Цикл совместной деятельности взрослых и детей «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОЛОКОЛЬЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК (МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Подготовила:
Шакирова Наиля Мударисовна, воспитатель I кв. категории
Скачать: Цикл совместной деятельности взрослых и детей «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» (полный конспект)"
Пояснительная записка
Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни — основная обязанность родителей.
Цикл совместной деятельности взрослых и детей «Творческая мастерская» предназначен для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития стратегий взаимодействия всех участников образовательного процесса, развития партнерства и сотрудничества между детским садом и родителями в рамках образовательного учреждения.
Знание теоретических основ технологий ТРИЗ-РТВ предложенной как «инструмент» для воспитания в педагогике А.М. Страунинг, (Теория Решения Изобретательских Задач- основателем является Г.С. Альтшуллер, РТВ — Развитие Творческого Воображения) позволяет уделять достаточное внимание развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи): учить детей рассуждать, творчески мыслить, самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, предоставляя детям возможность выбора разнообразных способов выполнения творческих работ, способствовать творческому самовыражению, тем самым создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Данный цикл поможет:
Педагогам: привлечь родителей к совместной деятельности со своим ребенком, наладить сотрудничество в процессе воспитания и обучения детей, в целях обеспечения целостности педагогического воздействия, направленного на совместное воспитание и развитие ребенка, повышение педагогической компетентности родителей.
Родителям: увидеть мир с позиции ребенка, установить доверительные отношения с ним, учитывать его точку зрения, участвовать в его делах, радостях, горестях, создавать эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома. Развивать навыки сотрудничества с педагогами, осознать свою роль в процессе развития и воспитания ребенка, в развитии творческих способностей детей.
Детям: увидеть в педагогах и родителях партнеров, людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь, стать самостоятельными. Учиться навыкам сотрудничества со взрослыми и со сверстниками.
Цель цикла:
- Организовать совместную деятельность детей и родителей.
- Формировать у родителей желание и умение поддерживать ребенка в процессе воспитания и обучения, развития познавательных процессов и интересов. Способствовать формированию у детей художественно-творческих способностей, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, художественно-творческой деятельности.
- Закреплять у детей умение применять знания, умения, навыки, приобретенные в процессе непосредственной образовательной деятельности.
- Развивать эмоционально-волевую сферу детей.
- Воспитывать у детей стремление действовать согласованно: обратиться за помощью к родителям, принимать их помощь, добиваться результата в совместной деятельности, преодолевать возникающие трудности.
Цикл совместной деятельности взрослых и детей включает следующие темы:
- «Путешествие в «Чудо-страну»;
- «Осенний вернисаж»;
- «Играем, развиваем речь»;
- «Мир наших интересов»;
- «Чудесный букет».
Путешествие в «Чудо-страну»
Цель:
развивать навыки совместной игры, формировать коммуникативную культуру детей: желание и умение общаться в игре со сверстниками и взрослыми, создавать теплую дружескую атмосферу, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Словарная работа:
«Чудо-страна», путешествие, лжезагадки, мастерская, недорисованный, оркестр, волшебный, воздушный.
Коррекционная работа:
развивать: познавательные процессы – любознательность, интерес к игре; эмоционально- волевую сферу — выдержку, произвольное внимание.
Предварительная работа:
знакомство детей с дидактическими играми: «Волшебные очки», «Положи на место», «Мастерская по ремонту», «Мастерская недорисованных предметов», «Волшебные спички», «Воздушный хоккей».
Оборудование:
дидактические игры: «Волшебные очки», «Положи на место», «Мастерская по ремонту», «Мастерская недорисованных предметов», «Волшебные спички», «Воздушный хоккей», листы бумаги по количеству детей, с нарисованными свечкой цифрами, геометрическими фигурами; аудиозапись русской народной музыки; шумовой оркестр: набор металлических и деревянных предметов; листы, кисти, краски, стаканчики с водой, салфетки, подставки для кисточек по количеству детей и родителей.
