Воспитатель МБДОУ Д/с №115 «Ладушки» г.Брянска Клячевой В.Ф. г.Брянск
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Природа — это то главное, где ребенок ведет себя первооткрывателем, потому что социальный мир порой реагирует неадекватно на воздействие ребенка. С малых лет дети сталкиваются с объектами неживой природы: глиной, песком, водой и т.д. Действуя с ними, у детей закладываются первоначальные эмпирические представления о свойствах веществ. Этот материал служит источником интересных наблюдений, которые находят отклики, будят интерес к неживой природе, стремление найти причину явлений. Объекты неживой природы вызывают у детей глубокое осмысление и побуждают их к простейшему экспериментированию для проникновения в свойства тел и осмыслению наблюдаемого. Явления и объекты неживой природы постоянно перед глазами детей. Дети долго могут наблюдать за движением тел, сжимать и разжимать мокрую ладошку, опускать в воду различные предметы. Детей привлекает все, что движется, звучит, светится.
Ребенок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.
Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю. К. Бабенский, Л.А. Венгер, Н.Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста, значительно выше, чем это предполагалось раннее. Так оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.
В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлениями в том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную, активность учебного материала, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости и физических явлениях для человека и самого себя. Ценность реального экспериментирования, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.
Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной
деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Поддьяковым Н.Н. понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет воспитателю естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстративные опыты, осуществляемые взрослым в специально организованных видах деятельности, наблюдении, лабораторные работы, выполняемые детьми, самостоятельно в пространственно предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественнонаучное понятие, с которым знакомятся дети (температура, время, жидкость, газ, звук и т.д.) экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.д.
Таким образом, ознакомление детей с явлениями неживой природы занимает особое место в системе экологического воспитания, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая ее в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.
В группе создана предметно-развивающая среда, где дети могут сосредоточивать свое внимание на небольшом количестве объектов, что обеспечивает более глубокое их назначение. Дети имели возможность длительно рассматривать предметы. Постепенно у них стали формироваться осознанные знания, развиваться наблюдательность. Дети получили первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Дети узнали о существовании особых ландшафтов — гор, что они состояли из камней. У детей сформировались элементарные представления об изменениях в неживой природе.
Дети познакомились с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, научили классифицировать камни по разным признакам.
Познакомила детей со свойствами магнита и их использованием человеком.
Познакомились с некоторыми свойствами воды, обращали внимание на то, что даже такой первичный объект, как вода таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды помогло детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
|