Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания детей о воде и ее свойствах.
- Обратить внимание на значение воды в нашей жизни.
- Дать элементарное представление о процессе фильтрации.
Развивающие:
- Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, речь.
- Развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к воде.
Экологическая:
1. Показать при помощи схем, где и как существует вода в окружающей среде.
Предварительная работа:
- Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
- Проведение опытно-экспериментальной деятельности с водой.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение художественной и познавательной литературы.
- Наблюдения.
Материалы и оборудование:
Глобус, стаканчики с водой и молоком, ложки, соль, сахар, краска гуашевая, фильтр, воронки, тряпочки, схемы, сок, масло, блюдце, колба, пробирка, бутылка, крахмал.
Ход занятия:
Ребята, сегодня к нам в гости пришла Капелька. Она приготовила для вас много интересного, но для начала хочет, чтобы вы отгадали загадку:
Я и туча, и туман, И река, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу.
Что это такое?
(Вода)
Послушайте, что еще говорят о воде: На свете нет воды сильней, На свете нет воды буйней. В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать. Почему так говорят?
(Варианты ответов детей)
Посмотрите внимательно на глобус и скажите: «Какого цвета на глобусе больше? Что означает этот цвет?»
- Голубого. Этот цвет означает воду.
Подумайте и ответьте на вопрос, где в природе можно встретить воду?
(Для помощи можно использовать схему.)
Как называется река, которая протекает у нас в городе?
- Томь.
Зачем вода растениям?
Нужна ли вода животным? Зачем?
Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает?
Какая ода пригодна человеку для питья?
Подумайте и ответьте на вопрос: «Откуда берется воде в кране?»
Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, не кончается. В кран ода поступает из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относится бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
Физкультминутка:
Капельке понравилось, как вы отвечали на вопросы и теперь она приглашает ас поиграть в игру, которая называется: «Ходят капельки по кругу».
Вы будете капельками, а я тучей. Пока играет музыка вы должны двигаться в любом направлении, а как только музыка остановится вы должны вернуться к туче – домой.
С водой вы хорошо знакомы, но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необычного вещества. Капелька приглашает нас пройти в лабораторию. У каждого вещества можно обнаружить много свойств, если быть внимательным и терпеливым. Эти качества нужны человеку, который занимается опытно-экспериментальной деятельностью. А у вас есть такие качества? А вы хотите стать исследователями?
- Да.
Тогда добро пожаловать в лабораторию.
Опыт 1. Возьмите стакан с водой и попробуйте на вкус. Какая вода на вкус? Возьмите стакан с соком и попробуйте? Какой вывод можно сделать?
Вывод: Вода не имеет вкуса.
Опыт 2. Возьмите стакан с водой и понюхайте. Чем она пахнет?
Вывод: У воды нет запаха.
Опыт 3. Возьмите большой стакан с водой и перелейте из него воду в блюдце. Что произошло с водой? А что будет, если перелить ее в бутылку, колбу, пробирку, глубокую тарелку.
Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Опыт 4. Перед вами два стакана: один с водой, другой – с молоком. Возьмите чайные ложки и опустите их в стаканы. Что вы обнаружили? В воде ложку видно, а в молоке нет.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 5. Возьмите стакан с водой и поместите в него одно из представленных веществ, хорошо размешайте. Что произошло?
- Они растворились.
Возьмите соломинку и попробуйте воду на вкус. Какая вода?
- Соленая, сладкая.
Как вы думаете, какие вещества в ней растворили?
- Соль, сахар.
А теперь возьмите и капните в стакан несколько капель масла. Размешайте. Что произошло?
- Масло плавает на поверхности.
Вывод: Вода одни вещества растворяет, а другие нет.
Опыт 6. Очистка воды.
Как вы уже говорили, человеку нужна чистая вода. Скажите, как можно очистить воду?
- Используя фильтр.
Возьмите воронку поместите туда тряпочку, а в другую воронку промокательную бумагу. Возьмите стакан с растворенным в воде крахмалом и вылейте ее в приготовленные фильтры. Вода, в каком фильтре очистилась лучше?
Вывод: Воду лучше очистил фильтр из промокательной бумаги.
Посмотрите, у меня на столе стоит фильтр, который используется в быту. Давайте, нальем в него воду и потом попробует ее.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды вы узнали на занятии.
- Вода не имеет вкуса, запаха, она прозрачная, может принимать форму того сосуда, в который ее налили, может растворять вещества, ее можно очистить с помощью фильтра.
Автор: Фролова Ольга Юрьевна, воспитатель МБДОУ № 188, г. Кемерово
|