Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.

Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.

Масина Марина Владимировна Воспитатель Структурное подразделение «Детский сад №16 комбинированного вида» Республика Мордовия, город Рузаевка

Проблема развития детского творчества является одной из актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире и возможностями детей. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.

 

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность. Необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества у детей. Детский дизайн дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам центральной задачей образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

В детском дизайне заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно – эстетического и образно – пространственного восприятия окружающего мира у детей.

Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений, ведь именно на это направлен детский дизайн.

Работая с детьми необходимо развивать природные задатки. Важно научить детей видеть и понимать красоту окружающего мира, знакомить с произведениями искусства, а затем творить что – то новое, интересное.

Основными задачами моей работы является:

  1. Объединение имеющихся ресурсов группы в центре художественно — продуктивной активности.
  2. Обучение детей различным элементам дизайн — деятельности.
  3. Развивитие у детей воображения, кругозора, интеллекта, рационально – логического мышления, умения видеть необычное в обычных предметах, художественно-творческих способностей детей.
  4. Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
  5. Приобщение к дизайн – творчеству семьи воспитанников.

Работа, проводимая мною по формированию творческих способностей детей средствами детского дизайна, строится в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами.

Совместную дизайн-деятельность я провожу в форме «Дизайн студии». Разработан перспективный план работы на основе Общеобразовательной программы детского сада, программы «Конструирование и ручной труд» Л.В. Куцаковой, рекомендациями И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду», «Экопластика в детском творчестве» и в соответствии с методическими рекомендациями по организации детской дизайн — деятельности Г.Н Пантелеева и Л.А. Лялиной.

Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности.

В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый материал. Наполнение уголка ведется вместе с детьми. Некоторые материалы размещены в открытых коробках и полимерных баночках, что – то в закрытых (с разными крышками – вращающимися, захлопывающимися, с липучками и т.д.). Это дает возможность решить сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.

Работа с детьми строится с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми). В «Дизайн студии» проводятся занятия четырех типов

  1. Информационные занятия — на таких занятиях основной источник получения информации – взрослый. Информационные занятия проводятся с целью ознакомления детей с различными видами искусства; познавательные занятия-практикумы, где дети усваивают новую информацию в процессе практической работы с различными материалами под руководством воспитателя.
  2. Занятия-эксперименты, на которых дети имеют возможность в рамках одного занятия получить представления о свойствах и качествах материалов, обобщенных способов действий. Занятия такого типа организуются в целях выявления особенностей и возможностей материалов, выявление обобщённых способов действий до решения творческих задач.
  3. Самостоятельное детское экспериментирование познавательного характера и формирование обобщённых способов создания продуктов побуждают детей «встраивать» присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты;
  4. Творческие занятия предусматривают совершенствование дошкольниками уже имеющихся ручных умений и навыков, преобразование накопленных знаний при решении творческой задачи в процессе проектирования, которые подразделяются на 2 вида: дизайн-рукоделие, предполагающие изготовление плоскостных и объёмных изделий выполненных детьми на одном занятии; дизайн-проект — выполняется ребёнком индивидуально, в сотворчестве со взрослым или группой детей под руководством педагога в течение продолжительного времени.

На занятиях дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. При организации дизайн — деятельности в форме творческой мастерской практикую свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы, перемещение по мере необходимости. Непременным условием организации занятий по детскому дизайну является атмосфера творчества.

Дети с большим удовольствием экспериментируют, соединяют различные материалы. В итоге получаются настоящие детские шедевры. Работы детей украшают интерьер группы, детского сада, дома. Ребята с удовольствием рассматривают работы, делятся впечатлениями. Гордятся результатом своей работы, уважительно относятся к работам сверстников.

Чтобы разбудить творческую активность каждого ребенка необходимо мотивировать предстоящую деятельность. Ребенок должен понимать зачем, для чего или кого он выполняет работу. Так, в нашей студии появляются сказочные герои и герои мультфильмов, мы получаем открытки, телеграммы, посылки. Есть у нас и определенные традиции. Мы с удовольствием поздравляем детей с праздниками и дарим подарки, выполненные детьми.

В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители воспитанников. В рамках взаимодействия с семьей организуется работа по педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских знаний и умений: консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши руки не для скуки», видео — ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая мастерская», презентации «Оригами», «Квиллинг», «Народные игрушки», «Что нам осень принесла», «Мастерская Деда Мороза».

Воспитанники и их родители – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества Муниципального и Всероссийского уровней.

Интересная и многогранная работа по внедрению детского дизайна в практику проводится среди педагогов. Открытые просмотры занятий, консультации, просмотр презентаций, посещение выставок помогают педагогам не только получить интересную информацию, но и получить практические навыки.

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.

Литература

  1. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. — № 5. — С. 26-30.
  2. Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайн образования) // Начальная школа. — 1998. — № 10. — С. 20-31.
  3. Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников.
  4. Куцакова Л. А. «Конструирование и ручной труд в детском саду: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО» /ТЦ «Сфера», 2016
  5. Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» /ИД «Цветной мир», 2010
  6. Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
  7. Пантелеев Г. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — С. 26-30.
  8. Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. — 1997. — № 11. — С. 55-60.
  9. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. — № 3. – С. 34-36.
  10. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2. – С. 35-41.
  11. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// 10. 11. Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 11. — С. 24-30.
Просмотров: 2264
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Смирнова Наталья Валерьевна. Опыт работы по программе 'Дизайн в детском саду'
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Исмагилова Лилия Тальвиховна. Проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через дизайн — проект»
  • Костова Марина Александровна. СВИТ ДИЗАЙН В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
  • Елисова С.А.,. Дизайн — деятельность в подготовительной к школе группе «В чертогах Снежной королевы»
  • Редактор. Как декорировать стену. Дизайн дома
  • Исаева Людмила. 'Путешествие в сказку' (ландшафтный дизайн ДОУ)
  • Хисамова Майра Сарсеновна. Дизайн-проект: 'Наша новая клумба' старшая группа
  • Мартынова Екатерина Сергеевна. Педагогический дизайн-проект: Новогодняя сказка 'Змейка в гостях у дошколят'
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Рычкова Ирина Борисовна. Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Рычкова Ирина Борисовна. Отчет по проделанной работе над проектом «Формирование умений работы пластическими материалами у детей дошкольного возраста на занятиях в творческой мастерской»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Захарова Валентина Ивановна. Опыт работы «Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)
  • Титова Наталья Александровна. Развитие художественно — творческих способностей в продуктивной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
  • Заикина Светлана. Конспект интегрированного занятия Ручной труд – коллективная работа с детьми старшей группы. Тема: «Астры».
  • МДОУ Детский сад 79. Проект «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
  • Ченцова Татьяна Александровна. Доклад из опыта работы - «Развитие сенсорных способностей детей через комплексные занятия»
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Кудрявцева Нина Владимировна. Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)
  • Дьяченко Екатерина Геннадьевна, Мурзина Надежда Фаритовна. Развитие индивидуальных социально-коммуникативных умений и творческих способностей у детей в период с 3 до 7 лет в условия ФГОС
  • Заричная Светлана Анатольевна. Опыт работы: Работа с родителями детей раннего возраста «В детский сад с улыбкой»
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь