Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 16 «Тополёк» г. Николаевска – на – Амуре, Хабаровского края
Бувалина Елена Викторовна, воспитатель высшей категории МБДОУ ДС №16 «Тополек» г. Николаевск – на – Амуре 2019 г
«Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.» (В. И. Сухомлинский)
1. Актуальность опыта
Сегодня наше общество нуждается не только в знающих, но и разносторонне развитых, способных к творческой деятельности людях. Развитие детского творчества является актуальной проблемой и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления.
Скачать конспект
Дети дошкольного возраста активно стремятся к познанию окружающего мира. Этому способствует высокий потенциал их умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности: в речевом общении, в восприятии художественных произведений, в наблюдении, в экспериментировании. Дети, знакомясь с окружающей жизнью, пытаются отразить ее в своей практической деятельности. Богатые возможности в этом отношении представляет продуктивная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер и, наряду с игровой, является ведущей. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС ДО, как реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Продуктивная деятельность – это "созидательная работа, направленная на получение предметно — оформленного результата в соответствии с поставленной целью» (Швайко Г.С.). Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. Н.А. Ветлугина определила критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей:
- отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве — увлечённость, способность "войти" в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;
- способы творческих действий — быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;
- качество детской продукции — отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
Содействие детям в познании окружающего мира, в овладении выразительными средствами способствует развитию у них художественного творчества.
Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.
На основании всего этого я поставила цель своей работы: создание условий для развития творческих способностей у детей посредством художественного труда в процессе познания окружающего мира.
Определила задачи:
- развивать творческие способности детей, оригинальность подхода к решению задач, умение свободно ориентироваться в окружающей обстановке;
- формировать умения работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
- поддерживать проявления самостоятельности, инициативы.
2. Главная идея опыта.
Чтобы пополнить теоретическую базу своего опыта, я исследовала психолого – педагогическую и методическую литературу. Мною были изучены «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготского, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Казаковой, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьевой, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комаровой, О.Ю. Зыряновой, Авторы данных трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий.
Так в своем труде Л.С. Выготский писал: «…творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.» Н.А. Ветлугина отмечала, «что в первую очередь немалую роль играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность. Именно самостоятельные действия, отмеченные личностным своеобразием, чаще всего следует относить к действиям творческим. Инициативность же выражается в стремлении находить и применять новое в своей деятельности». По мнению Н.А. Ветлугиной, «оба качества обладают огромным значением для развития художественно-творческих способностей и формирования личности. Ребенок должен испытывать потребность к деятельности, представлять цель своих действий, наметить доступные художественные средства, проявить волевое усилие и выполнить задуманное». Григорьева Г.Г. отмечала, что «необходимо уважительно относиться к мнению ребенка, поддерживать его инициативу. Особенно это важно в творческой деятельности, в частности художественной, насыщенной чувствами, ориентированной на других людей, связанной с ожиданием ребенком позитивного отношения, доброжелательной оценки образа, созданного им». Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова. Творчество рассматривается им как способ существования личности.
За основу своего опыта я взяла положение академика Н.Н. Поддъякова о поэтапности развития детского творчества:
- свободное экспериментирование с материалом;
- проблемное обучение (по образцу, по условию);
- конструирование по замыслу.
- Технология реализации идеи опыта.
Проанализировав уровень развития художественно-творческих способностей детей в среднем возрасте на начало учебного года, я пришла к необходимости разработки заданий, имеющих неоднозначное решение, стимулирующих детей к творческим поискам и находкам. Для этого разработала примерное перспективное планирование творческого кружка «Фантазия». Продолжив работу в старшей группе, спланировала кружковую деятельность на данный возраст. В подготовительной группе пришла к необходимости составления программы по данной теме. Проработав психолого-педагогическую и методическую литературу, опираясь на программу дополнительного образования детей дошкольного возраста Воробьевой Е.В. «Маленькие волшебники», а также на интернет – ресурсы, я составила дополнительную общеобразовательную программу «Фантазия» по художественному труду в нетрадиционных техниках выполнения по трем возрастным группам (приложение №1). В программе предусмотрела условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, спланировала работу, учитывая взаимосвязь всех областей и определила уровни диагностики художественно-творческих способностей детей:
- низкий уровень — не проявляет интерес к деятельности, не владеет нетрадиционными техниками, пассивен;
- средний уровень — проявляет интерес и желание работать в совместной деятельности, владеет техникой с подсказкой педагога, но не проявляет инициативу в самостоятельной деятельности;
- высокий уровень — испытывает удовлетворение и радость при выполнении задания, владеет техникой, проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Для решения поставленной цели я продумала формы организации детей, методы и приемы работы с ними, а также, способы вовлечения родителей в совместную творческую деятельность. Свою педагогическую деятельность я осуществляла по двум направлениям:
- Обучение способам работы с материалами и инструментами в совместной деятельности с детьми, способствование в осознании результата своей работы.
- Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- Условия, обеспечившие эффективность в достижении результатов опыта.
Для развития художественно-творческих способностей детей я определила условия:
- Комплексное использование методов и приемов: наглядных (показ, помощь, наблюдение, рассматривание), словесных (объяснение, описание, поощрение, художественное слово), практических (самостоятельное и совместное выполнение работы).
- Мотивация заданий. От них зависит вовлеченность в процесс всех детей, в том числе менее успешных, а также результат работы.
- Разнообразие материалов и свободный доступ к ним (создание уголка творчества).
- Бережное и практическое отношение к результату деятельности детей.
- Организация пространства.
- Объединение детей в мини группы.
В своей работе я использовала такие формы организации детей, как непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность с детьми, а также самостоятельную деятельность детей. Предлагала детям разные типы выполнения работ: по нескольким образцам, где предлагала определить и продумать свой вариант работы; по незавершенным продуктам; по словесному описанию; по замыслу (теме).
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми. Чтобы не ограничивать возможностей детей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Поэтому, в своей работе я использовала нетрадиционные материалы: салфетки, фетр, фоамиран, ткань, бисер, пайетки, поролон, синтепон, нитки, губки, пластиковые бутылочки, стаканчики, ложки, синельная проволока, сизаль. Они любопытны детям как игра с неизвестным, что занимает их, и вовлекает в творческий процесс.
В своей работе я использовала показ, помощь, рассматривание, описание, поощрение, совместное и самостоятельное выполнение работы. Предлагала детям творческие задания, имеющие несколько решений. Для развития художественно — творческих способностей детей и мелкой моторики применяла на практике дидактические игры и пальчиковую гимнастику (приложение №3).
Подготовительным этапом развития художественно – творческих способностей являлась работа с детьми младшего возраста. Вначале я знакомила детей со свойствами материалов (бумагой, картоном, пластилином) и в продуктивной деятельности способствовала познанию детьми связи действий с полученным результатом. При этом дети учились согласовывать свои действия и усилия. На занятии подбирались инструменты и материал на каждого ребенка. Дети учились ориентироваться на плоскости листа, составляли небольшие композиции. С целью организации самостоятельной деятельности был оборудован уголок художественного творчества, в котором разместили пластилин, картон, бумагу, а также необходимые инструменты. Содержание уголка пополнялось в зависимости от возраста детей.
В среднем возрасте я продолжила работу по формированию у детей навыков резания, сминания, складывания бумаги, а также начала обучение способам действий с новыми материалами – нитками, соленым тестом, ватой, ватными дисками. У детей не сразу сформировывалось умение видеть, фантазировать, создавать интересные образы, поэтому, в процессе труда направляла, подсказывала интересные варианты работы. Например, из нарезанной пряжи предлагала сделать птиц, животных, а ватные диски превратились у детей в забавную гусеничку, маленького котенка. Знакомство детей с понятием «город» через реализацию проекта привело к необходимости выполнения макета улицы. Родители активно подключились и вместе с детьми сделали дома, машины из картона, коробок, бумаги, бросового материала (приложение №5).
Наблюдая с детьми за красотой природы осенью, подмечая яркость и неповторимость осенних листьев, предложила детям сделать листочки способом оттиска листа на пластилине. Смешивая пластилин, дети вспоминали разноцветье листьев. В процессе обмена впечатлениями обогащался чувственный опыт детей, развивалось творческое воображение.
В старшей и подготовительной группе в процессе художественного труда я уточняла и углубляла представления детей об предметах и явлениях окружающего мира, поэтому результат деятельности детей становился интереснее и ярче, так как, они уже стремились передать в изобразительной форме свои мысли и впечатления. Знакомство и работа с новым материалом, освоение новых техник, доступность уголка творчества дало возможность детям реализовывать себя в самостоятельной творческой деятельности.
Продуктивную деятельность я проводила во второй половине дня небольшими подгруппами детей до 5 человек. Для организации работы я строила пространство так, чтобы дети могли видеть деятельность других, обсуждать, обмениваться мнениями, оказывать посильную помощь друг другу. При необходимости, воспитанники свободно перемещались по группе, чтобы взять дополнительный материал или инструмент. Длительность выполнения задания соответствовала возрасту, но предполагала «открытый» временной конец, так как каждый ребенок работал в собственном темпе. В зависимости от размера и объема, работы были индивидуальные и коллективные. Сложные работы дети выполняли в течение нескольких дней.
Получение результата в старшем возрасте становится для ребенка критерием, по которому он может судить о себе и о своих возможностях. Если результат успешен, ребенок начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу. Поэтом, я подбирала посильные по объему и сложности выполнения различные задания, одобряла и поощряла настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.
Необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора, работа в небольшой подгруппе – все это помогало мне не допустить в художественном творчестве однообразие и скуку, обеспечивало живость и непосредственность детского восприятия. Всякий раз я создавала новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания и умения, а с другой — искали новые решения и творческие подходы. Так, например, после наблюдения за ежом во время посещения уголка живой природы детского сада «Кораблик», предложила сделать ежика новым способом – складыванием бумаги «гармошкой». Прикрепляя яблочко на спинку ежа, предлагала подумать, что еще он может нести. Дети отвечали: «Грибок, листик» и думали, каким способом можно их изобразить. Именно такой поиск решения новой проблемы вызывал у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться. Дети получали возможность передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.
Как правило, продуктивной деятельностью дети занимались по желанию. Но ручной труд привлекателен и детям, которым сложно дается выполнение заданий. Я подводила воспитанников к овладению такими важными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов и средств ее осуществления. Через индивидуальное общение с каждым ребенком я помогала осознать результат своей работы и результат работы своих товарищей. Закрепляя последовательность, я просила рассказать о том, как ребенок будет выполнять свою работу.
Мотивация, разнообразие материалов играли существенную роль в вовлеченности в процесс всех детей и в развитии творческой активности каждого ребенка. Заранее подготовленный материал и заготовки привлекали внимание детей. Они рассматривали их, предполагали, какой материал необходим для определенной заготовки, пытались догадаться, что будут делать. Появление нового, незнакомого материала вызывало у детей любопытство. Дети изучали его, обменивались впечатлениями, спрашивали у меня, что это и для чего нужно. Я знакомила детей с названием, закрепляла свойства материала, но говорила: то, что будет сделано из него, является секретом. Это вызывала еще больший интерес у воспитанников, они начинали фантазировать, предполагать, что из данного материала можно сделать.
Художественный труд не возникает сам по себе. У детей не сразу сформировывается умение фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции, поэтому, я направляла деятельность детей, подсказывала при необходимости. Организуя художественный труд, я предлагала сделать детям подарки к празднику, игрушки для домашней елки, композиции для природного уголка, или игрушки, которые просто создадут радостное настроение (приложение №5). Старалась лишь косвенно помочь, чтобы каждый ребенок самостоятельно пришел к оригинальным идеям в оформлении своей поделки.
Для решения этой проблемы я также использовала в своей работе метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью и является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода. Жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции деятельности, включении разных видов искусства, которые находят свое воплощение в презентации проекта. Темы для проекта подбирались с учетом интереса детей, их возрастных особенностей, что обеспечивало мотивацию к деятельности. Использование метода проекта позволило мне объединить детей в группы по интересам и создать изначальные основы для систематизации познавательных сведений. Это тематика игр, творческие задания по ознакомлению с окружающим миром, чтение художественной литературы, наблюдения, беседы, экскурсии.
В начале учебного года в старшей и подготовительной группе был проведен проект на тему «Осень золотая», целью которого было создание условий для систематизации знаний детей об изменениях в природе. Задачи включали: развитие творческих способностей детей в совместной деятельности с педагогами и родителями.
С этой целью были запланированы и проведены наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе, за листопадом, за перелетными птицами, сравнение листьев и плодов растений. С целью обогащения знаний детей о природе родного края была проведена экскурсия в музей. В проведенных беседах дети делились впечатлениями об увиденном, отмечали изменения в природе в календаре. Эмоциональный настрой детей подкреплялся рассматриванием репродукций, фотографий, заучиванием стихов и чтением произведений. В группе, в уголке творчества, была организованна выставка иллюстраций. Развитию творчества детей способствовали проведение НОД с использованием метода моделирования на темы: «Описание овощей и фруктов», «Загадки о животных», итоговая беседа об осени. Проведенные дидактические игры: «Цепочка», «Выбери нужное», «На что похоже облако», «Рисование палочками на песке, снегу, земле, глине», «Хорошо — плохо» в природных явлениях», «Чудесный лес» (приложение №3), просмотренная презентация на тему «Осень», а так же подвижные и сюжетно-ролевые игры способствовали развитию воображения у детей. Творческие способности воспитанников ярко проявлялись в процессе продуктивной деятельности при создании поделок в старшей группе с помощью нетрадиционных техник: пластилиновая картинка «Осень в лесу», «Ежик на осенней полянке». В пластилиновой картинке дети выполняли налеп листвы разным способом (смешанным пластилином – «лепешечкой» и отдельными листочками). Изготавливая ежика, делали иголки, прикрепляя шишки. На вопрос о том, что еще можно использовать в качестве иголок, дети придумывали – семечки, зубочистки. Выполняя оттиск листьев на соленом тесте, отмечали причудливость и неповторимость рисунков. В подготовительной группе дети выполняли осенние деревья разными способами: папье-маше, нитки, бумагопластика.
Итогом проекта был праздник осени, где выставлялись сделанные совместно с родителями детские поделки из даров природы. В подготовительной группе дети участвовали в районной акции «Гроздь рябины», где предоставили топиарий на тему «Природа и фантазия» (приложение №5).
В старшем возрасте воспитанники познакомились с календарем. С этой целью было решено провести долгосрочный проект (сроком 1 год) на тему «Календарь природы». Для того, чтобы дети могли наглядно видеть и отмечать сезонные и погодные изменения для замка календаря вместе с детьми были подобраны и наклеены на магнитную основу картинки с явлениями природы. В кармашек для рисунков мы вставляли детские работы, отражающие сезонные изменения. С целью закрепления знаний и творческого развития детей были проведены НОД: придумывание концовки сказок на темы: «В лесу родилась елочка», «Как снеговик нашел себе друзей», «Как снеговик за весной ушел», составление рассказа из личного опыта на тему «Новогодний подарок», придумывание рассказа по серии картин «У кормушки», «На горке», а так же «шифровка» животных и растений по опорным карточкам. Развитие творчества невозможно без обогащения знаний и опыта детей, поэтому в течении года планировались и проводились НОД с использованием эксперимента (наблюдения за свойствами снега, воды, ростом и изменениями в жизни растений). Обогащению опыта детей способствовали беседы о сезонных изменениях и праздниках; чтение художественной литературы, а также, просмотр презентаций: «Времена года», «Путешествие капельки» и мультфильма «Заяц Коська и Родничок» (о круговороте воды в природе). В д/и: «Времена года», «Животный мир», «Что лишнее?», «Мыслим творчески», «Истории в картинках», «Когда это бывает?» дети отражали полученные ранее знания и проявляли творчество при рассказывании. Знания детей, их эмоциональное отношение к миру отражались в продуктивной деятельности: «Последний грибок» из соленого теста, «Ежик» — бумагопластика, выполнение зимнего панно из тюли, «Снеговик» из пластиковой бутылочки (приложение №4), выполнение птиц и цветов разными способами. При выполнении вроде бы таких одинаковых заданий, дети имели возможность выбирать на свое усмотрение цвет, определять детали, вносить разнообразие в украшение своей поделки. Итогом проекта в старшей группе стала НОД на тему: «Зимнее панно для сквера», где дети изготавливали панораму для оформления зимнего окна (приложение №5).
