В настоящее время система дошкольного образования претерпела серьезные изменения в связи со сменой стоящих перед ней целей и задач. Если раньше главной задачей детского сада считалась подготовка детей к школе, путем выработки у них простейших знаний, умений и навыков, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей. Главный акцент делается на формирование у дошкольника интегративных качеств, обеспечивающих ему в дальнейшем успешное обучение в школе, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Поскольку мы являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят.
«Новая школа - это школа, где ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому.
Новая школа - это центр взаимодействия, как с родителями, так и с социумом» Цитата: «…важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения…» Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Как показывают исследования, эти способности с возрастом падают, что приводит к снижению учебной мотивации, а в дальнейшем к неумению адаптироваться к социальной жизни. На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс и отражены в материалах национальной инициативы «Наша новая школа», и наши дети должны быть к этому готовы.
Федеральные государственные требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования также определяют итог освоения дошкольником образовательной программы, как наличие у выпускника детского сада интегративных качеств, среди которых выделяются такие качества как: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире); задает вопросы взрослому, любит экспериментировать; способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе и т.д.. Исследовательская деятельность может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи, так как она наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. Известно, что познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития личности рассматривалась многими исследователями. Доказано, что исследовательская деятельность способствует развитию мышления (А.В. Брушинский, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская), активизации познавательной и творческой деятельности (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, В.В. Оконь и др.), развитию самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом (М.В. Кларин, В.Г. Маралов). Ставя перед собой цель - формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково – исследовательской деятельности, проведя диагностику и анкетирование родителей, я выявила следующие проблемы: дети не всегда готовы в своих исследованиях дойти до логического конца, сделать выводы и умозаключения, а так же запомнить их и использовать полученный опыт в дальнейшем; исследования детьми предметов и материалов (поисковая деятельность,экспериментирование) осуществляется под руководством и контролем взрослого; знания зачастую даются педагогом (родителем) ребенку в готовом виде, что ограничивает его самостоятельную поисково – исследовательскую деятельность.
Все это требует специальной целенаправленной работы по организации исследовательской деятельности дошкольников. Поэтому приоритетным направлением в моей работе в период с 2011 года является «Развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста через поисково – исследовательскую деятельность». Исходя из поставленной цели, выделила группу задач:
1. Развитие интегративных качеств ребенка.
2.Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений.
3.Обеспечить переход от предметно-практического действия к образно – символическому.
4. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
5. Воспитание гуманного, эмоционально положительного опыта, заботливое отношение к окружающей среде.
6. Приобщение родителей воспитанников к совместной поисково-исследовательской и проектной деятельности. Для обеспечения системы работы по данному направлению мною был разработан перспективный комплексно-тематический план, созданы элементы развивающей среды: «Центр науки» (он делится: на место для постоянной выставки, на место для приборов; место для проведения исследований; место для неструктурных материалов, таких как опилки, вода, песок и др.), различные коллекции (семян, камней, ракушек, растений и т.д), тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии), составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов, дидактические игры поисково- исследовательского содержания ( игры- загадки, игры- путешествия и т.п).«Центр науки» постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. На участке детского сада мною совместно с родителями были созданы также условия для работы поисково – познавательной деятельности: озеленение территории, огород, наличие «Зеленой аптеки», флюгер - самолет, термометр. В течение учебного года с детьми согласно годового плана регулярно проводились и проводятся беседы, наблюдения, составление описательных рассказов, игры, экскурсии, опыты, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин, рисование, аппликация и т.д. Организацию детской поисково-исследовательской деятельности осуществляю поэтапно. Подготовительный этап. На этом этапе на основе комплексно - тематического планирования с учётом потребностей и интересов детейпланирую тему и цель детской поисково-исследовательской деятельности и намечаю план движения к ней (обсуждение с родителями, работа с детьми: к кому обратится за помощью, какое оборудование приготовить ит. д.). Основной этап. Совместно с детьми решаем поставленные задачи всех мероприятий в основной части проекта (НОД, наблюдения, игры, и т.д.). Обобщающий, или заключительный этап. Презентация проекта (открытый просмотр НОД, акция, КВН, и т.д.).
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Я использую такие моменты как: реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления и общественные события; специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность; воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям; стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы; организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни и т.д. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение отдаю групповым и подгрупповым формам работы, так как ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность с взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога – простота общения, демократичность отношений. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям, поэтому я часто использую вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение.
Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства. Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению.
Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, электронный микроскоп, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами. Насколько захватывающие картинки можно увидеть на экране с помощью электронного микроскопа, мультимедийной презентации, какие удивительные открытия сделает маленький естествоиспытатель. Поэтому создала электронную накопительную папку, в которой систематизируется материал: самостоятельно разработанные презентации: «Птицы Сибири», «Животные Сибири» и интернет – ресурсы. Разработала и реализовала такие проекты как: «Чьи это детки?», «Как заяц меняет шкурку», «Овощи как косметика», «Огород круглый год». Совместно с детьми и родителями организовала научно - исследовательскую работу по теме «Покормите птиц зимой». Воспитанники вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал, а также провели акцию листовок «Покормите птиц зимой». В ходе реализации проекта дети научились вести дневник наблюдений за птицами и анализировать увиденное. Опытническая работа с детьми опирается на наблюдения в природе в теплый и холодный период. Особое внимание уделяется теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Важно - закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.На практике я убедилась, что исследовательский метод актуален и очень эффективен. Результаты мониторинга свидетельствуют, что дети научились экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки в процессе познавательно-исследовательской деятельности, творить и исследовать вместе с родителями.Дети уже не просто смотрят на яркий, незнакомый окружающий мир, они выделяют интересные, значимые для них объекты. Необычное, несовпадающее с их прежними представлениями явление дает толчок мышлению, развитию любознательности, что приводит к зарождению последующей исследовательской деятельности. Два последних года показывают стабильный рост показателей познавательных мотивов моих воспитанников, их любознательности, самостоятельности и т.д.. Для определения уровня сформированности интегративных качеств дошкольников, использую методику мониторинга, предложенную авторами программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и др. В ходе целенаправленной, систематической работы по вышеуказанной теме мне удалось достичь следующих результатов в развитии интегративных качеств моих воспитанников:
90% моих воспитанников интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
87% задают вопросы взрослому ,
90% любят экспериментировать;
69% способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности);
90% в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому;
88% принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе и т.д.. Таким образом, можно сделать вывод, что познавательно – исследовательская деятельность положительно отразилась на итогах развития интегративных качеств личности моих воспитанников. Для полноценной и эффективной включенности родителей в процесс приобщения детей к исследовательской деятельности провела анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» с целью оказания необходимой им помощи, оформила родительском уголке консультацию на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», подготовила рекомендации «Проведите с детьми дома», провела родительское собрание на тему «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности». Как итог совместной работы стал открытый просмотр занятия-исследования «Как появились книги?», оформление выставки совместно изготовленных родителями с детьми «книжек – малышек», поделок из природного материала «Осенние чудеса».
Осенью 2012 уч. года в рамках проведения познавательно - исследовательской работы «Покорите птиц зимой» родители и воспитанники моей группы провели одноименную благотворительную акцию, приступили к изготовлению нашей групповой «энциклопедии «Хотим все знать». В процессе работы с родителями над организацией совместной поисково-исследовательской и проектной деятельности детей были разработаны детско-родительские проекты «Что я знаю о птицах?», «Спаси дерево», ролево-игровой проект «Азбука здоровья. Удовлетворенность родителей условиями воспитательно-образовательной работы в группе подтверждается результатами ежегодного мониторинга.
В течение 3-х лет 98% родителей удовлетворены качеством услуг предоставляемых ДОУ. Повысился процент посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий группы и сада (2011г. – 88%, в 2012г.- 91%, в 2013г. – 98% родителей принимали активное участие в жизни группы и сада, в создании предметно-развивающей среды). Родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей (97 %), участвующих в различного уровня конкурсах. Информацию о накопленном мною положительном опыте по теме «Развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста через организацию поисково – исследовательской деятельности» представляю педагогическому сообществу не только внутри детского сада «Дельфин», но и за его пределами. Воспитателям нашего ДОУ подготовила открытый просмотр НОД с элементами исследования «Хотим все знать» (вторая младшая группа), «Путешествие на морское дно» (подготовительная группа), на муниципальном уровне провела открытый просмотр НОД «Полет к Марсу» (старшая группа), консультацию «Развитие у дошкольников навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности». Опыт работы по развитию интегративных качеств дошкольников через организацию поисково-исследовательской деятельности используют воспитатели старших и подготовительных групп и специалисты нашего ДОУ. Применяя проектный метод в воспитании дошкольников, совместно с музыкальным работником разработала и реализовала творческий краткосрочный проект «Звук-волшебник». С этим проектом участвовали в конкурсе проектов нашего дошкольного учреждения и заняли 1 место. Разработанные мною конспекты непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования опубликованы в электронном журнале «Педагогическая мир»2011г. - публикация конспекта « Хотим все знать» (Свидетельство № 10798); «Наши зеленые друзья» (свидетельство №32329); 2013г. - научно - исследовательская работа «Покорите птиц зимой». Публикация на сайте СМИ «ЗАВУЧ. ИНФО» –конспект «Хотим все знать» (свидетельство серия В №11173 от 28.05.2012г.). в 2012г. принимала участие в конкурсе «Лучший конспект занятия» на сайте международного русскоязычного социально-образовательного интернет-проекта MAAAM.RU (сертификат №19908-016-014 от 31.10.2012г.); в 2012г. принимала участие в 4-м конкурсе педагогической олимпиаде «Наука вокруг нас» на сайте «Педагогический мир» с занятием «Хотим все знать» (диплом). В ближайшее время планирую углубленно работать над темой «Организация детской проектной деятельности». Используемая литература 1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007. 2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2005. 3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007 4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3,2007. – «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения». 5. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004. 6. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. 7. Венгер Л.А., Мухина В.С. «Психология»/ Венгер Л.А., Мухина В.С. – М.: Просвещение, 1988г. 8. Выготский Л.С. «Воображение и его развитие в детском возрасте»/ Л.С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л.М. Семенюк – М.: Воронеж, 2003г 9. Запорожец А.В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста»/Под ред. Запорожец А.В., Леонтьева А.И. – М.: Педагогика, 1995г. 10. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание» - 2003г. - №3 – с. 12. 11. Леонтьев А.Н. «О формировании способностей»/ А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1996г. 12. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004г. 13. А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»/ТЦ «Сфера»,Москва, 2004. 14. Журналы «воспитатель в детском саду» №10-2009г, №2-2010г., №3-2010г.,№2,4,7,8.-2011г. 15. Управление ДОУ;4-2004 г., №7-2011г.</p>
|