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые родители, дорогие ребята! Я Хозяйка «Чудо-страны». Мы с вами отправимся в путешествие долгое, и веселое. В моей стране все необычно. Растут необычные деревья, находятся предметы, которых можно увидеть через волшебные очки и много интересного. Наденьте «Волшебные очки» и найдите вокруг себя и назовите предметы соответствующие геометрической фигуре очков (дети и родители называют окружающие предметы).
- А теперь ребята, я предлагаю вам превратиться в деревья или животных. А вы уважаемые родители, постарайтесь отгадать, какие деревья растут в этой стране? И какие животные здесь обитают? (Дети «превращаются» в животных и деревья, а родители отгадывают).
- В моей «Чудо стране» можно встретить: радостного зайчика, грустного пингвина, сердитого медведя, спокойного ежика. Давайте вместе с вами с помощью мимики изобразим этих зверей. (Дети мимикой, жестами изображают предложенных животных, а родители оценивают и поощряют всех).
- А хотите попасть в «Фотомастерскую», где вы сможете «проявить фотографии» и узнать, что спряталось на фотоснимках? (Ответы детей.)
- Тогда отправляемся. (Дети и родители отправляются в фотомастерскую и совместно раскрашивают лист краской, проявляя рисунок (цифры, геометрические фигуры) нарисованные свечой, называют полученные изображения).
- Какие вы молодцы! А чтобы попасть в «Мастерскую игр» нужно разгадать «Лжезагадки» и дать правильный ответ:
- Разгадайте, кто быстрее плавает: утенок или цыпленок?
- Над небом летели 3 рыбки, 2 приземлились, сколько улетело?
- По морю плыл большой красивый паровоз, там было много людей, звучала музыка. Как звали капитана?
- 2 крокодила, один красный, другой синий. Кто скорее долетит?
- Как лучше сорвать картошку с дерева?
- Молодцы, ваши ответы верны, поэтому отправляемся в мои мастерские. (Каждой семье предлагается выбрать одну из дидактических игр ( «Мастерская по ремонту», «Мастерская недорисованных предметов», «Положи на место», «Волшебные спички», «Воздушный хоккей») и сыграть вместе с ребенком).
- В моей стране есть необычные «музыкальные инструменты», которые помогут нам создать свой шумовой оркестр. (Детям и родителям предлагается выбрать «музыкальные инструменты» и под русскую народную мелодию создавать ритмический рисунок с помощью металлических и деревянных предметов).
- Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться. Вам понравилось в «Чудо-стране»? Было интересно и весело? (ответы детей и родителей). Вы играли дружно, поддерживали друг-друга. Как хозяйка «Чудо страны» я благодарю всех за игру, родителей за сотрудничество.
Играем, развиваем речь
Цель: развивать диалогическую, монологическую речь, обогащать словарь, формировать желание участвовать в совместных играх, воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Словарная работа: мудрая Сова, чей лист, березовый, кленовый, осиновый, дубовый, (форма снежинок), разбросал, описание, полслова, укрась, наоборот, цифры, алфавит, вокруг.
Коррекционная работа: развивать память, слуховое внимание и восприятие.
Предварительная работа: предложить родителям консультацию «Поиграйте вместе», радиолекторий «Играем, развиваем речь».
Оборудование: игрушка Мудрая Сова, листья разных деревьев, листья на которых есть описания игры, (зависит от времени года можно использовать снежинки), призы для детей.
Ход:
- Уважаемые родители, ребята! К нам спешила Мудрая Сова. Вот она! Но она грустная, потому что листочки с описанием игр, в которые она хотела с нами поиграть, ветер разбросал, наверно подумал, что листочки обыкновенные и смешал их с остальными листьями (показать на полянку). Посмотрите сколько их много, как же нам найти листочки с описанием игр? Ребята, давайте поможем Сове, поищем листочки с описанием игр, а когда найдем- поиграем в них? В этом вам помогут родители. (Дети и родители по очереди поднимают листья, до тех пор пока не найдут описание игры. Во время, того как дети поднимают листья, они называют «с какой ветки детки?» (с какого дерева).
- Воспитателю следует прятать игры последовательно, друг за другом под листочки, чтобы сохранить последовательность игры, внимание, организованность.
1- я игра
Описание: ребята, назовите места, где «работают» цифры, где их можно увидеть? (ответы детей, при необходимости с помощью родителей). Предполагаемые ответы: № дома, подъезда, квартиры, телефона, кнопки дистанционного пульта телевизора и т.д.).
2-я игра
Описание: родителям предлагается назвать полслова или первый слог, ребеноку придумать продолжение или окончание слова. Например: МА-шина, МА-ленький и т.д.
3-я игра
Описание: родителям предлагается назвать предмет, а дети должны придумать как можно большее количество слов, относящихся к данному предмету. Например: МАШИНА — едет, везет, игрушечная, грузовая, легковая, красная, транспорт и т.д.
4-я игра
Описание: родителям предлагается назвать слово, а ребенку «украсить» выбранное слово называя его признаки. Например: МЯЧ — красный, круглый, красивый и т.д.
5-я игра
Описание: родителям и детям предлагается найти слова противоположные по смыслу (антонимы) например: УТРО – вечер, ВЕСЕЛЫЙ – грустный, СТАРЫЙ – молодой и т.д.
- Последний листок с описанием игры находит и объявляет воспитатель. Дети и родители фантазируют вместе. В этой игре необходимо направить внимание, фантазию, детей и родителей на персонажа Мудрую Сову, которая переживает, грустит, поддерживает их во время поиска, игры.
6-я игра
Описание: детям и родителям предлагается представить перед собой «окно» и рассказать о том, что:
- Они видят в своем «окне»;
- Хотели быувидеть;
- Что происходит, но не видно;
- Просто фантазировать, представляя сказочные сюжеты.
- Спасибо тебе мудрая Сова, твои игры были интересны. Мы нашли все листочки с описанием игр, поиграли в эти игры, выполнили трудную задачу. Родители нас поддерживали и помогали. Мудрая Сова благодарна вам и вручает призы детям, а родителей благодарю за сотрудничество!
Осенний вернисаж
Цель: совершенствовать у детей изобразительные навыки, умение передавать в рисунке впечатления от золотой осени, формировать художественно-творческие способности детей, художественный вкус, развивать эстетическое восприятие, воспитывать терпение и трудолюбие.
Словарная работа: творческая мастерская, осенний, вернисаж, рамки, полотно, фломастеры, акварель, кисти, мастера, пейзаж.
Коррекционная работа: развивать восприятие цвета, величины, чувство композиции, мелкую моторику.
Предварительная работа: организовать с детьми «Творческую мастерскую», участие детей в создании развивающей среды группы, выучить стихи об осени, осенних красках.
Оборудование: рамки для картин изготовленные детьми, фломастеры, краски, полотно (ткань), аудиозапись «Моцарт для малышей», магнитофон.
Ход:
- Уважаемые родители! Вы уже знаете, что в нашей группе успешно работает «творческая мастерская». Ваши дети – настоящие мастера: рисуют на бумаге, обоях, ткани, в этом им помогает пальчики, ладошки, цветные мелки, свечи, клей; лепят из пластилина и глины; вырезают, создают композиции из бумаги, природного и бросового материала. Своими работами они украшают группу.
- А сегодня, уважаемые родители, ваши дети хотят, чтобы и вы стали настоящими мастерами, членами нашей «Творческой мастерской» и создали вместе с ними картину об осени, на осенние мотивы. Рамки для картин дети уже изготовили. Мы хотим в группе открыть выставку на тему: «Осенний вернисаж».
- Давайте вспомним, какая она осень (стихи детей об осени, осенних красках).
- Все необходимое перед вами: фломастеры, краски, кисти, полотно (совместное творчество детей и родителей сопровождается музыкой, родители вместе с детьми рисуют картины, после окончания работ объявляется об открытии выставки).
- Вы присутствуете на открытии выставки «Осенний вернисаж». На выставке представлены картины художников: (перечислить имена детей и их родителей).
В заключении поблагодарить родителей за сотрудничество.
«Мир наших интересов»
Цель: совершенствовать умения детей создавать из отдельных предметов общую композицию, совершенствовать способы работы с различными материалами, навыки безопасной работы с инструментами, развивать творческий интерес к различным способам конструирования, воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Словарная работа: выставка, интересы, разнообразные, красивые, домики, обустроить, драгоценным, мебель, оклеиваются, полиэтилен, шторы, коврики, хозяйства, соседи, растяжимо, содержимым.
Коррекционная работа: развивать координацию движения рук, мелкую моторику, восприятие формы, величины.
Предварительная работа: оформить выставку семейных достижений на тему: Мир наших интересов: собрать бросовый материал, предметы для строительства домика.
Материал: выставка семейных увлечений на тему: «Мир наших интересов», бросовый материал для совместной игры: коробки разной величины для домиков, клей, фломастеры, кисти, скотч, ножницы, краски, куски полиэтилена, обоев; подсобный материал для изготовления мебели, маленькие куклы, машины, кусочки ткани для кукольной одежды, туалетные принадлежности для кукол, посуда, старый настольный календарь для изготовления картин, место для размещения домиков.
Ход:
- Уважаемые родители! Сегодня я вам предлагаю посетить выставку на тему: «Мир наших интересов», экспонаты которой вы подготовили со своими детьми. (Рассматривание выставки).
- Маленькие дети очень любят обустраивать дома, комнаты для своих кукол, игрушек. Поэтому, одним из увлечений ваших детей — это строительство домиков. Сегодня мы просим, уважаемые родители, подключится к нашей игре «Домики»
детей очень интересуют кукольные домики. Они очень разнообразные, красивые. Если вы со своим ребенком сделаете часть дома, одну из комнат, или поможете обустроить, этот дом станет самым красивым, а время, проведенное вместе с мамой, папой с, семьей станет самым драгоценным, дорогим, запоминающимся для вашего ребенка.
- Перед вами материал, который вы сможете использовать для изготовления дома, мебели, обустройства дома, для изготовления одежды кукол, посуды. Подумайте с вашим ребенком, что вы будете строить.
- В кукольном домике может быть много комнат, сделанных из коробок, приклеенных друг к другу к другу. А можно и одну коробку разделить пополам куском картона. Стены оклеиваются обоями, в окна вставляется полиэтилен. На окна вешаются шторы, на пол кладутся коврики, подбирается мебель. Обустроить можно используя детали: крошечные вазы на столах, картины на стенах, полочки, подушечки, плита, стиральная машина, телевизор, компьютер. (В процессе работы, по необходимости оказывать индивидуальную помощь).
- Посмотрите, какой красивый дом получился. Ребята, вы сможете ухаживать за детьми (куклами), вести хозяйство, встречаться с соседями, ходить к ним в гости.
- Мы с вами сможем открыть для встреч кафе или ресторан, магазин, больницу, стадион.
- Строительство домиков можете продолжить дома, и приносить в детский сад. У нас получится целый город. По желанию, наши дети могут подарить дома малышам, которые сами сделать не могут.
- Ребята вам понравилось создавать дома и интерьер в них совместно с родителями? (Да).
- Послушайте слова, которые написал поэт Н.Заболоцкий:
«Мы знаем, — время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его!»
- Уважаемые родители! Не упускайте ни минуты, ни часу времени в общении с детьми, наполняйте содержание этого общения совместными увлекательными делами, проектами, от этого будет зависеть будущее ваших детей.
