Автор: Виталева Татьяна Петровна
Голицыно 2020
Великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Если воспитанник втянут в длительную деятельность, если, повседневно занимаясь ею, он достиг определенных результатов, наступит время, которое будет побуждать к труду не воля воспитателя, а собственно, внутреннее желание», потому что именно «внутреннее побуждение к труду является дисциплинирующей силой, воспитанной в процессе выполнения длительного трудового задания» [2].
Работа в семье или иной социальной среде, в котором постоянно или временно находится ребенок, является наиболее доступной и полезной для ребенка дошкольного возраста. Она способствует развитию ребенка:
- физическому;
- умственному;
- нравственному;
- эстетическому.
Итак, самостоятельность — это:
- независимость ребенка от взрослого;
- способность и стремление совершать действия или поступки самостоятельно;
- объективная необходимость и естественная потребность ребенка;
- стремление проявить свое «Я», утвердиться в своих знаниях;
- это продукт его собственной инициативы;
- формирование определенного уровня развития в результате привлечения ребенка к организованной взрослым деятельности;
- воспитания и обучения, то есть руководство со стороны взрослого.
К пяти годам жизни дети действуют целенаправленно в отличие от младших дошкольников. В процессе привлечения к труду дети пятого года жизни проявляют большую самостоятельность, хотя она имеет исполнительский характер [4].
Самостоятельность приобретает новую качественную характеристику — творческий характер. Ребёнок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных его видах.
Освоение позиции субъекта, проявление индивидуальности возможно, если личность ребенка не подавляется, ему не навязывается то, что чуждо его природе. Поэтому целостное развитие основано на диагностике реального уровня развития, учете возрастных, половых и индивидуальных особенностей ребенка, ориентировано на «зону ближайшего развития».
Условиями воспитания субъектной позиции ребенка в труде выступают: основная общеобразовательная программа детского сада, ориентированная на целостное развитие ребенка; педагогическая технология, обеспечивающая освоение ребенком субъектной позиции в детской деятельности, его познавательное, личностное и творческое развитие; субъект-субъектное взаимодействие детского сада и семьи; готов-ность воспитателя детского сада к реализации образовательной программы и творческому конструированию взаимодействия с детьми и их родителями [3].
Направленность методики на развитие самостоятельности находит выражение в постановке ребенка в позицию субъекта посильных ему трудовых процессов. Ребенок постепенно включается в реальные трудовые связи с близкими ему людьми, беря на себя элементарные обязанности и освобождая от них взрослых. Личность дошкольника начинает проявляться через «вклады в других людей», через те изменения в жизни близких, которые ребенок производит своими действиями, поступками, обусловленными возросшей самостоятельностью.
При организации труда дошкольников необходимо решать следующие задачи:
- воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;
- формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду;
- желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;
- воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения.
- использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения;
- воспитывать бережное отношение к результатам труда;
- приучать детей экономно расходовать материалы;
- обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность;
- формировать у детей трудовые умения и навыки.
Значение труда для всестороннего развития дошкольника
Одной из основных задач, которые решают дошкольное учреждение вместе с семьей, является воспитание у детей самостоятельности, трудолюбия, правильного отношения к труду.
Работа полезна для здоровья, если она посильна и правильно организована. Движения ребенка, что обладает трудовыми навыками, более точные и уверены, он лучше ориентируется в пространстве, ему понятно течение времени.
Работа способствует умственному развитию. Дети много узнают о свойствах материалов, с которыми работают, о назначении средств труда, инструментов, которыми они пользуются. Во время трудовых действий происходит развитие всех познавательных процессов — активного восприятия, воображения, внимания, памяти. Включается в работу мышление, ведь ребенку нужно сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми она работает, устанавливать простейшие закономерности явлений и тому подобное.
Неоценимое значение труд имеет и для нравственного воспитания ребенка, ведь во время работы воспитываются такие качества личности, как способность к преодолению препятствий, наблюдательность, сосредоточенность, исполнительность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность.
Основными формами организации труда в дошкольном учреждении являются поручение, дежурства и коллективный труд.
Доверенность — самая доступная форма привлечения детей дошкольного возраста к посильной повседневной трудовой деятельности как в дошкольном учреждении, так и дома.
Систематическое участие в трудовой деятельности способствует общему развитию детей и придает им уверенности в собственных силах.
Выдающийся психолог Даниил Эльконин выделял два фактора, которые побуждают ребенка дошкольного возраста к трудовой деятельности: тенденция к самостоятельности и интерес ко всему, что касается жизни и труда взрослых. Уже в конце младшего дошкольного возраста ребенок начинает стремиться к самостоятельности. Двухлетний малыш пытается самостоятельно одеваться: «Я сам», — говорит он на попытку взрослого помочь. Дети 3 — 4 лет могут самостоятельно мыть игрушки, помогать накрывать на стол, старшие дошкольники способны ухаживать за растениями, животными, помогать взрослым и малышам [6].
Именно с помощью трудовых поручений мы развиваем у детей такую базовую качество личности, как самостоятельность.
Мы начинаем приучать детей к труду уже с раннего возраста, потому что систематическое выполнение детьми разных трудовых поручений развивает в них самостоятельность, выдержку, а затем — способность к волевому усилию. Во время выполнения трудовых поручений дети становятся более организованными, опрятными, у них формируется привычка к порядку, а главное — реализуется потребность «Я сам», развивается стремление к совершенствованию приобретенных навыков и овладение новыми.
В работе с детьми мы используем такие простые и полезные правила:
- все, что я могу, — сделаю сам;
- если я не умею, то научусь;
- умею сам — помогу другим.
Простое поручение заключается в том, что ребенок должен выполнить какое-то одно несложное задание, скажем, принести стул, подать книгу, чашку и тому подобное. Такие поручения носят эпизодический и кратковременный характер, поэтому мы даем их младшим дошкольникам. Но у детей иногда не хватает настойчивости, а то и желания сделать это самостоятельно.
Катя умеет после игры ставить игрушки на полку. Но коробка с кубиками не становится свое место, потому что там уже есть Ванина машина. Катя прекращает попытки навести порядок, оставляет кубики на полу и бежит мыть руки. Когда воспитатель напоминает ей, что надо положить игрушки на место, Катя со слезами на глазах говорит: «Не могу».
В таких случаях не следует выполнять действие ребенка. Конечно, ребенок в три года мало что может, но его отказ от любого усилия включает в себя серьезную угрозу. Если взрослые помогают ребенку в том, что он может сделать сам, то очень быстро ребенок привыкает получать желаемое без каких-либо усилий. Поэтому в такой ситуации мы стараемся помочь ребенку советом: «Переставь машинку на соседнюю полку, и кубикам хватит места». Получая удовольствие от проделанной работы и одобрительной оценки, малыши постепенно приучаются прилагать усилия, чтобы выполнить просьбу взрослого человека [7].
Давая ребенку поручение, очень важно показать, как правильно его выполнить, и объяснить, зачем это нужно. Скажем, поручая ребенку разложить ложки к завтраку, стоит показать, что следует взять несколько ложек в левую руку, а потом брать по одной и класть справа от тарелки, чтобы другим детям удобно было брать ложку правой рукой. Постепенно показ и указания заменяем напоминанием и контролем. Стеснительных, нерешительных детей поощряем, а слишком активных, умелых, которые пытаются выполнить поручение другого ради похвалы — сдерживаем, предлагаем помочь другому, показать, как лучше справиться с задачей.
В средней группе детям предлагаем более сложные поручения, которые могут быть связаны с просьбой, обращением к другим лицам, скажем: поручить ребенку подойти к помощнику воспитателя и попросить ключ от групповой комнаты. Ребенок, выполняя это поручение, должен самостоятельно сформулировать просьбу, обращаясь к взрослому так, чтобы его поняли, и соблюдая все правила вежливости: спокойным голосом обратиться с просьбой, использовать для этого слова «пожалуйста», и, получив ключ, поблагодарить.
Требования к детям могут усложняться за счет:
- поручение сложного дела;
- повышение требований к качеству исполнения поручения;
- более самостоятельного выполнения поручения и необходимости научить других.
В этом возрасте одна из главных задач — научить детей доводить начатое дело до конца. Часто для детей это сложно, потому что их волевая сфера еще недостаточно развита. В таких случаях мы стараемся поддержать ребенка, потому что очень важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что справился с трудностями и довел начатое дело до конца.
