Цель:
Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах);
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
- формировать знания детей о значении воды для всего живого.
Развивающие:
- развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей, познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к воде.
Активизация словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие.
Материалы: волшебный сундучок, стаканчики по количеству детей, кофе, тарелочки по количеству детей, краска, ложечки по количеству детей.
Предварительная работа: проведение опытов: «Свойства воды» (капает, разливается, льется, плещется), «Вода теплая и холодная», «Вода и ее свойства» (легкие предметы плавают, а тяжелые тонут). Чтение произведений: 3.Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь». Беседы: «Зачем нужна вода», дидактическая игра «Кто где живет».
Ход занятия:
Воспитатель: встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: дети, сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение, хотите узнать от кого.
Дети: да!
Воспитатель: «Дорогие дети, я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А чтобы попасть в страну, в волшебной коробочке лежит волшебная шляпа. Желаю удачи».
Воспитатель: ну, что дети, отправимся в страну фокусов?
Дети: да!
Воспитатель: дети, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник?
Дети: это волшебник.
Воспитатель: а вы умеете показывать фокусы?
Дети: нет.
Воспитатель: чтобы попасть в эту страну, нужно надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель), закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
С детками в стране фокусов я окажусь.
Воспитатель: я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками- помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.
Воспитатель: посмотрите, дети, в волшебном сундучке есть еще что-то. Ой, как интересно, что же там? А вам интересно?
Дети: да.
Воспитатель: сейчас я посмотрю (достает графин с водой) как вы думаете, что в графине?
Дети: вода.
Воспитатель: правильно, вода.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
Воспитатель: дети, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?
Дети: да.
Воспитатель: тогда пройдем на свои места, где я буду учить вас показывать фокусы с водой. Садимся за столы.
Воспитатель: дети, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет?
Дети: прозрачная.
Воспитатель: а давайте проверим: опустим ложку в стакан и если ложку будет видно, то вода прозрачная. Дети, ложку видно сквозь воду?
Дети: да, видно.
Воспитатель: правильно, молодцы, ложку видно, значит вода у нас какая?
Дети: прозрачная.
Воспитатель: а сейчас мы с вами научимся первому фокусу. Посмотрите, как я его буду делать: берем ложкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода?
Дети: красная.
Воспитатель: правильно, красного. А теперь вы мне покажите фокус, что у вас получиться. Какая вода получилась у вас?
Дети: красная.
Воспитатель: молодцы, тоже красная. Дети, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим ложку в стакан, если ложку не видно, значит вода не прозрачная. Дети, видно ложку?
Дети: нет.
Воспитатель: правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала. А сейчас я вам покажу свой фокус. Фокус «Разноцветная вода». (Для проведения фокуса необходимо взять банку с закручивающейся крышкой. В банку заранее наливаем воду).
Воспитатель: дети, в этой банке вода обыкновенная. Я закрываю платком, затем говорю волшебные слова: «Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахиваю волшебной палочкой, затем встряхиваю воду в банке. Воспитатель: дети, что произошло с водой?
Дети: вода стала зеленая.
(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей)).
Дети: дети, а как вы думаете, можно ли простой водичкой нарисовать?
Дети: нет.
Воспитатель: давайте попробуем. Я при помощи молока и чая сделаю краску. Фокус «Превращение чая в краску»
Воспитатель: дети, смотрите, в одном стакане — «молоко» (взболтанный в воде картофельный крахмал), в другом стакане — «чай» (несколько капель йода в полустакане воды). Жидкость из одного стакана вливаем в другой и получаем «чернила». Ими даже можно писать на бумаге. Попробуем нарисовать?
Дети: да! (дети пробуют рисовать).
Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте отдохнем и немного поиграем.
Физминутка «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: — нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил (Убегают).
Воспитатель: отдохнули немного, а сейчас продолжим учиться фокусам. Дети, а в волшебном сундучке есть еще что-то. Что же там такое? Здесь есть много различных предметов (демонстрирует предметы: щепки, шуруп, пенопласт, железная и пластиковая крышки, камни, пенопласт, бумажный кораблик). Фокус «Тонет или плывет»
Воспитатель: как вы думаете, что произойдет, если бросить эти предметы в воду? (дети высказывают предположения).
Воспитатель: а сейчас я вам дам кораблик из пенопласта. Мы проверим, что же с ним произойдет.
Дети: кораблик плавает.
Воспитатель: дети, тяжелые предметы тонут, а легкие плавают на поверхности воды.
Воспитатель: дети, я предлагаю вам игру «Для чего нужна вода». Расскажите по картинкам, для чего нужна вода:
- Бабушка моет посуду
- Рыбки плавают в озере
- Дети поливают цветы
- Из крана льется вода, мальчик моет с мылом руки
Воспитатель: вода всегда нужна нам, чтобы мыть посуду, поливать цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с ее помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни птиц, рыб и растений.
Воспитатель: дети, наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на ковер и встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам.
Воспитатель: ну, что дети, возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь
Шапочку сейчас сниму,
И в детский садик с детками я вернусь.
|