С целью развития у детей творчества, кругозора, пытливости, в старшей группе был проведен краткосрочный проект на тему: «Подводный мир» (приложение №2). Одной из задач проекта стало: развивать умение детей передавать свои чувства, впечатления в рисунках, поделках, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, умение использовать нетрадиционные техники изображения;
Подводный мир очень красочен, ярок, привлекателен для детей, но недоступен для прямого изучения. С целью знакомства с этим загадочным и таинственным миром, осознания детьми его уникальности, мы с детьми рассмотрели иллюстрации книги «Океан», прочитали книгу Наумова Д.В. «Коралловый риф», главы из энциклопедии «Детям о животных», стихи о морских обитателях, сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассказ Н.Носова «Карасик», просмотрели презентацию на тему «Подводный мир». Родителями были подобраны загадки на морскую тему, также дети от родителей получили первичные знания о морских обитателях и смогли обменяться ими в группе. В беседе «Где спит рыбка» воспитанники узнали о том, как зимуют речные рыбки. Знания детей закрепляла в д/и «Кто где живет?», «Сложи картинку», «Узнай по описанию», «Загадки». Была проведена НОД по теме: «Путешествие в подводный мир», лепка «Рыбка», выполнение рыбок из фантиков, пайеток, картонных цилинров, бумажных тарелок. Итогом проекта стало рисование пеной морских обитателей и выполнение композиции на тему «Подводный мир» разными видами материала в нетрадиционной технике (приложение№5).
Проводя итоговую работу в подготовительной группе по сезонным изменениям в природе, мы вместе с детьми подошли к необходимости бесед о зимующих рядом с людьми птицах. С этой целью был введен кратковременный проект на тему «Поможем птицам зимовать» (приложение №2). Дети уже знают, почему некоторые птицы улетают в теплые края, а некоторые остаются зимовать, но как им, таким маленьким и хрупким, удается пережить суровые морозы? С целью обогащения знаний детей о птицах, мы читали художественные произведения, стихи, пословицы и поговорки. В наблюдениях обращали внимание на то, что в сильный мороз птиц не видно: они прячутся от холода под крышами домов, жмутся друг к дружке на карнизах. Наблюдения дали мотивацию – как мы, люди, можем помочь им. В рассказывании по серии картин на тему «У кормушки», лепке, придумывании загадок по опорным картинкам, дети отражали свое эмоциональное состояние, проявляли творческое воображение. Итогом проекта стали детские работы — птицы, выполненные разной техникой (бумагопластика, оригами, бисер, пайетки, нитки,), а также изготовление родителями совместно с детьми кормушек из разных видов материала (приложение №5).
Любимые всеми детьми, сказки способствуют развитию выразительности речи, а также повышают степень включённости дошкольника в совместный творческий процесс. Драматизация любимых сказок развивает эмоциональный мир детей, а это позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. На основе этого, мною был разработан проект «Ох, уж эти сказки» (приложение №2). Мотивацией проекта послужило предложение детям придумать сказку «Теремок» на новый лад и с этой целью обогатить пальчиковый театр. Чтобы лучше усвоить особый язык сказок, их волшебство, характер героев, помимо чтения и драматизации, я предложила детям рассмотреть и сравнить иллюстрации Васнецова и Чарушина, где они подметили разницу изображений настоящих животных и сказочных; загадывала загадки, развивала художественное творчество через дидактические игры: «Новые старые сказки», «Сказка – рассказ», «Игры с проволокой», «Необычные кляксы» (приложение №3). Через придумывание загадок по опорным картинкам, дети закрепляли внешние особенности и характер сказочных животных. В творческом рассказывании на темы: «Как медвежонок потерял сапожки», «Как зайчик помог ежику собрать грибы» дети передавали характер героев, придумывали диалоги. Яркий мир художественного творчества раскрыл детское видение сказочного мира. Дети выполняли животных разной техникой: «Зайка» (оригами, ватные диски и киндеры), зверята из ватных дисков и ниток, игрушки для сказок из ложек, синельной проволоки, фетра. Итогом проекта стало изготовление совместно с педагогами пальчикового театра и придумывание сказки на новый лад «Теремок».
В подготовительной группе мы вошли в РНО «Академия детства», что определило тему годового проекта — «Мы – юные дальневосточники» (приложение №2). С целью обогащения знаний детей о многообразии и богатстве нашего края мы посещали музей, библиотеку, смотрели презентации. В зимнем саду ДС «Кораблик» дети наблюдали за поведением животных и птиц. Были проведены НОД на темы: «Растения наших лесов», «Дикие животные нашего края», «Красная книга нашего края», «Земля в опасности». В ходе проекта родителями были изготовлены плакат на тему «Мы — юные экологи», мини – альбомы: «Растения», Грибы», «Ягоды», лэпбук на тему «Зимующие птицы» (для мини – проекта «Поможем птицам зимовать»), альбом «Амурский тигр». Итогом являлось изготовление совместно с детьми «Зеленой книги», где знания детей отразились на страницах книги, в поделках, выполненных в нетрадиционной технике: «Зеленая» — о растениях, «Пушистая» — о животных, «Голубая» — о морских и речных обитателях, «Пернатая» — о птицах, «Кто скрывается в траве» — о насекомых и других, зачастую невидимых для нас обитателях (приложение №5).
Особое внимание в развитии художественно — творческих способностей уделялось взаимодействию с родителями. Родители принимали активное участие в педагогическом процессе группы: приобретали необходимый материал для занятий, помогали в изготовлении пособий для НОД, принимали участие в совместных творческих выставках. Участвовали в совместных проектах, Для родителей предлагались консультации по разным темам: «Коллажи и игрушки из пряжи», «Открытки к разным праздникам», «Фоторамки своими руками», «Подарки для родных и друзей», «Схемы изготовления поделок» и другие, которые родители могут взять домой для закрепления различных технологий, для выполнения совместных работ. Обмениваемся с родителями рекомендациями: «Что могут сделать родители вместе с детьми дома», «Как творчески развивать ребёнка», «Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей дома» (приложение №4).
Хочется отметить, что есть родители, уделяющие много времени своему ребенку. Они всегда идут навстречу нашим просьбам, прислушиваются к рекомендациям, вместе с детьми создают дома что-то интересное. Но хотелось бы, чтобы таких родителей было больше, тогда бы нам было легче работать с детьми.
5 Результативность опыта
Эффективность проведенной работы прослеживается в результатах диагностики. Полученные результаты показали, что в средней группе у детей стал проявляться интерес к продуктивной деятельности и желание работать совместно с педагогом, но, ввиду слабых знаний и маленького опыта, дети практически еще не проявляли самостоятельность. В старшей группе дети стали с удовольствием работать в совместном труде со сверстниками, обогатился их опыт и ручной навык. В связи с этим, они стали увереннее и самостоятельнее в художественном труде. В подготовительной группе появились дети, по-настоящему увлеченные художественным трудом. Они договаривались о совместном творчестве, вместе, без помощи педагога, подбирали необходимые инструменты и материалы, самостоятельно занимались в уголке творчества, придумывали интересные поделки. У детей появились любимые занятия, в которых они стремились реализовать свои потребности, стали получаться более качественные поделки, которые они использовали по своему желанию. Дети ощущали довольствие и гордость от результата своего труда.
На занятиях по художественному труду я воспитывала в детях усидчивость, аккуратность, терпение, развивала образное и пространственное мышление, ловкость рук, точность глазомера, помогала овладеть техникой и содействовала развитию творческого подхода к своей работе. У моих воспитанников повысилась творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. На занятиях художественного труда дети приобрели ценный опыт партнерских отношений, научились более свободно выражать свои мысли.
Мои воспитанники участвовали в районной акции «Гроздь рябины» в номинации – поделка из природного материала на тему «Природа и фантазия» (2018 г), ежегодно принимали активное участие совместно с родителями в выставке «Дары матушки Осени», принимали участие в муниципальном этапе краевого конкурса рисунков на тему: «Гуманное отношение к животным».
|