Подготовила: Старший воспитатель Шехмаметьева Раися Шамилевна Санкт — Петербург 2018 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 комбинированного вида Петроградского района
Цель:
- расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формировать чувство патриотизма.
Задачи:
- формировать у детей нравственные понятия и этику истинного петербуржца
- обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города
- формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества
- знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики
- активизировать словарь
- развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально — коммуникативное развитие», «Художественное — эстетическое развитие».
Оборудование и материалы (оформление зала): проектор, музыкальная аппаратура с аудиозаписями, презентация «Блокада Ленинграда», макет «Дорога жизни», ваза с цветами.
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы по теме
- прослушивание песен и музыкальных произведений военных лет
- слушание стихотворений о блокадном городе
- занятия по изобразительной деятельности
- показ иллюстраций о Ленинграде
Взаимодействие с родителями:
- стендовая информация по теме «Блокадного Ленинграда», рубрика «Читаем детям о Блокаде», выставка совместных работ, посвященная 74- годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Ход
Дети входят в зал под музыку марша «Славянки», выполняют перестроения, садятся на стулья.
Ведущий 1
Героическим защитникам Ленинграда!
Ведущий 2
Участникам прорыва и снятия блокады любимого города!
Ведущий 3
Пережившим страшную 900-дневную блокаду!
Ведущий 4
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых.
ВСЕ: Посвящается!
Дети садятся на места.
Ведущий 1
Сегодня у всех ленинградцев большой праздник. 74 года назад 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда.
Ведущий 2
Хоть вы еще маленькие, но по книгам, фильмам и рассказам взрослых тоже знаете о страшной войне с фашистами, которая началась 22июня1941года. Ведущий 3
Именно тогда Германия пересекла границы нашей страны. Немцы прорывались к нашему городу, они решили захватить его и разрушить до основания. На защиту города поднялись все его жители. (Слайд 2)
Ведущий 4
Сейчас мы послушаем песню «Священная война», под нее бойцы уходили на фронт.
Звучит грамзапись песни «Священная война» муз. А. Александрова,
сл. В. Лебедева – Кумача.
Ведущий 1
Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. В городе остались старики, женщины и дети. Женщины и дети рыли окопы, работали на заводах, ухаживали за ранеными. (Слайд 3)
Ведущий 2
На заводах для фронта делали снаряды, танки, винтовки. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
Ведущий 3
Тем временем фашистские войска подошли к Ленинграду. Враги не смогли захватить город силой, тогда они решили взять его в блокадное кольцо. Ленинград был окружен. (Слайд 4)
Ведущий 4
Днем и ночью вражеские самолеты и пушки бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, разрушались дома, заводы, памятники. (Слайд 5)
Ведущий 1
Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами. (Слайд 6)
Ведущий 2
В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой. (Слайд 7)
Ведущий 3
Город регулярно обстреливали и бомбили с воздуха по 6-8 раз в сутки. Все прятались в бомбоубежище. Но город жил несмотря ни на что! (Слайд 8)
Дети речевой группы читают стихи:
1. Враги окружили наш город,
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом
Снаряды и пули летят.
2. Охваченный войною
Блокадный Ленинград,
На улицах трамваи
Замерзшие стоят.
3. Разрушенные здания
И надпись на стене:
«Опасно при обстреле
На этой стороне».
4. В водопроводных кранах
Не вода, а лед.
И только прорубь невская
Горожан спасет.
Ведущий 4
Но город жил несмотря ни на что! Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской» Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. (Слайд 9)
Звучит грамзапись «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича.
Ведущий 1
Страна не забыла Ленинград. Зимой по льду Ладожского озера была проложена дорога. По ней на машинах под огнём врага перевозили хлеб в город, а на обратном пути – забирали из города стариков, детей, раненых. Ленинградцы назвали эту дорогу — Дорогой жизни. (Слайд10)
Ведущий 2
Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеские самолеты обстреливали машины — но дорога существовала. (Слайд 11)
Дети старшей и речевой групп читают стихи:
1. Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли,
Но захватить и прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
2. Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
3. Она спасеньем ленинградцам стала
И помогла с врагами воевать,
Чтоб снова время мирное настало,
Мы не должны об этом забывать!
3. В блокадные дни
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался
Наш город врагу.
4. Здесь гордые, смелые
Люди живут
И славится всюду
Их доблестный труд.
6. Чтобы жизнь спасти ленинградцам,
Зимой в сорок первом году
С хлебом шли в город машины
По дороге, прямо по льду.
7. Бомбежки, метели, заносы…
Уходят машины под лед,
Но каждый шофер твердо верил,
Что город любимый спасет.
8. Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Все же идет машина,
Хлеб в Ленинград везет.
9. Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас.
Ведущий 3
Давайте послушаем песню об этой дороге – Дороге жизни. (Слайд 12)
В исполнении педагогов звучит песня «Ладога»
Ведущий 4
Наравне со взрослыми переживали голод и холод блокады и дети… Ленинградские дети очень рано стали взрослыми.
Ведущий 1
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились несмотря ни на что. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Но дети учились! (Слайд 13)
Ведущий 2
Ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. (Слайд14)
Ведущий3
Дети работали на заводах… Изготавливали снаряды и патроны, оружие для наших солдат.
Ведущий 4
А некоторые сами стали защитниками, и с оружием в руках боролись с врагом.
У многих из них в те дни не стало ни дома, ни семьи. Вы знаете, что во время войны в здании нашего детского сада размещался детский дом. Здесь жили детки, оставшиеся без родителей. (Слайд 15)
Ведущий 1
Давайте, сейчас исполним песню о ленинградских мальчишках, в память об их героических делах, ведь многие из них не дожили до наших дней, но память о них жива в наших сердцах.
Детьми средней и старшей, речевой групп исполняется песня «Ленинградские мальчишки»
Ведущий 2
Сегодня, ребята, мы с вами посмотрим фильм о тех страшных блокадных днях. Вглядитесь в лица людей: в лица женщин, стариков, детей… Это жители блокадного Ленинграда…
Просмотр фильма «Блокадный Ленинград»
Дети старшей группы читают стихи.
1. Такого дня не видел Ленинград!
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут…
2. Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
3. Их радость велика,
Но Боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.
4. Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)
Ведущий 3
Люди плакали, потому что очень много ленинградцев не дожили до победы. В память обо всех погибших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Ведущий 4
Давайте встанем, помолчим,
Почтим героев Ленинграда,
Всех, чьи жизни унесла
В суровый час блокада.
Минута молчания. Вечный огонь (Слайд 17)
Танец старшей группы «Журавли» (Слайд 18)
Ведущий 1
Сегодня к нам в гости пришла сотрудница нашего детского сада – ………… В годы войны она были маленькой девочкой, но помнит весь ужас этих дней. Давайте сегодня поздравим ее с праздником! И пожелаем ей крепкого здоровья! (Слайд 19)
Дети дарят цветы
Дети старшей группы читают стихи.
Окруженный врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны,
Мы о городе славном споем.
Дети поют песню о Петербурге «Мой Петербург боевой» (Слайд 20)
Дети старшей группы читают стихи.
Наш город дорогой, любимый,
Ты гордый, сильный и красивый.
И этот город над Невой
Назвали городом – Герой! (Слайд 21)
Ведущий 2
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась! (Слайд 22)
Дети под музыку выходят из зала
|