Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»

В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

В разрешении вопроса о возможном приближении к детям Труда персонала, о создании таких условий, когда дети могли бы использовать животворные примеры старших, возможны различные пути: приближение детей к труду взрослых, приближение работы взрослых к детям и, наконец, совместная деятельность взрослых и детей.

Первый путь широко практикуется в детском саду – это специально организованный на занятиях показ детям труда взрослых, наблюдения, организованные посещения кухни, кладовой, кабинета врача и т.д. Детям показывают приготовление пищи, стирку белья, ремонт и пошив одежды, уборку участка, ремонт мебели и игрушек и т.п.

Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.

Признавая ценность специальных наблюдений труда, их всё же надо дополнять и более активными средствами воздействия на развитие ребенка. Надо по возможности приблизить труд взрослых к детям. Всё то, что возможно с гигиенической и педагогической точки зрения, желательно проделывать в присутствии детей. Труд, который систематически и естественно протекает на виду у детей, обычно привлекает их внимание, возбуждает желание самим действовать, подражаю взрослым. Взрослый может активизировать влияние своего примера, вовлекая детей в работу и организуя её как совместный труд.

В какой мере возможна организация труда взрослых при детях и даже совместно с ними, что это дает в воспитательном отношении и каковы принципы, конкретное содержание и формы подобной совместной деятельности взрослых и детей?

Когда мы говорим о труде взрослых в присутствии детей, то мы имеем в виду такую работу, где для детей достаточно нагляден либо результат труда (сделанная вещь, порядок и чистота после уборки, стирки и т.д.), либо конкретные трудовые действия (вскапывание земли, кормление животных и т.п).

Под совместной работой мы подразумеваем такую деятельность взрослых с детьми, когда воспитатель (и другие взрослые) выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса.

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи и т.п.), а также различные действия медицинских работников (сестры, врача). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нём много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Воспитателю младшей группы важно максимально использовать пример трудового поведения работников детского сада, особенно няни. Это близкий детям человек, заботу которого они повседневно ощущают. Её труд в очень значительной своей части систематически протекает на глазах у детей.

Этот труд нагляден и понятен и по характеру действий, и по явно ощутимым результатам, он содержит много элементов, близких к навыкам, прививаем детям (например, навыкам соблюдения чистоты и порядка). Однако самого примера ещё недостаточно. Если няня делает что-то необычное, дети обращают внимание на это (мытьё окон, чистка ковров пылесосом), но стоит этим процессам повториться несколько раз, как дети перестают их замечать. Поэтому всё то, что потенциально содержится в труде взрослого (в данном случае в труде няни), не оказывает видимого воздействия на детей.

Детям 3-4 лет самим трудно ещё извлечь полезное из примера деятельности окружающих. Взрослый вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда ребёнок 3-4 лет имеет возможность сам активно «действовать, он получает более точные и полные представления о труде взрослых, начинает им подражать. Например, во время утренней уборки няня поручает детям принести в маленькой лейке воду, протереть листья растений или игрушку и т.д. Няня выступает не просто организатором детского труда, она трудится вместе с детьми, выполняет основную часть работы, более сложные дела. Так как рядом с нею трудятся двое- трое детей, она может следить за их действиями и одновременно выполнять свою работу. Таким образом, няня может влиять на детей личным примером и в то же время становится организатором небольшой группы детей, приучает их самих к труду. Обучать всех детей навыкам, организовывать их работу самому участвовать в труде — делать всё это одновременно воспитателю трудно. Няне же, которая соприкасается одновременно лишь с несколькими детьми, это посильно. Но для этого нужно чтобы няня получила соответствующие инструкции педагога.

Какое же воспитывающее влияние оказывает сотрудничество няни с детьми, и при каких условиях оно будет действенным?

Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Подражание детей бодрому, энергичному темпу работы няни, её старательность возбуждают у детей стремление к труду. Но даже очень хороший пример няни не всегда действует на поведение детей в силу неустойчивости их внимания, неумения вычленить важное. Разными способами приходится привлекать внимание ребёнка к особенностям действий, выполняемых взрослым. Здесь большую роль играет словесное пояснение взрослым своих действий. Слово взрослого помогает ребёнку лучше разобраться в характере действий, в смысле работы.

Например, проговаривание весьма значимо в работе с маленькими детьми. Но часто этого косвенного приёма недостаточно. Необходимо прямое обращение внимания детей на выполняемое взрослым действие. «Посмотрите, — говорит воспитатель, — как тетя Шура чисто моет стёкла, они блестят, сверкают». «Посмотри, как я держу щётку. Вот так надо сметать крошки».

