Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями

Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями

Организуя проектную деятельность с детьми в нашей образовательной организации, мы стремимся создавать условия для освоения основных образовательных программ всеми дошкольниками, в том числе, детьми с тяжелыми нарушениями речи и сложной структурой дефекта, зафиксированные в Федеральных государственных образовательных стандартах. Представленный в статье вариант проектной деятельности позволил специалистам ГБДОУ № 2 Приморского района Санкт-Петербурга обогатить формы, пути и средства взаимодействия детей с различным уровнем речевого и интеллектуального развития [1].

 

Отмечается, что спецификой метода проектной деятельности обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

  • метод проектов, являясь методом целенаправленного практического действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • метод проектов является педагогической технологией, обогащающей позицию ребенка в педагогическом процессе. Он является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательной организации в окружающий мир, природную и социальную среду;
  • метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром;
  • метод проектов стимулирует потребность ребенка в самореализации, в самовыражении, в значимой для дошкольника деятельности;
  • метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста — от проекта к проекту [2, 6, 7].

Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении. С 2013 года в нашем детском саду проведены следующие проекты: «Мамочка любимая» (27 ноября) – проект приурочен к Международному дню матери; «Быстрее, выше, сильнее» — приурочен к Олимпиаде в Сочи в 2014 году; «Россия – Родина моя»; «Тили-бом, загорелся Кошкин дом», «Свотофоркин»; «Сказки Чуковского»; «Люби и знай свой город» — краеведческий проект и др.

При планировании проектов мы опираемся на следующий алгоритм действия взрослых и детей, который может быть представлен следующим образом.

Первый шаг — интригующее начало, постановка проблемы, отвечающей потребностям детей.

Второй шаг — определение цели проекта, его мотивация.

Третий шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Четвертый шаг — совместное движение взрослого и детей к результату.

Пятый шаг — совместный анализ выполнения проекта [2, 6, 7].

В статье мы представляем проект, приуроченный к 70-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады, который был реализован в нашем учреждении в январе 2014 года.

Цели проекта: воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению.

Участники проекта:

  • дети дошкольного возраста (6-7 лет), имеющие разные стартовые возможности: дети в норме старшего возраста, дети с ТНР, ФФНР, дети со сложной структурой дефекта
  • учителя-логопеды, воспитатели групп, музыкальные руководители
  • родители детей, посещающих группы 12-часового пребывания

- социальные партнеры: муниципальный совет МО «Комендантский аэродром» в лице его главы В.Н. Соловьева.

Задачи проекта:

  • способствовать обогащению знаний о героическом прошлом нашего города во время Великой отечественной войны
  • создавать условия для формирования нравственных понятий у детей
  • способствовать эмоциональному развитию детей

- создавать условия для развития речи.

В течение двух месяцев проводилась предварительная работа: чтение художественных произведений по теме, прослушивание песен и музыки военных лет, разучивание стихотворений, проведений бесед, занятия по изобразительной деятельности и ручному труду [3, 4, 5].

Наш проект активно поддерживали родители и семьи воспитанников: посещали памятные места города, помогали создавать «Книгу памяти», предоставляли материалы для выставки (письма, медали, фотографии из личных архивов), участвовали в оформлении музыкального зала.

Продукты совместной деятельности детей, родителей и педагогов:

  • аудиокнига «Слушаем песни, стихи, рассказы о блокаде»
  • видеофильм «Мы видели блокаду своими глазами» по воспоминаниям живых свидетелей блокады
  • рисунки детей
  • изготовление 70 памятных гвоздик
  • декорации для оформления зала
  • интерактивная выставка по материалам семейных архивов
  • презентация к торжественному мероприятию «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»

Итогом проекта стало торжественное мероприятие для воспитанников 6-7 лет. Место проведения: музыкальный зал, украшенный детскими рисунками и 70 красными гвоздиками, сделанными руками детей. Родители и воспитатели изготовили плакаты, макеты памятников.

В статье приводим краткое описание сценария торжественного мероприятия, посвященного 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда.

Дети заходят в украшенный зал и садятся на отведенные для них места.

Ведущие приветствуют ребят и объявляют тему мероприятия. На экране заставка и тема.

Звучит песня «Священная война» (композитор А. Александров).

На экране дети видят уходящих на фронт людей, сопровождающую их технику, карту, отражающую продвижение немецких войск вглубь СССР, разбитые улицы, развалины домов и плакаты, призывающие к защите города.

Ведущие эмоционально рассказывают детям о том, какие лишения терпели жители города, видят на экране крошечный кусочек хлеба, который мог получить житель Ленинграда на пропитание.

Слушают стихотворение Воронова Ю.П. «Сотый день». Это стихотворение читают дети.

Ребята своими глазами на экране видят все тяготы блокадной жизни детей и взрослых, изможденные лица жителей, хлебные карточки, бомбоубежища, паровоз «Кукушку» и фотографию маленькой девочки.

Звучит стихотворение «В дни войны» А. Барто, его исполняет ребенок.

Дети видят на экране листочки из дневника Тани Савичевой и слушают историю о судьбе ее семьи, видят несломленных жителей Ленинграда, строящих оборонительные сооружения и рабочие патрули.

Дети под аккомпанемент музыкального руководителя исполняют песню «Ленинградцы» (текст В. Коростылев, музыка И. Шварц). С этой песней они познакомились на музыкальных занятиях, разучили ее и эмоционально исполняют.

На экране наши воспитанники видят пушки, пулемет «Максим» и детей, работающих у станка на заводе.

Звучит сигнал воздушной тревоги, а на слайде фотография мальчика — Андрея Новикова.

В это время на экране ребятам предлагалось посмотреть, как выживали ленинградцы: сажали капусту у Исаакиевского собора, учились в школе, располагавшейся в бомбоубежище, наряжали елку и встречали новый год, слушали и сочиняли музыку.

Ребята видят фотографии симфонического оркестра, которым руководит композитор Дмитрий Шостакович. Звучит фрагмент его «Ленинградской симфонии» (№ 7 до мажор).

На экране появляется схема Дороги жизни.

Ведущие рассказывают об опасностях передвижения по ней.

Звучит стихотворение «Рвутся на Ладоге мины...» (читают дети) и песня «Песня о Ладоге» (слова П. Богданов, музыка Л. Шенберг).

Ребята узнают о прорыве блокады и о соединении войск, видят ночной бой и праздничный салют.

Звучит стихотворение О. Берггольц «Ленинградский салют».

Ведущие предлагают детям сравнить себя по возрасту с детьми, изображенными на фотографиях, своими ровесниками, у которых медали на груди.

Звучит стихотворение Н. Алексеева «Люди Ленинграда — вы герои». Его исполняют дети старшего дошкольного возраста.

Ведущие совместно с детьми называют памятники, напоминающие нам о войне, и смотрят слайды: Кольцо блокады, табличка дома №14 на Невском проспекте, «Цветок жизни», дневник Тани Савичевой, 900 берез, Пискаревское кладбище.

Включается звук ленинградского метронома. Минута молчания.

Каждый участник торжественного мероприятия, посвященного 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, получает Ленту памяти. Исполненные торжественности участники расходятся.

Это мероприятие нашло большой отклик у родителей воспитанников. Многие взрослые, а с ними и дети, принесли для проекта личные фотографии, письма и другие свидетельства военной поры.

Собранные материалы легли в основу «Книги памяти», которую решено ежегодно пополнять.

Наше мероприятие было отмечено в СМИ (районная газета МО «Комендантский аэродром»).

Наш коллектив принял решение, продолжать работу в данном целевом направлении и сделать подобные мероприятия ежегодными.

Весной 2015 года у нас стартует проект к 70-летию со дня Победы.

Список используемой литературы

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Картушина М.Ю. День Победы. — М., 2005.
  4. Никто не забыт и ничто не забыто: альбом. — Л., Лениздат, 1977.
  5. Патриотические праздники // Колокольчик. – 2010. — № 45.
  6. Полат Е.С. Метод проектов //Метод проектов в университетском образовании: сб. научно-метод. Статей. Вып. 6 /сост. Ю.Э. Краснов. – Минск: БГУ, 2008. – С. 34-41.
  7. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности /Под ред. И.Г. Вечкановой. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014.

Сведения об авторах:

Бочарова Оксана Николаевна (учитель-логопед)

Жук Марина Александровна (учитель-логопед)

Исакова Екатерина Алексеевна (учитель-логопед)

Подольная Ирина Васильевна (музыкальный руководитель)

Филипина Елена Анатольевна (учитель-логопед)

ГБДОУ детский сад № 2 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Просмотров: 1804
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Пейчева Наталья Викторовна. Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда «Я говорю с тобой из Ленинграда»
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Соломка Валентина Николаевна. Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда «Колпино — город воинской славы» для детей старшего дошкольного возраста
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Новикова Валентина Алексеевна. Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста ко Дню снятия блокады Ленинграда.
  • Смирнова Евгения Анатольевна. Сценарий совместной образовательной деятельности (тематический досуг) для детей подготовительной группы «Дню снятия блокады Ленинграда посвящается»
  • Зублевская Елена Васильевна. Вечер, посвящённый 75-летию снятия Блокады Ленинграда. «Поэзия блокадного Ленинграда»
  • Машкина Екатерина Васильевна Харитонова Наталья Владиленовна. Сценарий праздника к Дню Победы для детей старшего дошкольного возраста «Дети — герои войны»
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».
  • Шехмаметьева Раися Шамилевна. Сценарий праздничного тематического утренника, посвященного Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады для старшего дошкольного возраста «900 дней мужества»
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Елена Гаршкис. Полихудожественное занятие для старшей и подготовительной группы совместно с ветеранами-блокадниками посвященное , патриотическому воспитанию , к 70-летию снятия Блокады Ленинграда
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Галина Подоприхина. Презентация тематического занятия для старшего возраста. 'День снятия блокады Ленинграда'
  • Касьянова Анна Николаевна. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология
  • Гаджиева Индира Шамсудиновна. Конспект тематической беседы в старшей и подготовительной к школе группах по теме «День снятия блокады города Ленинграда»
  • Стороженкова Татьяна Сергеевна. КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ!» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И РОДИТЕЛЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ
  • Бажина Ольга Александровна. Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды группы через метод проектов, направленный на формирование познавательной активности воспитанников (из опыта работы)
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Саляева Оксана Юрьевна. Презентация 'Метод проектов в ДОУ'
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Букаева Екатерина. Практика Управляющего Совета школы №2 п. Пангоды: метод проектов и движение вперед
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Михайлова Галина Валерьевна. Методическая разработка «Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников»
  • Буханцева Валентина Николаевна. «Метод проектов в работе с педагогами ДОУ»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь