Конспект основной образовательной деятельности тематического праздника «Город чудный, город древний» для детей старшей группы
Шевчук Надежда Николаевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №16 «Березка», Музыкальный руководитель, «Почетный работник общего образования РФ», Д. Зарудня Коломенского муниципального района Московской области
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Программные задачи:
Развивающие:
- расширять представления детей о малой Родине – городе Коломна, вызвать интерес к его историческому прошлому
- активизировать музыкально – игровое творчество детей, дополняя репертуар игр и игровых хороводов фольклорным материалом.
Воспитательные:
- вызывать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желание участвовать в его подготовке
- повышать творческую активность в проведении народных игр, хороводов, вовлекая детей в театрально – игровую деятельность, воспитывая сопереживание за общий результат.
Образовательные:
- закреплять знания, умения и навыки старших дошкольников в образовательной области «Музыка», осуществляя интеграцию образовательных областей
- продолжать знакомство детей и родителей с традициями родного края – проведение ярмарки.
Предварительная работа.
- беседы о городе Коломна, рассматривание альбома с иллюстрациями, просмотр фильма о Коломне
- подготовка декораций для оформления зала совместно с родителями
- организация выставки ярмарочных изделий с участием детей
- составление презентации «Коломне – 835 лет».
Словарная работа: уточнить значение новых слов – ярмарка, Кремль, Благовест, страда, Коробейник, татаро-монгольское полчище.
Участники: Петрушка – воспитатель с куклой театра би-ба-бо,
Ведущий, Коробейник, Медведь – взрослые.
Остальные роли исполняют дети.
Место проведения: музыкальный зал.
Оформление зала: на центральной стене по краям березки, сдрапированные шелковой желтой тканью; в верху в центре – «солнышко», выполненное аппликацией шелковыми лентами по драпированным силуэтам; 2 облачка, выполненные драпировкой капрона на картонную основу; фигура Ванюши на лошадке и Маняши с платочком. По дверям расположены подборки открыток с видами г. Коломна.
К моменту проведения праздника устраивается выставка народно – прикладного творчества, которую готовят родители совместно с детьми.
По ходу праздника используется показ слайдов на мультимедийном оборудовании.
Ход праздника.
Вводная часть.
Дети в народных костюмах свободно входят в зал, рассаживаются по местам. Звучит мелодия Шуберта «Аве Мария», на фоне которой на середину зала выходит воспитатель, говорит:
Ведущий: Россия – мать, тебе хвала, В веках ты видела немало, Когда б ты говорить могла, Ты многое бы рассказала.
Ты отражала в глади вод И первый Кремль, и город новый, Что строил русский наш народ Под первою стрелой сосновой.
Звучит песня «Дубинушка» (фонограмма) Начинается показ слайдов (1-4)
Ведущий: Много есть в России городов – и больших, и малых, и молодых, и древних. Одним из старинных, богатых историческими памятными местами — наш городок Коломна.
В этом году она справляет свой юбилей – 835-летие города Коломна.
Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы.
Основная часть.
Если пройти по улицам города, увидишь просторные мостовые, мощеные булыжинами, старинные дома с лепниной – красивыми рельефными фигурками.
По окраинам города стоят заставы – по два маленьких белых домика с колоннами, полосатая будка и обелиски с гербами города на своих вершинах. Много памятных мест в Коломне, которые поражают своей красотой и величием. (5-7)
Далее происходит показ слайдов с видами Коломны, который сопровождается комментариями ведущей. (8-10)
Ведущий: А еще на подъездах к городу гордо возвышаются храмы, собиравшие в старину и сейчас множество людей «во дни торжеств и бед народных». (11-13)
Звучит фонограмма «Благовест» (звон колоколов) На середину зала выходят двое детей, читают:
1:Славен город наших дедов, В жизни многое изведав, Он стоит из года в год – Наша гордость и оплот.
2: И любыми временами За высокими стенами, Русь спасая от невзгод, Жил великий наш народ.
Дети исполняют «Песню о Коломне» муз. М. Макаровой
Ведущий: Уже четыре века простоял Коломенский Кремль. Башни, высокие стены, старинный собор, где по приданию венчался Дмитрий Донской. «Пятницкие ворота», через которые он уходил воевать с Мамаем. Мозаика на стенах показывает Дмитрия с воинством на конях, провожающих горожан – с хлебом – солью.
«Мир городу сему и всем, кто пройдет врата сии» – так написано на Пятницких воротах (13-14)
3 ребенок: Есть на свете город Всем нам дорогой. Башнями резными Встал он над рекой.
4 ребенок: Ну, а если враг решит Город силой сокрушить, Мы дадим такой ответ: Здесь врагу дороги нет!
Дети исполняют русскую солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки» (с обыгрыванием по тексту)
Ведущий: В старинных летописях прославляется город Коломна не только как щит, который встал на пути татаро-монгольского полчища. Из этих книг мы узнаем, что Коломна был очень богатым городом, где было много «злата-серебра», а также всякого товара. В центре города была устроена большая базарная площадь, где торговали купцы и простой люд, устраивались ярмарки.
Звучит фонограмма песни «Ярмарка» в исполнении Н. Николаевой
За ширмой появляется Петрушка, громко выкрикивает:
Петрушка: На ярмарку, на ярмарку! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья!
Далее под звучание песни «Ярмарка» дети парами обходят зал и встают свободно в шахматном порядке.
1 ребенок: Ниву сожали, страду пострадали Гибкими спинами, вострыми серпами.
2 ребенок: Жали -пожали, три пряди нажали: Первая прядь – на еду, Вторая прядь – на семена, Третья – прозапас.
3 ребенок: Урожай собрали, в закрома убрали. Ай-ли нам не петь да не веселиться!
Далее проводится хоровод «Вдоль по улице молодчик идет» (русская нар. песня)
Петрушка: Солнце яркое встает, Спешит на ярмарку народ. Ото всех дверей, ото всех ворот, Приходи скорей, торопись, народ!
Открываются ворота – заходи, кому охота! И кому не охота – тоже заходи! В зал входят Фома и Ерема (дети). Фома: Здорово, брат Ерема!
Ерема: Здорово, брат Фома! Куда путь держишь?
Фома: На ярмарку иду!
Ерема: На работу – так позади последних, а как на ярмарку – поперед первых. А кто же тебе про ярмарку-то сказал?
Фома: Кума сказала.
Ерема: А кума откуда знает?
Фома: Кума все знает, что на свете деется.
Входит Кума.
Кума: Вот вам новости. Пошел Демьян на ярмарку, Купил там лошадь резвую, Сел задом на перед
И поехал в огород. Фома: Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Тпру!.. – сказала лошадь, сбросив ездока.
Дети исполняют р.н. попевку «Патока с имбирем» (без муз. сопровождения), выполняя игровые имитационные движения по тексту
Под русскую нар. песню «Коробочка» (фонограмма) в зал входит Коробейник с лотком.
Коробейник: Здоровья вам, люди добрые!
Радости и веселья!
Вижу я на ярмарке много разного товару, а в моем коробе – все для ребятишек.
На инструментах играйте – меня весельем забавляйте (дает мальчикам шумовые инструменты)
Вам – платочки хороши, попляшите от души! (дает девочкам платочки)
Девочки исполняют русский народный танец с платочками «Калинка» под аккомпанемент шумового оркестра
Коробейник: У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит. Собирайся, детвора, Ждет вас русская игра.
Проводится русская народная игра «У дядюшки Семена» (Коробейник достает кепку для Семена)
Коробейник: Кто видал, чтоб медведь летал? Он и пеший, как леший!
Под музыку «Барыни» выходит Медведь, кланяется.
Коробейник: Ездил Медведь по базарам, Вернулся домой с товаром. Медведь: Михайловне-дочке привез я чулочки, Михайловне-тетке – гребенки и щетки.
Михайловне – милой сестрице привез рукавицы.
А Мишке-внучонку привез собачонку!
Коробейник: Хороши твои подарки. Айда с нами хоровод водить!
Дети проводят хороводную игру «Медведюшка» муз. Красева
Медведь: А для всех ребятушек – малых детушек,
Я купил угощеньице – сладкое, вкусное.
Проходит угощение детей и гостей. Под мелодию «Барыни» Медведь удаляется.
Заключительная часть.
Коробейник: Вот в Коломне побывали И с любовью рассказали Мы о городе своем, Где бываем и живем.
1ребенок: Мчит свои воды Ока величаво, Хочет ретивую Волгу догнать. А на подходах к Москве, как застава Будет веками Коломна стоять.
2 ребенок: Гостю дадим мы и хлеба, и соли Встретим, как предки учили встречать. Девичье поле – былинное поле… Низкий поклон тебе, Родина – мать!
Дети исполняют песню «Белая береза» муз. Ребикова
Под звучание фонограммы «Песни о Коломне» муз. А. Федорова дети спокойно выходят из зала.
Музыкальный репертуар:
- »Аве Мария» муз. Шуберта
- »Дубинушка» р.н. п.
- Колокольный звон «Благовест»
- »Песня о Коломне» сл. и муз. Макаровой М.Н.
- »Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная солдатская песня
- »Ярмарка» муз. Л.Николаевой
- »Вдоль по улице молодчик идет» русская народная хороводная игра
- »Патока с имбирем» русская народная попевка
- »Калинка» русская народная песня
- »У дядюшки Мирона» русская народная игра
- »Медведюшка» (игровой хоровод) муз. Н. Красева
- »Белая береза» муз. М.Ребикова
Планируемые результаты:
- расширение сведений о малой Родине, о городе Коломна, ее традициях и обычаях
- пополнение музыкального репертуара фольклорным материалом песен, игр, игровых хороводов
- решение творческих задач в процессе игровой деятельности.
В результате проведения этого праздника:
- дети узнали новые исторические сведения о Коломне
- родители и дети продолжили знакомство с традициями родного края.
Литература.
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой, издание 3-е, исправленное и дополненное, Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.
- »Игры-забавы, развлечения, праздники для детей 6-7 лет» авт. -составитель Э.М. Гамидова, Волгоград, издательство «Учитель», 2012г.
- »Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников (средняя, старшая, подготовительная группы),авт.-сост.М. А. Давыдова, Москва «Вако», 2007г.
- Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, издание 3-е, переработанное и исправленное, Санкт-Петербург, 2008г.
|