Ловцова Н.В., старший воспитатель
По материалам журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
Чтобы ответы детей на вопрос "Кем ты хочешь стать?" не были фантазией, познакомьте их с разнообразием профессий, покажите, как трудятся взрослые.
Одно из направлений социально-коммуникативного и познавательного развития – познакомить дошкольников с трудом взрослых. Задача воспитателя не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.
Уточните знания детей о труде взрослых.
Прежде чем начать работу по трудовому воспитанию, нужно выяснить, что дошкольники знают о труде взрослых. С этой целью можно использовать диагностическую методику «Представления о труде взрослых» (Г. А. Урунтаева и Т.И. Гризик). Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Но когда они наблюдают, как трудятся взрослые, начинают понимать значение трудовых действий и устройство общества в целом. Диагностика поможет выявить представления детей о труде взрослых и отношение к нему.
Задачи трудового воспитания старших дошкольников:
- расширить представление детей о профессиях;
- сформировать познавательный интерес к профессиям, понимание их значения
- в жизни общества; мотивировать к игровой, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности; развивать коммуникативные навыки, научить употреблять в речи названия профессий, рассказывать об их особенностях
Создайте условия.
Знакомство с трудовой деятельностью станет формальным, если не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции. В детском саду сложно организовать наблюдение за трудом взрослых, т. к. он скрыт от детей. Поэтому необходимо найти специальные формы, чтобы познакомить дошкольников с трудом взрослых. Чтобы трудовое воспитание было успешным, необходимо создать психолого — педагогические условия: учитывать шесть принципов формирования позитивного отношения дошкольников к труду; организовать развивающую предметно — пространственную среду: подобрать наглядные пособия, литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; включить в работу всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).
Шесть принципов, которые помогут сформировать у детей позитивное отношение к труду взрослых:
- Принцип воспитывающего обучения: приобщайте детей к культуре труда, воспитывайте у них уважение к людям разных профессий.
- Принцип научности: используйте научно обоснованные и апробированные на практике методики.
- Принцип наглядности: опирайтесь на чувственный опыт ребенка, организуйте наблюдения окружающей действительности.
- Принцип систематичности и последовательности: усложняйте материал постепенно, формируемые у детей знания должны складываться в систему.
- Принцип доступности: соотносите содержание, характер и объем материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Принцип осознанности: формируйте у воспитанников активную и осознанную позицию по отношению к собственным достижениям
Используйте разнообразные методы и приемы.
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
- наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
- практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
- игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).
Но предпочтение следует отдать практическим методам и игре как ведущему виду деятельности дошкольников. Знания дошкольники усваивают в образной форме. Разучите с ними пословицы и поговорки о труде, орудиях труда, побуждайте использовать в речи название профессий, проведите работу по расширению словарного запаса, научите составлять писательные рассказы о профессиях.
Не забудьте использовать в работе литературный материал. Стихи, рассказы, сказки о труде лучше всего выполнят воспитательную функцию и затронут эмоции детей. Дошкольники лучше познают окружающий мир в процессе деятельности. Они заинтересуются трудом взрослым, только если сами смогут принять в нем посильное участие. Почувствовав радость от процесса и результата труда, воспитанники охотнее будут выполнять свои небольшие обязанности в детском саду и семье. Удовлетворить эту потребность помогут экскурсии, в процессе которых дети имеют возможность увидеть сам процесс труда и его орудия в естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых, непосредственно соприкоснуться с трудом. Кроме того, экскурсии развивают наблюдательность и формируют интерес к трудовому процессу.
Важное направление – знакомство с трудом работников детского сада. В отличие от экскурсий за пределы ДОО воспитатель может организовать наблюдение за трудом медсестры, повара, дворника в пределах детского сада неоднократно. Это сформирует у дошкольников представления о трудовой деятельности, позволит им непосредственно принять участие в трудовом процессе.
В качестве итоговых мероприятий организуйте тематический досуг «Творческие профессии», оформите презентацию «Проект профессии», плакаты, создайте видеоролик. Можно организовать выставку (в т. ч. виртуальную) совместных работ родителей и детей по итогам посещения экскурсий, провести фестиваль чтецов «Профессии». Подобные методы сделают дошкольников более раскрепощенными в общении, самостоятельными в деятельности.
Организуйте сотрудничество с семьями детей.
Обязательный элемент трудового воспитания – знакомство с работой родителей и других членов семей. На примере их деятельности у ребенка формируется представление о труде вообще. Проведите для родителей консультации на темы «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших предков». Предложите им рассказать детям о том, какие традиции и интересы, связанные с трудом, существуют в семье, чем занимались предки, кем работали бабушки и дедушки. Семейные профессиональные традиции – важная часть воспитания ребенка. Трудовое воспитание формирует в детях чувство гордости за свою семью, желание помогать родителям, бабушкам, дедушкам, заботиться о них. Когда дошкольники знакомятся с семейными традициями, у них появляется желание быть похожими на близких людей, гордиться ими, бережно относиться к семейным реликвиям. Можно организовать выпуск стенгазет ко дню профессиональных дат, «О профессиях нашей семьи», создать папки-передвижки «Наши профессии», «Мамы разные нужны – мамы всякие важны», «Это интересно». Пригласите родителей принять участие в экскурсиях, организованных детским садом.
Помните, что познавательные беседы с детьми, в т. ч. на тему профессий, нужно проводить в благоприятной обстановке, атмосфере доброжелательности и партнерства, выслушивать мнение ребенка, пытаться понять то, как он воспринимает работу взрослых.
Четыре направления взаимодействия с родителями:
- рассказать родителям о важности трудового воспитания в дошкольном возрасте;
- привлечь к взаимодействию, сформировать желание общаться с воспитателями, участвовать в жизни группы;
- создать условия, чтобы раскрыть творческие способности в совместной деятельности с детьми;
- укрепить партнерские взаимоотношения в семье
Подводите итоги и оценивайте результаты работы.
Чтобы определить, какие достигнуты результаты по трудовому воспитанию, проведите итоговую педагогическую диагностику. Она покажет уровень сформированности у детей знаний о современных профессиях, позволит скорректировать и спланировать дальнейшую работу. Трудовое воспитание можно считать успешным, если у ребенка появилось желание отразить новую информацию в рисунках, рассказах, а у родителей – осознанное отношение к воспитательной деятельности, стремление понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на всех участников образовательной деятельности. Дети подробно знакомятся с трудом сотрудников детского сада и профессиями родителей, приобретают знания и умения, которые могут применять в игре. В результате этой деятельности развивающая редметно-пространственная среда пополняется атрибутами для творческих и сюжетно-ролевых игр.
Таким образом, ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей позволит освоить тему «Профессии», что станет начальной ступенью их социализации.
|