является самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как критерий степени овладения этой деятельностью.

 Одна из первых целостных деятельностей – предметная. Её формирование завершается приблизительно к трём годам, с появлением способности исполнить её без поддержки окружающих.

Овладение предметной деятельностью представляет собой процесс постепенного приобщения ребёнка к культурно – историческому опыту предшествующих поколений, материализованному в окружающих его предметах. Осуществляется этот процесс путём присвоения ребёнком способов общепринятых (специфических) действий с предметами. Как конкретно это происходит? Ведь на предметах не написан способ действия с ними. Для того чтобы уметь пользоваться ими, необходимо, чтобы кто-то открыл их назначение. Таким посредником становится взрослый, а общение с ним – основным каналом передачи опыта. Без его помощи ребёнок не способен к правильным предметным действиям.

 

Наступает время, когда значимость своего продукта малыш будет оценивать сам. Происходит это около трёх лет его жизни или чуть позже. Овладение способностью соотносить результат в деятельности с предварительным намерением – последний компонент в становлении целостной деятельности, а следовательно, и самостоятельности. Овладев всеми тремя компонентами предметной деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля, малыш оказывается способным воспроизводить её самостоятельно. Только в этот момент он становится истинно самостоятельным. Только постепенно изжив в своих предметных действиях элемент содействия взрослого, ребёнок становится самостоятельным. Но, не пройдя этой школы взаимодействия, ребёнок не станет самостоятельным. Вот почему не все дети, достигнув трёхлетнего возраста, просят, чтобы им разрешили действовать самостоятельно. Они слишком рано оказались без помощи и поддержки родителей. Их слишком рано и интенсивно приобщали к самостоятельности, а они ещё были к этому не готовы. И, как результат, «синдром беспомощности».

 

Однако почему самостоятельность в предметной деятельности (в частности, в самообслуживании) у детей 5 – 6 лет падает? Почему ребёнок перестаёт одеваться сам? Да потому, что предметная деятельность в этот возрастной период перестаёт быть ведущей – сменяется другой, в которую переносятся все его интересы. Его предметная самостоятельность, некогда изумлявшая родителей, становится для окружающих само собой разумеющейся. Вот ребёнок и не стремится к ней. Не значимая для других, она незначима и для него самого.

 Итак, подведём итоги и ещё раз выделим основные этапы становления самостоятельности.

         1. Самостоятельность – многокомпонентное психическое образование, включающее в себя:

- способность ставить перед собой задачу,

- способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения,

- способность соотносить полученный результат с исходным намерением.

         2. Данные компоненты самостоятельности возникают в онтогенезе неодновременно. Первые слова «я сам» появляются, как правило, в возрасте двух лет, когда ребёнку самостоятельность свойственна лишь на уровне намерения. Взрослые должны бережно относиться к его инициативе, поощрять её и помогать осуществить задуманное.

         3. Следующий этап – формирование такого компонента самостоятельности как способность совершать целесообразные, ведущие к достижению поставленной цели действия. Родители должны присматривать за играми детей и направлять их действия.

         4. Третий компонент полной самостоятельности – способность ребёнка к оценке своих действий – завершает в целом этот процесс. Однако контроль за успешностью своей деятельности ещё несовершенен и требует коррекции, дополнений и порой защиты от самих детей. Ребёнок, не добившись необходимого результата, бурно переживает свое неумение. Он страдает почти физически, когда его достижение не соответствует замыслу. Поддержите его, вселите уверенность в успехе и порадуйтесь за него – он стал совсем самостоятельным.

 

 

 

 

Воспитатель ГБДОУ №57 Московского района

г. Санкт – Петербурга

Воронухина Мария Владимировна

Просмотров: 715
Категория: По направлениям » Для детского сада » Родителям дошкольников




Другие новости по теме:

  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Шканакина Наталья Евгеньевна. Консультация для родителей «Как воспитать самостоятельность у детей»
  • Екатерина Александровна Карташова. Консультация для родителей. «Родительская любовь: как ребёнок её воспринимает»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Серкова М.А. Высочина Е.В.. «Детский мастер-класс как одна из форм поддержки инициативы и самостоятельности»
  • Екатерина Тропникова. Готовимся к школе - Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность.
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Юникова Елена Александровна. Консультация для родителей «Если ребёнок мечтает о домашнем питомце»
  • Бескоровайная Галина Ивановна. «Памятка для родителей о соблюдении правил безопасности, если ребёнок один дома»
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Степаненко Наталья Михайловна. Статья 'Мир эмоций дошкольника. Как сделать его ярче?'
  • Васильева Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию для детей группы раннего возраста «Петушок и его семья».
  • Костикова Надежда Владиславовна. ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ: КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ?
  • Полкунова Вера Михайловна. Проект «Человеку друг огонь, только ты его не тронь»
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Главный Редактор. Презентация Нужен ли педагогу свой сайт? Как его создать?
  • Шарафутдинова Гульчечек Анверовна. Развивающая предметно — пространственная среда первой младшей группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности
  • Лычагина Ольга Николаевна. Экспериментирование как способ формирования детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.
  • Скворцова Надежда Никоноровна, Искимжи Екатерина Петровна. Конспект занятия по ознакомлению детей с неживой природой в старшей группе 'Воздух, как его обнаружить?'
  • Казакова Наталья Викторовна. Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Человеку друг – огонь, только зря его не тронь!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Кюриева Евгения Александровна. Как научить ребенка самостоятельности?
  • Яценко Елена Ильинична. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СЕГОДНЯ Я РЕБЁНОК-ЗАВТРА ИНЖЕНЕР!»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Писарева Людмила Викторовна. Консультации для родителей «Ребёнок и книга»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь