Воспитатель: Степаненкова Т.А.
Наш мир стремительно меняется, меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. А раз меняется время, должны меняться и люди. Стране мало послушных исполнителей, нужны люди с новым мышлением, новой мотивацией, новым стилем поведения.
И перед образовательными учреждениями встала такая задача: как воспитать такого человека? Творческого, высокообразованного, духовно-нравственного, спортивного и здорового, а также самостоятельного инициативного, умеющего учиться, ставить цели и задачи и реализовывать их.
Так как образование ребенка невозможно без поиска инновационных технологий, которые развивают творчество детей, формируют в них полезные навыки саморазвития и самообразования, то возникает необходимость прибегать к экспериментальной деятельности — методу, направленному наилучшим образом на формирование универсальных знаний у дошкольников.
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания, развивается познавательный интерес и активность, что в дальнейшем очень пригодится им в процессе школьного обучения.
Целью экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является — создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировосприятия ребенка.
Задачи экспериментальной деятельности:
- расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира (воздух, вода, почва и др.), о грамотном их использовании
- углублять представления детей о живой и неживой природе
- формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
- развивать мышление, память, внимание, речь
- воспитывать познавательный интерес и эмоционально-целостное отношение к окружающему миру.
Участниками экспериментальной деятельности являются:
- дети, воспитанники дошкольного учреждения
- родители, законные представители
- педагоги дошкольного учреждения.
В каждой группе нашего дошкольного учреждения оборудован уголок «Почемучек», место для проведения экспериментальной деятельности с детьми. В уголке экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста должны быть:
- разнообразные сосуды
- природный и бросовый материал
- разные виды бумаги
- увеличительные стекла
- микроскопы
- магниты
- пипетки
- колбы
- мерные ложки
- стаканчики
- различные крупы
- саль, сахар
- свечи
- совочки
- формы для льда
- клеенчатые фартуки
- перчатки
- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов
- серии картин с изображением природных сообществ
- тематические альбомы
- коллекции
- книги познавательного характера.
В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно (под присмотром воспитателя) повторяют опыты, применяя полученные знания, умения и навыки. Большую радость дети получают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, мы способствуем развитию у ребенка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Опыты и эксперименты проводятся разные:
- демонстрационные (педагог проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатом)
- фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках детей)
И те, и другие учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.
В организации и проведении экспериментирования с детьми можно выделить несколько этапов:
- Постановка задачи.
- Поиск путей решения проблемы.
- Проведения эксперимента.
- Обсуждение увиденных результатов.
- Формулировка выводов.
Как же ведется работа по экспериментальной деятельности в нашем детском саду?
Т.к. родители, законные представители ребенка, являются участниками образовательного процесса, то работу по экспериментированию я начинаю с анкетирования родителей, о целесообразности проведения опытов и экспериментов в детском саду, проводят ли они дома что-то подобное, хотят принимать участие и оказывать посильную помощь.
Далее, подготавливаю родителям памятки и консультации о пользе экспериментирования, о простых экспериментах с детьми, которые можно провести в домашних условиях.
Составляю перспективный план на год, ориентируясь на программу по ознакомлению с природой, по окружающему миру, на времена года. Понятно, что зимой проще и интереснее проводить эксперименты со снегом, льдом, замерять температуру на улице и в помещении, а весной наблюдать за проращиванием семян, на животворные свойства воды, когда распускаются листья на веточке в воде или появляются корешки у черенков комнатных растений. Но это не значит, что мы слепо следуем этому плану, зачастую эксперименты возникают случайно, исходя из интересов детей. Как вот, например, опыт с фасолью (мы его рассмотрим ниже). Стараемся проводить по одному опыту или эксперименту в неделю, но зачастую, это случается и чаще, т.к. дети непосредственны и любознательны. Сначала мы проводим эксперимент со всей группой, или подгруппой, если эксперимент трудоемкий, чтоб все дети увидели и поняли, а потом в уголке экспериментирования, в свободное время дети могут сами повторить этот опыт, естественно, под наблюдением воспитателя. Очень нам понравился способ фиксирования результатов опытов с помощью лэпбуков, вот здесь нам очень пригодилась помощь родителей в сборе и оформлении материала. Но результат потрясающий, дети в восторге!
Естественно, что интересным и необычным материалом хочется поделиться с коллегами, поэтому в нашем саду часто проводятся мастер-классы для педагогов, представление опыта работы педагогам на педагогических часах. Очень часто у нас идет взаимосвязанная работа с узкими специалистами ДОУ: логопедом и психологом, например, знания, полученные в ходе экспериментирования с песком, дети закрепляют с психологом в сенсорной комнате или проговаривание результатов опытов с логопедом, на его индивидуальных занятиях.
Естественно, что в ходе экспериментальной деятельности, как и в любой другой деятельности, хочется видеть отдачи, результатов работы.
Ожидаемые результаты:
В результате экспериментальной деятельности:
- у детей повысилась познавательная активность при работе с природными объектами и явлениями
- дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи.
- у детей заметно повысилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, анализировать, правильно задавать вопросы, доказывать свою точку зрения
- дети теперь самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.
Чем мне нравится экспериментальная деятельность, это тем, что она затрагивает все образовательные области. Все вы знаете, что в 2014 году был принят новый государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, на развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. И по новому федеральному государственному образовательному стандарту детская деятельность делится на 5 образовательных областей, это: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и физическое развитие.
А сейчас, давайте, рассмотрим интеграцию образовательных областей в экспериментальной деятельности на опыте с фасолью. Играя с фасолью и горохом (воспитанникам нравится игра «Золушка», когда фасоль и горох смешиваются и надо их рассортировать), дети обратили внимание, что фасоль твердая. А вот в супе, она мягкая. Почему? Потому что варится в горячей воде. А что будет, если замочить фасоль в горячей воде? Посмотрим. Оставили фасоль до утра в горячей воде. И на другой день обнаружили, что фасоль увеличилась в объеме, поменяла цвет, а самое главное, действительно, стала мягкой до такой степени, что ее можно проткнуть зубочистками и делать с помощью них и фасоли разные фигуры.
Социально-коммуникативное развитие – общение детей, готовность к совместной деятельности, к труду и творчеству.
Познавательное развитие – дети получили представление о свойствах воды и фасоли, делая разные фигуры из фасоли и зубочисток, закрепляли имеющиеся знания о геометрических фигурах, о количестве и числах.
Речевое развитие – обогащение словаря (набухла, увеличилась в объеме) и развитие связной речи в ходе обсуждения экспериментирования.
Художественно-эстетическое развитие – видение красоты полученных фасолевых фигур, зарисовка результатов экспериментирования в дневник наблюдений.
Физическое развитие — развитие мелкой моторики, выявление полезных свойств фасоли, а, следовательно, и правильного питания, которое тоже входит в область физического развития.
Хочу показать вам еще немного опытов и экспериментов, проводимых с детьми. Опыты с водой и песком. Работа по экспериментальной деятельности проводится в нашем саду систематически и вызывает восторг у детей.
Ребенок по своей природе очень любознателен. А когда это качество подкрепляется еще хоть и небольшим, но багажом знаний, то процесс ознакомления с окружающим миром и природой идет более успешно и результативно. Именно это и дает ребенку экспериментирование — почувствовать себя исследователем, найти ответы на интересные вопросы, какой-то степени, даже стать первооткрывателем.
Опыт с фасолью
|