Цели:
Обучающие:
- сформировать представление детей о значение слова «блокада»
- формировать знания о героизме простых людей в годы войны
- формировать знания о жизни детей блокадного Ленинграда
Развивающие:
- развивать представления детей о войне и мире
- развивать воображение воспитанников через образную подачу материала.
- развивать диалогическую речь
Скачать конспект
Воспитывающие:
- воспитание патриотизма
- воспитание уважения к ветеранам, участникам войны, жителям блокадного Ленинграда
- воспитание интереса к истории своей страны
Оборудование:
- картинки и иллюстрации из книг по заданной теме.
Словарь:
война, блокада, зажигательные смеси, бомбоубежища, голод, хлебная норма
Ход беседы:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята! Как ваше настроение? Какая сегодня погода? Какое время года? А вы знаете, какой сегодня день?
2. Основная часть
Воспитатель: — 27 января – памятная дата для нашего народа. В этот день 71 год назад был полностью освобождён город Ленинград от немецко — фашисткой блокады.
900 дней и 900 ночей город находился во вражеском кольце.
Вот как сами Ленинградцы говорят об этой дате:
Сегодня день особенный, ребята, День памяти – торжественный, святой. ***год с дня снятия блокады Отмечает город наш родной.
В тот день, прорвав кольцо блокады, Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда, И в яростных сраженьях победил!.
Сейчас наш город называется Санкт-Петербург. А в годы войны он назывался Ленинградом, а его жители – ленинградцами.
-В сентябре 1941 года фашисты (гитлеровцы) окружили город, отрезали Ленинград от всей земли. Вокруг Ленинграда образовалось вражеское кольцо. Казалось, ещё чуть-чуть и он войдет в город, ступит на исторические камни своим кованым сапогом.
Гитлер (враг№1) решил стереть Ленинград с лица Земли. Город обрекался на полное уничтожение, вместе с жителями.
Враг подступал к городу. Все, кто мог держать оружие уже ушли на фронт.
В городе оставались в основном женщины и дети.
Женщины рыли окопы. Это было очень нелегко, так как с воздуха вражеские самолёты бросали бомбы и поливали город пулемётным огнём. Но на десятки километров протягивались противотанковые рвы, создавались наблюдательные пункты.
Хотели враги Ленинград уничтожить, Стереть этот город с земли, Но захватить и прорвать оборону Фашисты никак не смогли.
Город не был взят, но враг не был бы подлым врагом если не искал способ как победить город и его людей. По его представлению это должен был сделать голод и жесточайшие авиационные бомбёжки, и артиллерийские обстрелы. Город был изолирован от большой земли. А затем голод. Прочувствовали его ленинградцы с наступлением зимы 1941 года. Самой холодной и самой страшной зимы двадцатого столетия.
Откуда же пришёл голод?
Во-первых, значительные запасы продовольствия сгорели на складах во время первых бомбардировок города.
Во-вторых, подвозу продовольствия по единственному маршруту по Ладожскому озеру мешал лёд. Он был очень тонкий, и не подходил для задуманной идеи – организовать доставку всего необходимого прямо по льду. Для этого было необходимо время. Но этого времени не было у сотни тысяч ленинградцев
Катастрофически уменьшались нормы выдаваемых продуктов.
Что же могли получить из продуктов жители Блокадного Ленинграда? Для примера выберем категории иждивенцев и детей до 12 лет. Это самые бесправные категории в ту страшную пору. Ведь они получали самый минимум продовольствия 125 грамм – вот такой кусочек хлеба получали ленинградцы по карточкам на целый день. Мяса — 13 граммов, а точнее около 400 граммов в месяц. Сравнить это можно с одной банкой тушёнки. Крупы и макарон – 20-40 граммов в день (от 600 граммов до 1,2 килограмма в месяц). То есть, на день человеку полагалось не более столовой ложки крупы в день. Сахара — 27-40 граммов (от 800 граммов до 1,2 килограмма в месяц).
Не хватало еды. И ленинградцы использовали каждый клочок земли. В парках и скверах они сажали овощи: картофель, капусту, лук. Даже у Исаакиевского и Казанского соборов, на Марсовом поле были разбиты огороды.
Город бомбили всё чаще и чаще. Люди прятались в бомбоубежищах. Это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.
Но ленинградцы не сдавались. Город продолжал жить. Работало радио. По радио передавали последние вести с фронта, звучали стихи. И люди верили, что победа придёт.
Когда застыл лёд на Ладожском озере, появилась возможность перевозить продукты прямо по льду. Дорогу по льду Ладоги назвали «Дорогой жизни». Мы никогда не забудем мужество, стойкость, героизм водителей, дорожников, связистов, зенитчиков, регулировщиков – всех тех. Кто под бомбёжкой и обстрелом, в мороз, метель и вьюгу работал на «Дороге жизни».
По «Дороге жизни» эвакуировали раненых, больных, истощённых людей и конечно же детей. А какими же были дети блокадного Ленинграда?
Дети помогали взрослым. Они тушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с фашистских самолётов; тушили пожары; носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал; стояли в очередях за хлебом, который давали по специальным карточкам; работали на станках, заменяя ушедших на фронт отцов...
Физкультминутка: «Мы военные»
Мы станем все военными, Шагают на месте.
Большими, здоровенными. Руки вытянуть вверх, опустить через
Будем в Армии служить, стороны. Будем Родину любить. Движения повторяются.
Сад и дом свой охранять, Наклон вперёд, смотрим в «бинокль».
Будем мир мы защищать! Шагают на месте.
Воспитатель:
Обессиленные от голода люди были вынуждены были часами добираться пешком до своего места работы. И не все доходили…
Умирали не только одинокие прохожие, но и умирали целыми семьями. По очереди. Как обыкновенная ленинградская школьница Таня Савичева.
До войны это была дружная большая семья. У неё было пять старших братьев и сестёр. Две сестры работали на Невском машиностроительном заводе. Другие братья на судомеханическом. В доме у Савичевых всегда было весело и шумно. До войны. В декабре 1941 года смерть пришла в дом Савичевых. Девочка, чтобы не забывать о каждом умершем, завела себе небольшую записную книжку, где выводила детским почерком даты смерти каждого из своих родных.
Это продлилось до мая 1942 года. Сама девочка прожила чуть больше, чем остальные. Однако её горести продолжались. Над Таней взяла опекунство дальняя родственница, но тепла и заботы девочка от неё не нашла. Родственница уходила на работу, а маленькая девочка должна была её ждать возле закрытых дверей. В итоге, ослабленная дистрофией, цингой и нервным потрясением Таня умерла 1 июля 1944 года в эвакуации.
3. Подведение итогов (закрепление знаний)
- 900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Это были 900 дней мужества, стойкости, подвига непокорённых ленинградцев.
14 января 1944 года наши войска перешли в наступление и 27 января 1944 года полностью освободили Ленинград от фашистской блокады.
27 января 1944 года — День полного снятия блокады. Приказом Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина от 1 мая 1945 года, Ленинград был удостоен чести носить гордое звание Город-герой, за проявленное жителями города мужество во время блокады.
- Сколько дней длилась блокады? (ответы детей)
- О чем мы говорили на сегодняшнем занятии? (ответы детей)
- Что такое «Блокада» и «Дорога жизни»? (ответы детей)
- А как вы думаете, ребята, почему жителям блокадного Ленинграда удалось отстоять город, пусть даже с огромными потерями? (ответы детей)
|