Дети в этом возрасте нетерпеливы, им сложно закончить начатое дело. Зная это, поручение, что требует длительной сосредоточенности, мы делим на этапы: предлагаем навести порядок в шкафу в музыкальном зале, убрав сначала полочку с куклами и дидактическими играми, а затем — полочку с музыкальными игрушками. Для мальчика такая задача, разделенная на два этапа, кажется конкретным и посыльным. Порядок в шкафу для него настоящая награда. Особенно, когда результат труда подкреплено конкретной оценкой: «Молодец, убрал тщательно, и теперь стало хорошо».
Для того чтобы выполнить трудовое задание, даже проще, ребенок должен представить, с чего он начнет, что делать потом — ведь в любом деле есть внутренняя логика, согласно которой и надо составлять план действий. Собственно, умение планировать свою деятельность — один из важнейших показателей развития ребенка. Поэтому мы целенаправленно учим этому своих воспитанников [5].
Стоит помнить, что ребенок будет работать охотно лишь тогда, когда будет понимать, что его работа нужна. Если же ребенок будет чувствовать, что выполняет то, что никому не нужно, то и работать без заинтересованности, которая может повлиять на формирование у него пренебрежительного отношения к своей и чужой работе.
С взрослением дошкольников мы постепенно усложняем поручения для них по содержанию работы, формами объединения детей, требованиями к самостоятельности и самоорганизованности [22, С. 78].
Дежурства — форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех [55, С. 98].
В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.
Отношение детей к трудовым поручениям в значительной степени зависит от характера педагогической оценки, которую дает взрослый. Правильная педагогическая оценка может усиливать чувство радости в случае успеха и ослабить негативные эмоции при неудаче.
На первых этапах усвоения определенных действий или правил мы употребляем развернутые суждения.
Скажем: «Очень хорошо, Оля, что ты самостоятельно определила, какие комнатные растения надо полить, и сделала это правильно. Ты очень усердно работала и никуда не уходила, пока не закончила работу. Если бы растения умели говорить, то сказали бы: «Какая заботливая девочка! Спасибо!»
Во время выполнения коллективных трудовых поручений особое внимание обращаем на то, как дети руководствовались правилами сотрудничества. К примеру; «Олег и Саша сегодня работали как настоящие друзья. Быстро договорились, кто и что будет делать, помогали друг другу, поэтому вовремя и правильно подготовили столы к обеду».
Свою доброжелательность, удовольствие или удивление стараемся передавать не только словами, но и мимикой, интонацией, взглядом и тому подобное. Искренняя радость взрослых за малейший успех ребенка усиливает ее положительные эмоции. А положительная оценка в присутствии других детей добавляет радостных переживаний детям, чье поведение заслуживает одобрения, и опосредованно влияет на сверстников. Мы обязательно обращаем внимание ребенка на то, что у него уже хорошо получается, а чему надо учиться, а не противопоставляя его достижения результатам труда других детей, чтобы не унижать достоинство одних и не вызвать превосходство в других.
К неудачам детей относимся терпеливо, если они обусловлены недостаточно развитыми умениями, стараемся привлечь ребенка и помочь в ее собственном развитии.
Для того, чтобы словесные оценки оставались стимулом, их нужно разнообразить. С этой целью мы используем народные пословицы и поговорки. Для констатации приобретенных умений, желания работать, независимого темпа понадобятся такие выражения: «Где умелые руки и охота, там скорая работа», «Старается, как муравей», «Кто много делает, тот много умеет», «Землю солнце красит, а труд человека», «Маленькая пчелка, но и та работает», «Доброе начало — половина дела», «Делает, как мокрое горит», «Умелые всякая работа легкая», «Насильно мил не хвались — лучше трудись», «Хорошо в мире жить тому, кто трудолюбив».
Когда же кто-то из детей часто отвлекается во время работы, не называя его имени, можно сказать: «Будешь трудиться — будешь кормиться», «Хочешь, есть калачи — не сиди на печи», «У хорошего хозяина и соломинка не пропадет, а у глупого хозяина и колесо с телеги украдут», «Когда приступил к работе то баклуши не бить», «На дерево смотри, как родит, а на человека, как делает», «Труд человека кормит, а лень расточает», «Каждая птичка своим носиком живет», «Без работы и день годом кажется», «Ленивый все никогда», «Кто ничего не делает, тот никогда нет времени», «Без труда ничего не сделать», «От дождя земля зеленеет — от работы народ богатеет», «Под лежачий камень вода не течет».
В ходе овладения детьми новыми трудовыми навыками обращаем их внимание на то, что умение сами по себе не появляются: «Пока не попотеть, до тех пор уметь», «Не говори — не умею, а говори — научусь», «В неумелого и руки не болят», «Надо наклониться, чтобы из колодца воды напиться», «Не боги горшки обжигают, а простые люди», «Не одежда красит человека, а добрые дела», «Для всякого дела нужны знания», «Каждый мастер когда-то был неумелый». А пословица «Сделал дело — гуляй смело» является точным аккордом для завершения трудового поручения.
Конечно, воспитать самостоятельного, организованного и трудолюбивого ребенка невозможно только в стенах детского сада. Ведь личный пример и участие родителей в трудовом воспитании детей имеет огромное значение. Поэтому мы активно привлекаем их к этой работе, проводим с ними беседы, консультации, привлекаем к участию в образовательном процессе, в «Дне добрых дел», даем конкретные рекомендации по приемов трудового воспитания дома, какие трудовые поручения следует давать конкретным детям, как правильно оценить результаты детского труда, поддержать в случае неудачного выполнения поручения [12, С. 47].
Для выполнения трудовых обязанностей дома под руководством родителей мы предлагаем посильные для ребенка поручения, в частности:
- поддерживать порядок в своем игровом уголке;
- поливать комнатные растения;
- если семья держит огород, цветник, выделить для ребенка грядку, где она сможет посеять огородные культуры;
- помогать маме в домашней работе — подмести пол, вытереть пыль, убрать посуду со стола;
- мыть чайную посуду, вытирать его и аккуратно ставить на место.
Когда дети осознают свои обязанности и приобретают практический опыт, у них появляется уверенность в своих силах и возможностях, готовность работать. Они с удовольствием выполняют свои обязанности, помогают младшим братьям или сестрам. Наблюдая, как работают взрослые, дети радостно вместе с ними могут убирать помещения, стирать, готовить, работать в саду и на огороде. Мы предлагаем родителям позаботиться, чтобы орудия труда, которыми пользуются дети, соответствовали их силам и возможностям, а детский труд сопровождал оптимистичный, радостный настрой.
Для того чтобы дети любили труд, чтобы он постепенно стала для них необходимостью, необходимы прочные трудовые навыки, которые формируются только в результате повседневного упражнения. Если приобретенные навыки станут постоянными, а обязанности осознанными, то их систематическое выполнение в детском саду перерастет в привычку.
Рекомендации для развития самостоятельности в трудовой деятельности
- Систематически включать ребенка в трудовую деятельность.
- Мотивировать труд детей. Связь между мотивом и конечным результатом труда;
- Создавать эмоционально-положительную атмосферу;
- Совместная работа со взрослыми (педагогами и родителями).
- Навыки работы, полученные в детском саду имеют переноситься в семью и наоборот.
- Организовывать материальную среду и трудовое оборудование.
- Доступность содержания труда.
- Учитывать индивидуальные интересы детей.
- Соответствие труда возраста ребенка.
А также, преемственность работы дошкольного учебного заведения и школы по вопросу формирования самостоятельности детей с работодателем труда.
Литература
- Быховец Г.В. Воспитание самостоятельности и активности у детей 5-7 лет в условиях учреждения школа — детский сад [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук/Г. В. Быховец. — М., 1993. -24 с.
- Дубровина И.В. Готовность к школе. — М.: 2005 – 289 с.
- Кон И.С. Психология самостоятельности. Педагогика здоровья. — М., 1992. -274.
- Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятия с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
- Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. /под ред. М.А. Васильевой. – М., 2009. – 120.
- Цукерман Т.А. Психология саморазвития. / Т.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. — М.: Интерпракс, 2005. – 288.
- Интернет-журнал для педагогов «Планета Детства» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //planetadetstva. net
- Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //psychology_pedagogy. academic. ru
|