Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом вопросы нравственно - трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукот
ворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения.
Определяющая позиция педагога при этом - помочь ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать желания и потребности ребенка в получении определенных трудовых умений. Желание ребенка все сделать самому, необходимо поддерживать. Ведь научиться чему-либо человек может только сам, если захочет и испытает потребность в той или иной деятельности. Знание о человеке - созидателе даются так чтобы вызвать у детей положительные эмоции. Ведь то, что не затронуло сердце ребенка, никогда не будут воспроизводить его руки. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. Таким образом, трудовое воспитание процесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственного становления личности ребенка.
Составляющей частью трудового воспитания является ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий. Задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых: 1. Формирование интереса к труду взрослых. 2. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда. 3. Воспитание стремления оказывать посильную помощь. Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых надо начинать с того, чтобы давать детям конкретные сведения о трудовых действиях, о трудовых процессах. Знакомить с материалами, оборудованием, инструментами для осуществления трудовых процессов. Показывать конечные результаты труда. Обращать внимание детей на отношение человека к труду, качество действий человека, характер взаимоотношений человека в труде. Затем от конкретных сведений переходить к обобщенным сведениями: 1. О значении труда каждого человека. 2. О свободе выбора профессии и работы, возможности проявлять свои творческие способности. 3. О почетности и важности любой работы и профессии. И в перспективе наметить следующие этапы – дать общие сведения: - труд, как основа жизни людей, - труд, как основа развития страны, - труд, как основа благосостояния каждого человека и общества в целом, - труд, как основа экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации.
Стовпец Елена Анатольевна воспитатель МДОУ детский сад №23 "Снегирёк" г. Клинцы Брянской области.
|