Интегрированное занятие по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Свойства воды»
Подготовил: педагог-психолог Карелина Е.Н.
Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
- Дать детям представление о свойствах воды.
- Опытным путем определять свойства воды (прозрачная, бесцветная, безвкусная, без запаха. Она растворяет, принимает форму любого сосуда,) и показать способы его обнаружения.
- Расширять знания детей о назначении воды в нашей жизни.
- Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения.
- Прививать детям бережное отношение к воде.
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: глобус, цифровой микроскоп «Электронный глаз», презентация «Системы очистки воды»; лупы, пластиковые стаканы, ёмкости с образцами (земля, песок, глина), пипетки, воронки, фильтр для каждого ребёнка; белые халаты для ведущего и помощника (одного из детей).
Используемые виды деятельности: экспериментирование, беседа.
Место проведения: территория детского сада.
Предварительная работа: Беседы с детьми о свойствах и значении воды, проведение отдельных опытов с водой.
Скачать конспект
Ход занятия
Введение в игровую ситуацию:
Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Что делают в лаборатории? (Проводят опыты, исследуют, занимаются наукой).
Педагог: Да, вы правы. И все ученые, исследователи начинают свою работу с определения темы исследования. И сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я сейчас вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь:
В морях и реках обитает, Но часто по морю летает, А как наскучит ей летать На землю падает опять.
(Вода)
- Ребята, что вы знаете о воде? (прозрачная, вода не имеет вкуса, запаха, бесцветная)
- Правильно, это всё свойства воды.
- Посмотрите, у меня в руках глобус – модель Земли. Как изображена на глобусе вода? (Голубого цвета).
Тоненькие линии – это реки, небольшие синенькие пятнышки – озёра, большие – моря и океаны. Жизнь есть там, где есть вода.
- Скажите, пожалуйста, а человек сможет прожить без воды? (нет, человек на 80% состоит из воды)
Практическое экспериментирование.
Педагог: Ребята, вы абсолютно правы, молодцы. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
- А люди могут употреблять для питья любую воду? (нет её нужно очищать)
- Каким образом необходимо очищать воду? (дома: фильтр и кипячение, воду очищают на водопроводных станциях)
Опыт № 1 «Впитываемость почвы»
На столе у вас три ёмкости: с песком, с землёй и с глиной. Рядом стаканчик с водой, наберите, пожалуйста, с помощью пипетки воду и налейте «как дождик». На каждую поверхность.
- Скажите, пожалуйста, какие выводы можно сделать? (Вода хорошо впитывается в песок и в землю, глина впитывает плохо)
- Давайте рассмотрим частички воды в каждой ёмкости. (Демонстрация отличительных качеств с помощью микроскопа «Электронный глаз»)
- Расскажите, пожалуйста, что вы увидели? (чем крупнее частички почвы, тем крупнее капли воды, вода заполняет пустое пространство).
Подскажите, пожалуйста, вода в стаканчиках чистая? (нет)
Опыт № 2 «Фильтрование воды»
На столе у вас два стаканчика, в один мы нальём воду и добавим в неё песок, глину, землю. Будете ли вы пить такую воду или мыться в ней? Что надо сделать, чтобы вода стала пригодной для использования? (очистить)
Предлагаю вам изготовить фильтр, чтобы очистить воду от крупного мусора. Возьмём квадратный кусок бинта, сложим его вдвое и поместим в воронку.
А теперь перельём воду в чистую ёмкость, через фильтр.
Посмотрите, пожалуйста, что у вас получилось? (вода мутная, но крупного мусора нет). Замечательно, это значит, что необходима более глубокая очистка воды.
Молодцы, ребята! Какие итоги экспериментирования мы можем с вами сделать?
Ответы детей:
- Вода – это жидкость.
- Вода не имеет собственной формы.
- Чистая вода прозрачна.
- Необходимо фильтровать воду для питья.
Педагог: Молодцы, ребята!
Ребёнок (помощник ведущего, читает стихотворение)
Берегите воду
Жить без воды невозможно,
Будьте с водой осторожны:
Не лейте напрасно чистую воду.
Вода — это лучшая часть у природы:
Реки, пруды, моря и озёра,
Ручьи, океаны и айсбергов горы…
Без чистой воды не сготовишь еды…
Всё живое на Свете,
На нашей планете,
В основном состоит из воды.
Если кончится вдруг вода,
То исчезнем и мы навсегда.
Анна Игнатова 3
Педагог: (отмечает успехи детей) Благодарю вас, ребята!
Список литературы:
- Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет» — «МОЗАИКА – Синтез, Москва, 2016»
- http://veravverav. blogspot. com/2015/01/blog-post_94. html
|