Чудесный букет
Цель: закреплять изобразительные навыки и умения, технические навыки рисования красками, подбирать фон; совершенствовать умение создавать композицию; развивать умение созерцать красоту окружающей природы и передавать ее средствами выразительности (точка, линия, цветовое пятно, мазок, штрихи и т.д.); формировать художественный и эстетический вкус; развивать творческие способности, интерес к изобразительному искусству; воспитывать умение рассматривать созданные изображения, радоваться достигнутому, положительно оценивать результаты совместной деятельности.
Словарная работа: поляна, весенние, цветы, первоцветы, подснежник, медуница, незабудка, мать и мачеха, тюльпан, нарциссы, расцветают, распустился, бутон, иллюстрации, эскизы, сфотографировать, нарисовать, оттенки, сиреневая, фиолетовая, композиция, пейзаж, букет.
Коррекционная работа: развивать восприятие цвета, мелкую моторику, координацию движений рук.
Предварительная работа: познакомить детей с цветами-первоцветами.
Оборудование: белая, бледно-зеленая бумага, иллюстрации, силуэты, эскизы с изображением цветов-первоцветов, весенних цветов, зеленая ткань (поляна), восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, тампоны из поролона, трафареты, кисти, карточки из картона (белая, желтая, сиреневая, фиолетовая, голубая, красная, и др.) для игры, магнитофон, аудиозапись «Вальс цветов» П.И. Чайковский.
Ход:
(Воспитатель читает стихотворение)
На чистую поляну
Согретую весною
Упал кусочек неба
Расцвел цветок лесной!
- Дорогие дети и уважаемые родители, я приглашаю вас на эту весеннюю поляну, где выросли цветы-первоцветы, полюбуйтесь на них. (Под звуки музыки «вальс цветов» воспитатель продолжает читать стихотворение «Подснежник»).
Я родился, я родился
Снег пробил, на свет явился!
Ух, какой ты, снег колючий
Очень скоро ты растаешь,
Уплывешь потоком в речку
И не скажешь ни словечка.
- Радуются цветы наступлению весны. На нашей поляне мы их видим. Назовите цветы-первоцветы (Ответы детей, родителей).
Мы не можем сорвать эти прекрасные цветы, они должны радовать всех, их нужно беречь, многие цветы занесены в «Красную книгу» — эта книга предупреждает об опасности исчезновения этих растений. Мы можем их сфотографировать, нарисовать.
- Рядом с вами иллюстрации и эскизы весенних цветов. Какой цветок вы бы хотели взять с собой, нарисовать, сфотографировать? (Дети и родители высказывают свои впечатления, рассуждения).
- Ребята, а вы знаете, как расцветают цветы? Давайте поиграем в игру «Собери цветок». (Детям и родителям предлагается выложить карточки в порядке роста и развития цветка).
- А теперь с вами выполним пальчиковую гимнастику, покажем, как цветы расцветают:
Наши алые цветки распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают
медленно разгибать пальцы из кулачков,
покачивать кистями рук вправо-влево;
медленно сжимать пальцы в кулачки,
покачивать кулачки вперед-назад
- Приглашаю вас в нашу «Творческую мастерскую», где с помощью иллюстраций, эскизов, цветных карточек вы сможете придумать, а потом нарисовать понравившиеся вам цветы. (Детям и родителям предлагается игровое упражнение «Подбери цвет» — к иллюстрациям весенних цветов дети и родители подбирают цветные карточки (белая, желтая, сиреневая, фиолетовая, голубая, красная и др.).
- А теперь предлагаю нарисовать тот цветок, ту композицию или букет или пейзаж, «семью цветов», цветов грустных или веселых, букет по цвету, по форме лепестков, листочков и просто так, как вы хотите. (Родители с детьми самостоятельно подбирают цвет, технику изображения, композицию. Совместное творчество сопровождается музыкой. Готовые работы выкладываются на поляне.)
- Полюбуйтесь нашей чудесной, весенней поляной, которую вы ребята, со своими родителями создали. Эти прекрасные работы вы сможете подарить вашим близким, родным, дополнить домашнюю коллекцию.
|