Кроме повседневного бытового труда, детей следует знакомить с трудом, который протекает в стенах детского сада, но носит более эпизодический характер, например труд монтера. Можно показать детям, как столяр чинит мебель, игрушки, как швея шьёт одежду, бельё, как маляр окрашивает стену, стекольщик вставляет стёкла и т.д.

В играх дети подражают действиям и строителей, и работников транспорта т.д. Умело, организованные наблюдения за этим трудом имеют большое значение для формирования общей трудовой направленности и деятельности самих детей. Наибольшее влияние оказывают постоянно действующие впечатления, наблюдения за трудом, который протекает в ближайшем окружении. Разумно организованные наблюдения за трудом по выращиванию овощей, фруктов, по уходу за домашними животными отражаются на поведении детей.

Труд, характерный для той или иной местности, часто протекающий на виду у детей, составляет ту среду, из которой дети могут постоянно черпать образцы для подражания. Не надо упускать из виду и того обстоятельства, что в этом труде часто принимают участие родители и другие близкие детям люди; это усиливает впечатление детей, полученные в детском саду.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Воспитатель обращает внимание детей на общий порядок, тщательно продуманную работу, на слаженность работы, на взаимопомощь, на любовное отношение к делу. Так постепенно дети начинают понимать смысл труда. Они видят его результаты, заряжаются его энтузиазмом.

В дошкольных учреждениях дети регулярно выполняют различные работы, взрослые же в присутствии детей трудятся мало. Такие работы, как подготовка материала к занятиям, починка и изготовление игрушек и пособий, мелкий ремонт мебели и белья, как правило, проводятся в отсутствие детей. В детских садах регулярно проводится коллективная уборка группы, стирка мелких вещей, приготовление некоторых блюд.

При отборе видов труда для совместной деятельности взрослых и детей необходимо руководствоваться следующими принципами: труд должен быть естественным для детей, необходимым, жизненно значимым; он должен быть допустимым с общепедагогической и гигиенической точки зрения; в нём должна легко и естественно осуществляться совместная деятельность взрослых и детей с известным разделением функций каждого участника.

Естественность, жизненная целесообразность труда – это важнейшие условия успешной организации совместного труда детей и взрослых. Совместная деятельность детей и взрослых может осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе, в труде по обслуживанию игр и занятий. Намечая дела для совместного труда взрослого и детей, важно учитывать соответствие работы, требующей большой нагрузки, неудобных поз, напряжения зрения, а также очень монотонных, однообразных действий. Последнее требование – это осуществление естественного разделения труда между взрослыми и детьми. Следовательно, в работе должны быть более сложные или более трудоёмкие операции, которые по силам детям дошкольного возраста. Если этого нет, то совместной работы не получится: или трудится взрослый, а дети наблюдают, или, наоборот, всё выполняют дети, а взрослый организует и направляет их работу. И то и другое в жизни может иметь место, но это уже не совместный труд.

В процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и такое сочетание уровней активности взрослых и детей, степени их участия в труде, которое способствовало бы заимствованию ребенком опыта старших и в то же время побуждало его к самостоятельности в работе. Опыт показывает, что педагогически эффективное сочетание активности взрослых и детей при совместном выполнении работы может выступать в разных формах.

Гораздо более активны дети, когда взрослый начинает работу, постепенно втягивает в неё детей, а затем предоставляет им возможность действовать самим. Взрослый как бы даёт «запев». Например, на участке сгребают на газонах листья, ветки, дети уносят их на носилках. Когда дети втянулись в работу, воспитатель незаметно отходит. Дети продолжают работать. Характер их действий явно говорит о подражании воспитателю. Воспитатель издали следит за детьми.

В ряде случаев есть и более сложное сочетание действий взрослых и детей: работу начинают взрослые, потом действуют дети, затем одновременно те и другие.

Организаторская роль воспитателя в коллективной работе с распределением труда значительно ответственнее. Ему приходится распределять работу, обеспечивать условия её осуществления, наблюдать за детьми, своевременно направлять их действия. Возможность непосредственного сотрудничества с детьми резко снижается, особенно в работе с детьми младших групп. Чтобы обеспечить это сотрудничество, воспитателю необходимо привлечь помощников, которые разделили бы с ним организационно – педагогическое руководство детьми. Если детей делят на 2-3 одновременно работающие подгруппы, то взрослым вполне удаётся руководить ими и одновременно выполнять часть работы.

Соотношение двух моментов – совместной работы с детьми и руководства разнообразной деятельностью, их удельный вес меняется в зависимости от возраста детей, с которыми ведётся работа, и от конкретного характера труда. В младших группах доминирует организационно-педогогическая функция взрослого. В средней и старшей группах возможность для взрослых выполнять какую – то часть труда зависит от характера трудового процесса, его емкости и сложности.

Какое воспитательное влияние оказывает совместный труд на развитие детей, что он прибавляет к системе осуществляемого в детском саду трудового воспитания? Влияние совместной работы детей и взрослых отчетливо сказалось на приобретении детьми трудовых умений.

В средней и старшей группах, происходит заимствование умений и культуры труда. Действия взрослых, производимые естественно и многократно на глазах детей, вызывают у них активное подражание. В такой ситуации дети легче понимают, что требуется делать, быстрее овладевают умением.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором создания положительной трудовой направленности у детей дошкольного возраста. При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приёмами пользуется воспитатель.

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример труда взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчётливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (беседы, рассказы); удельный вес последных может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений С.Маршака – пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона «Почта», С.Михалкова – дяди Стёпы-милиционера.

Удивительно просто и глубоко говорит с детьми В.Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофёре и лётчике, подводя детей к мысли о том, что «работа всякого нужна одинаково» и что «чего один не сделает – сделаем вместе».

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, побуждают к подражанию.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых- наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

При ознакомлении детей с трудом очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения, мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдений необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о труде, правильное отношение к нему.

Постепенное расширение и углубление знаний детей о труде взрослых можно проследить на примере неоднократного наблюдения с детьми постройки жилого дома. В первый раз дети наблюдали работу каменщиков: кладку стен, подноску кирпича. На следующей экскурсии дети увидели продвижение стройки – дом «вырос». Затем они наблюдали, как работали плотники, стекольщики, кровельщики, маляры. И вот в результате общей слаженной работы дом готов.

Наблюдения за трудом взрослых оказываются особо действенными в тех случаях, когда познавательный материал эмоционально насыщен, раскрывает красоту труда, вызывает у детей чувство восхищения. Всё это влияет на поведение детей, на их отношение к людям, к вещам.

На ступени старшего дошкольного возраста дети уже способны к элементарному пониманию общественной пользы своего труда. Они гордятся тем, что их привлекают к совместной работе со взрослыми, и получают удовлетворение от того, что и они что – то вносят в общее хозяйство детского сада, помогают взрослым.

Дети, которые не только будут радоваться процессу труда, но и почувствуют его пользу для себя и других, для общего дела, будут больше ценить и труд взрослых. У них постепенно будет формироваться психологическая готовность к труду.

Просмотров: 917
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»
  • Котова Ольга Алексеевна. Нетрадиционные формы работы с семьёй — Клуб общения детей и взрослых
  • Шакирова Наиля Мударисовна. Цикл совместной деятельности взрослых и детей «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
  • Михайлова Ольга. Конспект совместной деятельности детей и взрослых с использованием ЭОР (диск с «БОС») «Увлекательное путешествие в страну здоровья»
  • Наталья Юрьевна Тихомирова. Экологическая газета для детей и взрослых в детском саду
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Андреева О.В. Долотюк Г. А. Зайцева С. В. Миронова Н. Е.. Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых, познавательное развитие «Тематическая экскурсия к озеру Линден»
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Боброва Людмила Георгиевна. Планирование образовательного взаимодействия детей и взрослых в детском саду в соответствии с современными требованиями
  • Ирина Зимина. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Труд в профессии взрослых»
  • Зотова Юлия Николаевна. Разработка мнемотаблиц для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
  • Вишенцева Надежда. Валеологическая деятельность детей и взрослых в МБДОУ №124.
  • Вишенцева Надежда Ивановна. Валеологическая деятельность детей и взрослых
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Развитие детей дошкольного возраста в разных видах ручного труда
  • Немцова Марина Николаевна. Тематическая неделя «Труд взрослых»
  • Редактор. Аппликация. Рукоделие для детей и взрослых
  • Бабенко Светлана Вячеславовна. «Формирование нравственно-трудовых качеств дошкольников, через ознакомление их с трудом взрослых»
  • Данилова Инга Валерьевна. Дошкольник и книга. Роль взрослых к приобщению детей к чтению
  • Светлана Анатольевна Жмудь. Интеллектуальная игра «А ну-ка, девочки!» для детей старшего дошкольного возраста с участием взрослых.
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Редактор. Настольная игра для детей и взрослых «Сканбол»
  • Давыдович Ольга Владимировна. Примерный план образовательной работы с детьми 1,5-3 лет «Праздник весны и труда»
  • Мерц Ирина Анатольевна. Конспект ООД в группе раннего возраста по ознакомлению с трудом взрослых с элементами ТРИЗ «У нас порядок»
  • Салина Людмила Владимировна. «Фитбол – мяч здоровья для детей и взрослых»
  • Ахмедьянова Алиса Булатовна. Создание игры как форма организации взаимодействия взрослых и детей
  • Анжела Сабанцева. Мастер-класс «Использование педагогической технологии эмоционального сближения детей и взрослых»
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь