Автор: воспитатель МБУ детского сада № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти Карташова Надежда Геннадьевна
В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).
Технологию исследовательской деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, в чем я убедилась на практике, является коллекционирование.
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
Задачи:
- развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
- закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- развивать творческий потенциал воспитанников;
- пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;
- организовать детско-взрослое сообщество по интересу.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства в условиях модернизации современного образования.
Коллекционирование — это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.
Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия для развития у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес.
Создав в групповой комнате новые элементы предметно-развивающей среды — такие как, зоны коллекционирования, в которых я организую различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности, в процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит дошкольников в условия поиска.
Коллекции в нашей группе самые разные: ракушки, перышки, камешки, листья, фантики, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, солдатики, самолетики, машинки, военная техника. С начала года мы с детьми стали собирать коллекцию лошадок – символ 2014 года. Можно завести одну общую коллекцию на группу или же несколько, можно иметь коллекции для девочек, мальчиков.
Также для работы с детьми мною разработан перспективный план сбора и продуктивного использования коллекций в соответствии с комплексно-тематическим планированием, соблюдением интересов ребёнка, системностью, непрерывностью, который носит рекомендательный характер.
Этапы работы с коллекцией
Организация моей педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей
- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей
2 этап – основной:
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.
3 этап – заключительный:
- организация выставок коллекций, творческих продуктов детей
- презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом
Для привлечения родителей к коллекционированию я для начала выяснила их позиции и провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики и т.д.), 32% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 23% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 77%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им была предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. Так в нашей группе появились коллекции, собранные нашими родителями: коллекция макаронных изделий, различной формы, размеров и цвета; коллекция предметов старины.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность в различные образовательные области: ОО Познание, ОО Коммуникация.
Предметы коллекции придают своеобразие речевому, игровому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).
Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности, приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Таким образом, могу сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.
Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности.
Использованная литература:
- Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология» / Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
- Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте» / Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
- Журнал «Дошкольное воспитание» N3, 2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
- Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» /Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, 2003.
- Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» / Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» — 2003г. — N3 – с. 12.
- Леонтьев А.Н. «О формировании способностей» / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
- Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004.
- Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
- Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998.
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
|