Карташова Надежда Геннадьевна. Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях

Коллекционирование — одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Автор: воспитатель МБУ детского сада № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти Карташова Надежда Геннадьевна

В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).

Технологию исследовательской деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, в чем я убедилась на практике, является коллекционирование.

 

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

Задачи:

  • развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
  • закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
  • развивать творческий потенциал воспитанников;
  • пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;
  • организовать детско-взрослое сообщество по интересу.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.

Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства в условиях модернизации современного образования.

Коллекционирование — это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.

Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия для развития у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес.

Создав в групповой комнате новые элементы предметно-развивающей среды — такие как, зоны коллекционирования, в которых я организую различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности, в процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит дошкольников в условия поиска.

Коллекции в нашей группе самые разные: ракушки, перышки, камешки, листья, фантики, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, солдатики, самолетики, машинки, военная техника. С начала года мы с детьми стали собирать коллекцию лошадок – символ 2014 года. Можно завести одну общую коллекцию на группу или же несколько, можно иметь коллекции для девочек, мальчиков.

Также для работы с детьми мною разработан перспективный план сбора и продуктивного использования коллекций в соответствии с комплексно-тематическим планированием, соблюдением интересов ребёнка, системностью, непрерывностью, который носит рекомендательный характер.

Этапы работы с коллекцией

Организация моей педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:

1 этап – подготовительный:

  • накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей
  • индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей

2 этап – основной:

  • побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования
  • чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий
  • включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми

- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.

3 этап – заключительный:

  • организация выставок коллекций, творческих продуктов детей
  • презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом

Для привлечения родителей к коллекционированию я для начала выяснила их позиции и провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари, стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики и т.д.), 32% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 23% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 77%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им была предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.

Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций. Так в нашей группе появились коллекции, собранные нашими родителями: коллекция макаронных изделий, различной формы, размеров и цвета; коллекция предметов старины.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность в различные образовательные области: ОО Познание, ОО Коммуникация.

Предметы коллекции придают своеобразие речевому, игровому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).

Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности, приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Таким образом, могу сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.

Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности.

Использованная литература:

  • Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология» / Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г.
  • Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте» / Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г
  • Журнал «Дошкольное воспитание» N3, 2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».
  • Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» /Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г.
  • Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование, 2003.
  • Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» / Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» — 2003г. — N3 – с. 12.
  • Леонтьев А.Н. «О формировании способностей» / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г.
  • «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г.
  • Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004.
  • Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  • Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998.
  • Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007
Просмотров: 816
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Юденко Валентина Николаевна. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Пичкалёва Ирина Ивановна. Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Бобровская Светлана Алексеевна. Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с критериями шкал ECERS-R
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Згурськая Е. А. Пучинина Л. Ю. Фролова Е.В. Чаусова О.А.. Развитие любознательности, познавательного интереса дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Попаз Светлана Федоровна. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности.
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Перепросова Кристина Александровна. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
  • Будникова Оксана Александровна. Методическая разработка «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности»
  • Сольская Ирина Вячеславовна. Опыт работы «Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2 – 3 лет в процессе художественно – творческой деятельности»
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Филиппова Инна Петровна. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: «Выведение цыплят в домашних условиях»
  • Намм Инна Викторовна. Опыт работы учителя-логопеда по теме: «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по развитию речи детей с ФФН в процессе познавательно-исследовательской деятельности»
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Бескровная Светлана Михайловна. Родительское собрание «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
  • Оксана Владимировна Здоровова. Статья из опыта работы 'Развитие интегративных качеств через организацию поисково - исследовательской деятельности'
  • Синкина Наталья Михайловна. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Труль Татьяна Анатольевна. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием элементов технологии исследовательской деятельности. Тема: 'Путешествие в сказку'
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь