Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
Масина Марина Владимировна Воспитатель Структурное подразделение «Детский сад №16 комбинированного вида» Республика Мордовия, город Рузаевка
Проблема развития детского творчества является одной из актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено возросшими культурными потребностями людей в современном мире и возможностями детей. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности.
Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность. Необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества у детей. Детский дизайн дает широкий простор детскому творчеству, развитие которого в свою очередь является согласно Федеральным Государственным Образовательным Стандартам центральной задачей образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
В детском дизайне заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно – эстетического и образно – пространственного восприятия окружающего мира у детей.
Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений, ведь именно на это направлен детский дизайн.
Работая с детьми необходимо развивать природные задатки. Важно научить детей видеть и понимать красоту окружающего мира, знакомить с произведениями искусства, а затем творить что – то новое, интересное.
Основными задачами моей работы является:
- Объединение имеющихся ресурсов группы в центре художественно — продуктивной активности.
- Обучение детей различным элементам дизайн — деятельности.
- Развивитие у детей воображения, кругозора, интеллекта, рационально – логического мышления, умения видеть необычное в обычных предметах, художественно-творческих способностей детей.
- Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
- Приобщение к дизайн – творчеству семьи воспитанников.
Работа, проводимая мною по формированию творческих способностей детей средствами детского дизайна, строится в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами.
Совместную дизайн-деятельность я провожу в форме «Дизайн студии». Разработан перспективный план работы на основе Общеобразовательной программы детского сада, программы «Конструирование и ручной труд» Л.В. Куцаковой, рекомендациями И.А. Лыковой «Художественный труд в детском саду», «Экопластика в детском творчестве» и в соответствии с методическими рекомендациями по организации детской дизайн — деятельности Г.Н Пантелеева и Л.А. Лялиной.
Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности.
В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый материал. Наполнение уголка ведется вместе с детьми. Некоторые материалы размещены в открытых коробках и полимерных баночках, что – то в закрытых (с разными крышками – вращающимися, захлопывающимися, с липучками и т.д.). Это дает возможность решить сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.
Работа с детьми строится с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми). В «Дизайн студии» проводятся занятия четырех типов
- Информационные занятия — на таких занятиях основной источник получения информации – взрослый. Информационные занятия проводятся с целью ознакомления детей с различными видами искусства; познавательные занятия-практикумы, где дети усваивают новую информацию в процессе практической работы с различными материалами под руководством воспитателя.
- Занятия-эксперименты, на которых дети имеют возможность в рамках одного занятия получить представления о свойствах и качествах материалов, обобщенных способов действий. Занятия такого типа организуются в целях выявления особенностей и возможностей материалов, выявление обобщённых способов действий до решения творческих задач.
- Самостоятельное детское экспериментирование познавательного характера и формирование обобщённых способов создания продуктов побуждают детей «встраивать» присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты;
- Творческие занятия предусматривают совершенствование дошкольниками уже имеющихся ручных умений и навыков, преобразование накопленных знаний при решении творческой задачи в процессе проектирования, которые подразделяются на 2 вида: дизайн-рукоделие, предполагающие изготовление плоскостных и объёмных изделий выполненных детьми на одном занятии; дизайн-проект — выполняется ребёнком индивидуально, в сотворчестве со взрослым или группой детей под руководством педагога в течение продолжительного времени.
На занятиях дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или нет. При организации дизайн — деятельности в форме творческой мастерской практикую свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы, перемещение по мере необходимости. Непременным условием организации занятий по детскому дизайну является атмосфера творчества.
Дети с большим удовольствием экспериментируют, соединяют различные материалы. В итоге получаются настоящие детские шедевры. Работы детей украшают интерьер группы, детского сада, дома. Ребята с удовольствием рассматривают работы, делятся впечатлениями. Гордятся результатом своей работы, уважительно относятся к работам сверстников.
Чтобы разбудить творческую активность каждого ребенка необходимо мотивировать предстоящую деятельность. Ребенок должен понимать зачем, для чего или кого он выполняет работу. Так, в нашей студии появляются сказочные герои и герои мультфильмов, мы получаем открытки, телеграммы, посылки. Есть у нас и определенные традиции. Мы с удовольствием поздравляем детей с праздниками и дарим подарки, выполненные детьми.
В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители воспитанников. В рамках взаимодействия с семьей организуется работа по педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских знаний и умений: консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши руки не для скуки», видео — ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая мастерская», презентации «Оригами», «Квиллинг», «Народные игрушки», «Что нам осень принесла», «Мастерская Деда Мороза».
Воспитанники и их родители – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества Муниципального и Всероссийского уровней.
Интересная и многогранная работа по внедрению детского дизайна в практику проводится среди педагогов. Открытые просмотры занятий, консультации, просмотр презентаций, посещение выставок помогают педагогам не только получить интересную информацию, но и получить практические навыки.
Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Литература
- Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе// Начальная школа. -2006. — № 5. — С. 26-30.
- Конышева Н.М. Программа по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы: Художественный труд (основы дизайн образования) // Начальная школа. — 1998. — № 10. — С. 20-31.
- Кузнецова О.В. Ознакомление с техникой дизайна как одно из условий развития творчества дошкольников.
- Куцакова Л. А. «Конструирование и ручной труд в детском саду: программа, конспекты занятий. ФГОС ДО» /ТЦ «Сфера», 2016
- Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду» /ИД «Цветной мир», 2010
- Пантелеев Г. Детский дизайн. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. – 192 с., ил.
- Пантелеев Г. Детский дизайн// Дошкольное воспитание. — 2006. — № 5. — С. 26-30.
- Пантелеев Г.О детском дизайне// Дошкольное воспитание. — 1997. — № 11. — С. 55-60.
- Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. — № 3. – С. 34-36.
- Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. — № 2. – С. 35-41.
- Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// 10. 11. Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 11. — С. 24-30.
|