Н.С. Вохмянина, студент 5 курса напр. «Дошкольное образование»,
науч. рук.: Н.С. Александрова, доктор пед. н., профессор., ВЯТГУ г. Кирова
Аннотация: данная статья посвящена организации простейших опытов у детей младшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Ключевые слова: организация простейших опытов, младший дошкольный возраст, исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность детей в детском саду имеет неоценимое значение для становления личности дошкольника. Этот вид деятельности является важным и одним из ведущих. Именно в ходе исследования дети познают окружающий мир и осваивают новые знания. Исследовательская деятельность необходима в младшем дошкольном возрасте — это может быть наблюдение, простейшие опыты, экспериментирование, и целевые прогулки, и экскурсии, различные проблемные ситуации.
Дети дошкольного возраста по природе своей, пытливые исследователи окружающего мира. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги практики.
Работа воспитателя, основанная на Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду необходимо организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
В процессе овладения способами практического взаимодействия с окружающей средой, дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Изучение проблем по ознакомлению с явлениями природы является средством умственного, эстетического воспитания.
Исследовательская деятельность заключается не только в том, чтобы способствовать усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, привить им экологические навыки и уважительное отношение к миру природы, окружающей среде, но и позволяет ребенку качественно развиваться. Младшие дошкольники с помощью взрослого, идут к поиску знаний, испытывают интерес ко всему новому, неизвестному, задают взрослым множество вопросов, строят догадки, рассуждают, обдумывают, ищут различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментируют, радуются и удивляются собственным открытиям.
Психологи подчеркивают, что для развития ребенка решающее значение имеет не избыток знаний, а способ их приобретения, определяемый типом деятельности, в которой эти знания усваиваются. Проведение простейших опытов организация экспериментирования один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Одной из общих задач детского сада является работа по развитию представлений о причинно-следственных связях посредством опытно-исследовательской деятельности в природе, с учетом регионального компонента, с применением инновационных программ и методик, а также современных форм обучения.
В процессе организации простейших опытов младшие дошкольники формируют умения находить и выявлять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, выбирать средства и материалы необходимые для выполнения данной деятельности, осуществлять опыт, делать выводы. Дети испытывают огромный восторг и удивление от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство гордости от проделанной работы. В ходе такой работы дошкольники лучше и быстрее умеют находить выход из создавшихся трудных ситуаций, легче справляются с возникшими проблемами.
Организация развивающей среды это одно из условий решения задач исследовательской деятельности в детском саду. «Эксперимент или опыт особый вид наблюдения, организуемый в специально созданных условиях» А.И. Васильева, и поэтому в каждой группе детского сада оборудованы «мини-лаборатории» для экспериментирования, где, дети могут самостоятельно и с помощью взрослого воспроизводить простые и более сложные опыты. Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
В процессе исследовательской деятельности педагог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познавательные задачи, выдвигать предложения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предложений; метод проб и ошибок, опыты, сравнительные наблюдения. Педагоги учитывают предпочтения детей к познанию разнообразных объектов природы, интересуются, о ком или, о чем хотели бы узнать, внимательно относятся к детским вопросам. Поддерживают проявления интереса дошкольников к природе, наблюдению, экспериментированию, изучению материалов энциклопедий, журналов. Стимулируют проявление детской любознательности, стремления глубже изучить явления природы, применяя основные способы познания.
Таким образом:
- исследовательская деятельность помогает сделать общение с детьми, более доверительным и приобретает доброжелательный характер, она побуждает их к самостоятельному исследованию и активному познанию.
- детское экспериментирование, как метод в педагогической работе, является высокоэффективным и незаменимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Список использованной литературы:
- Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика — Синтез, 2007 (методическое пособие).
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
- Одинцова Л. Экспериментальная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2012.
Н.С. Вохмянина, 2020
|