Резеда Абузаровна Галиева. «Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)

«Экспериментальная деятельность в детском саду» (научные опыты для детей, материал из опыта работы)Галиева  Резеда  Абузаровна
Воспитатель МБОУ « Детский сад № 25 « Сказка»  город Набережные Челны, Республика Татарстан

Это всё – эксперименты –
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?

Скачать конспект

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника, его самостоятельности и активности (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Поддьяков, О.В.Дыбина, О.Л.Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и  этическими правилами в жизни общества.

Непосредственная образовательная деятельность детей
по экспериментальному  исследованию.
Тема:«Магнит творит чудеса».
Возрастная группа: старшая группа
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать».
Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы из результатов этой проверки, учить делать обобщения
Развивающие:
Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.                                                              
Интеграция образовательных областей: социализация; коммуникация; труд; музыка; безопасность; здоровье.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: фланелеграф  для  результатов  эксперимента; ноутбук, экран-проектор , диск с мультфильмом.
Раздаточный:
железные, пластмассовые,  деревянные, резиновые предметы, кусок ткани,  бумаги; магниты разного вида, стаканчики с водой,  , подносы  для раздаточного материала,  , бумажные фигурки зверей; тазики с водой, кораблики из пенопласта с  портновской иглой для мачты и парусом из клеенки;    шапочки и халаты волшебников.
Предварительная работа:
- игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка» исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Ход непосредственно образовательной  деятельности :

Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в страну Волшебства, где мы станем настоящими волшебниками. Одеваем специальную одежду  сегодня мы будем работать в лаборатории в которой ставят опыты. Сейчас я вам покажу фокус. (воспитатель показывает фокус)
1.Берется небольшой металлический предмет. Главное — чтобы избранный для фокуса предмет взаимодействовал с магнитом.
2.Надо садиться за стол. Левую руку убираем под стол (в ней я держу магнит), а правой, для отвлечения внимания, аккуратно положу на середину стола наш металлический предмет (пусть это будет шарик). Надо показать детям, что шарик не закреплен, и что он может свободно перемещаться по столу.
Мы сейчас пойдем направо дружно.
А потом пойдем налево дружно.
В центре круга соберемся дружно.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся
1,2, 3. Волшебство скорей приди!!!
- Посмотрите, у нас на столе появилась  шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?   
Дети: Магнит.
- Вам всем знаком этот камень?
Дети: да.
-  Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секретов. Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора Ида. Однажды мимо этой горы брел старик по имени  Магнис. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Магнис перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что  босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магнуса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
- Ребята, мы как настоящие ученые будем сейчас  исследовать свойства  магнита. Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов. Волшебство начинается.
- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит. Приступайте! Опыт №1
- Расскажите, что вы делали и что у вас получилось?
-  Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки). 
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик.
Опыт №2
Воспитатель: А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы примагнитились через бумагу. Магнит действует через бумагу.
Опыт №3
Сейчас накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло покажите.
Дети: Магнит действует через ткань и железные предметы примагнитились через ткань).
Опыт №4
Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?
Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый  поднос.
- Проводив опыты вы что узнали?
Дети: Магнит притягивает только железные предметы. Действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Физкультминутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.
Продолжаем наше путешествие. Мы сейчас пойдем на рыбалку.
Игра-опыт Магнитный кораблик.
Оборудование на каждого ребенка: лодочки из пенопласта, портновская игла для мачты, клеенка для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); маленький магнитик,  таз с водой.
Ход опыта:
- Что нового вы сегодня узнали о магните?
Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь  бумагу, ткань, стекло, картон, дерево, магниты притягиваются друг к  другу, магнит действует на расстоянии.
- Ребята, где в нашей группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства?
Дети: магнитные буквы, держатели, магнитная игра..
Вы хорошо сегодня поработали, много узнали о магните и я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Фиксики «Магнит».

Использованная литература
1.    Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
2.    Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3.    Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших  дошкольников». Ж. Ребенок в детском саду.
4.    Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». ». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5.     «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». Под общ. Ред.Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003.

Просмотров: 805
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Богомолова Светлана Владимировна. Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо — магнит?»
  • Фрыженкова Татьяна Викторовна. Конспект НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Магнит и его свойства».
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Чечерина Людмила Васильевна. Презентация по познавательному развитию тема «Магнит»
  • Климова Ирина Владимировна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Волшебный магнит» (с использованием приемов экспериментально – опытной деятельности)
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Владимирова Ольга Леонидовна. План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в I младшей группе. Тема: «Предметы вокруг нас (посуда)»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Фаррахова Ляйсан Флюровна. Конспект организованной образовательной деятельности «Опасные предметы»
  • Собгайда Палина Евгеньевна. Методическая разработка для средней группы «Предметы с секретом»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Костылева Елена Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Предметы из бабушкиного сундука»
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Хрычева Наталия Петровна. Перспективное планирование по ФГОС Тема недели: «Из чего сделаны предметы».
  • Погодаева Елена Васильевна. Дидактическая игра для дошкольников в средней и старшей группе на тему «Что для природы хорошо и от чего ей плохо»
  • Гусева Марина Владимировна. Одежда и предметы защитного вооружения русских воинов
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Заикина Тамара Михайловна. Итоговое занятие по речевому развитию в первой младшей группе № 1. Тема: ' Что мы знаем - вам покажем Как сумеем вам расскажем'
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь