Ловцова Наталья Васильевна. Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»

Консультация для воспитателей «Как сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых»

Ловцова Н.В., старший воспитатель

По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»

Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как трудятся взрослые.

Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.

 

Уточните знания детей о труде взрослых.

Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т.И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему.

Задачи трудового воспитания старших дошкольников:

  • расширить представление детей о профессиях;
  • сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения
  • в жизни общества; мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности; развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях

Создайте условия.

Знакомство с трудовой деятельностью станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В детском саду сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, т. к. он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых. Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого — педагогические условия: учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду; организовать развивающую предметно — пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых:

  1. Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
  2. Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
  3. Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.
  4. Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
  5. Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  6. Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям

Используйте разнообразные методы и приемы.

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

  • наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
  • практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
  • игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. Знания дошкольники усваивают в образной форме. Разучите с ними пословицы и поговорки о труде, орудиях труда, побуждайте использовать в речи название профессий, проведите работу по расширению словарного запаса, научите составлять писательные рассказы о профессиях.

Не забудьте использовать в работе литературный материал. Стихи, рассказы, сказки о труде лучше всего выполнят воспитательную функцию и затронут эмоции детей. Дошкольники лучше познают окружающий мир в процессе деятельности. Они заинтересуются трудом взрослым, только если сами смогут принять в нем посильное участие. Почувствовав радость от процесса и результата труда, воспитанники охотнее будут выполнять свои небольшие обязанности в детском саду и семье. Удовлетворить эту потребность помогут экскурсии, в процессе которых дети имеют возможность увидеть сам процесс труда и его орудия в естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых, непосредственно соприкоснуться с трудом. Кроме того, экскурсии развивают наблюдательность и формируют интерес к трудовому процессу.

Важное направление – знакомство с трудом работников детского сада. В отличие от экскурсий за пределы ДОО воспитатель может организовать наблюдение за трудом медсестры, повара, дворника в пределах детского сада неоднократно. Это сформирует у дошкольников представления о трудовой деятельности, позволит им непосредственно принять участие в трудовом процессе.

В качестве итоговых мероприятий организуйте тематический досуг «Творческие профессии», оформите презентацию «Проект профессии», плакаты, создайте видеоролик. Можно организовать выставку (в т. ч. виртуальную) совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий, провести фестиваль чтецов «Профессии». Подобные методы сделают дошкольников более раскрепощенными в общении, самостоятельными в деятельности.

Организуйте сотрудничество с семьями детей.

Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще. Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших предков». Предложите им рассказать детям о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка. Трудовое воспитание формирует в детях чувство гордости за свою семью, желание помогать родителям, бабушкам, дедушкам, заботиться о них. Когда дошкольники знакомятся с семейными традициями, у них появляется желание быть похожими на близких людей, гордиться ими, бережно относиться к семейным реликвиям. Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, «О профессиях нашей семьи», создать папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно». Пригласите родителей принять участие в экскурсиях, организованных детским садом.

Помните, что познавательные беседы с детьми, в т. ч. на тему профессий, нужно проводить в благоприятной обстановке, атмосфере доброжелательности и партнерства, выслушивать мнение ребенка, пытаться понять то, как он воспринимает работу взрослых.

Четыре направления взаимодействия с родителями:

  1. рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;
  2. привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;
  3. создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;
  4. укрепить партнерские взаимоотношения в семье

Подводите итоги и оценивайте результаты работы.

Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу. Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая редметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.

Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.

Просмотров: 469
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Бабенко Светлана Вячеславовна. «Формирование нравственно-трудовых качеств дошкольников, через ознакомление их с трудом взрослых»
  • Любовь Фролова. Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
  • Татьяна Путинцева. Ознакомление младшего дошкольника с трудом взрослых.
  • Легкова Людмила Викторовна Фролова Людмила Ивановна Пискунова Наталья Николаевна Ахремова Ольга Сергеевна Неверович Юлия Владиславовна. Ознакомление дошкольников с трудом взрослых – основа профориентации в ДОО
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Ирина Зимина. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Труд в профессии взрослых»
  • Мерц Ирина Анатольевна. Конспект ООД в группе раннего возраста по ознакомлению с трудом взрослых с элементами ТРИЗ «У нас порядок»
  • Рубцова Екатерина Вячеславовна. Конструкт образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Степанова Светлана Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Корхова Юлия Александровна, Занина Любовь Викторовна. ТЕМАТИЧЕСКАЯ КНИГА — ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ВЗРОСЛЫХ.
  • Ганиуллина Айгуль Сабирзяновна. Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Медведева Александра Викторовна. Проект для детей старшего дошкольного возраста: «Знакомство детей с трудом шахтеров-металлургов».
  • Сарапкина Ирина Николаевна. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Шакирова Наиля Мударисовна. Цикл совместной деятельности взрослых и детей «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Консультация для родителей дошкольников «Как организовать подготовку ребенка к школе?»
  • Казакова Наталья Алексеевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Михайлова Ольга. Конспект совместной деятельности детей и взрослых с использованием ЭОР (диск с «БОС») «Увлекательное путешествие в страну здоровья»
  • Новикова Юлия Алексеевна. Конспект НОД по развитию речи на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» в подготовительной к школе группе
  • Андреева О.В. Долотюк Г. А. Зайцева С. В. Миронова Н. Е.. Конспект мероприятия совместной деятельности детей и взрослых, познавательное развитие «Тематическая экскурсия к озеру Линден»
  • Тимохина Юлия Васильевна, Савальвер Лариса Николаевна,Виданова Татьяна Алексеевна. Информационно – игровой проект: «Путешествие в мир профессий. Профессии наших родителей». для средней группы (4-5 лет).
  • Немцова Марина Николаевна. Проект «Формирование представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления с профессиями»
  • Ирина Толмачева. Семинар-практикум 'Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы'
  • Воробьёва Лидия Алексеевна. Проект краткосрочный на тему «Все профессии нужны – все профессии важны»
  • Наталья Юрьевна Тихомирова. Экологическая газета для детей и взрослых в детском саду
  • Боброва Людмила Георгиевна. Планирование образовательного взаимодействия детей и взрослых в детском саду в соответствии с современными требованиями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь