Авторы проекта: воспитатель Вицина Валентина Владимировна г. Череповец 2017 г. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр образования № 12»
Актуальность проекта:
В последнее время тема патриотического воспитания очень актуальна. Воспитание любви к Родине является одним из основных принципов современной педагогики. Родина впервые предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, играх. Все это изобилие несет в себе народное творчество, богатое и разнообразное по своему содержанию. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа, у детей обогащается представление об окружающей действительности, обогащается жизненный опыт, развивается речь, формируется самооценка, навыки положительных взаимоотношений с другими детьми и воспитателем.
Скачать конспект
Проблема:
В группе на занятии по развитию речи мы читали сказку «Золотое веретенце». Беседуя по сказке воспитатель рассказывала детям о том, как раньше шили одежду с помощью прялки и веретена, что этим в старину занимались наши бабушки, что раньше всё было совсем по — другому. У детей возникло множество вопросов: «Что такое веретенце»? «Как раньше жили наши бабушки и дедушки?» «Что такое старина?» Именно эти вопросы и создали проблему, которую мы постараемся решить.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Сроки реализации проекта: месяц
Участники проекта: родители, бабушки, дедушки и дети средней группы № 4, воспитатели
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цель проекта: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
- Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
- Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
- Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Ожидаемый результат
- Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
- Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
- Расширить представление о народном искусстве;
- Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
- Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
- Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры
- По окончанию проекта провести с родителями развлечение-посиделки «У самовара»
Организация проекта.
1 этап (подготовительный):
Определение темы (проблемы проекта);
Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта;
Составление плана-схемы проекта;
Обсуждение проекта с родителями;
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
Цель: вызвать интерес детей к теме проекта.
Задачи дальнейшей работы:
- Познакомить детей с устройством «русской избы»
- Познакомит с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и значениями.
- Закрепить знания о русском народном костюме.
- Расширять словарный запас: изба, горница, ухват, ушат, половик, веретено, прялка, половик, рушник, самовар.
- Развивать знания о русском фольклоре: частушки, потешки
- Узнать о семейных традициях и ценностях бабушек и дедушек.
- Создание мини-музея «Старины»
- этап:
Изучение литературы (список литературы прилагается)
Сбор, анализ и систематизация информации:
- Опрос детей: «Что я знаю о своих бабушках/прабабушках, дедушках/прадедушках?»;
- Консультация родителей по теме: «Воспитание детей на традициях народной культуры»;
- Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Подготовка методического материала.
Распределение ролей между участниками:
- Родители, бабушки и дедушки разучивали с детьми частушки, попевки и заклички, участвовали в создании мини – музея, участвовали в мастер классе «В гостях у бабушки», участвовали в посиделках «У самовара»
- Дети — активные участники проекта.
- Воспитатели – авторы проекта, организаторы образовательной деятельности с детьми.
Составление развернутого плана.
Организация развивающей среды:
- Оформление картотеки пословиц, загадок, стихов, песен, хороводных игр
- Подборка художественной литературы по теме проекта,
- Оформление фотоальбома «Русская изба»,
- Выставка работ «Славянские узоры на рубашке», «Матрешка»
- Коллекция калачей вылепленных детьми из соленого теста
- Создание дидактических игр «Что спрятано в сундуке». «Семья»
- Создание мини-музея «Старины»
3 этап (основной):
Работа с детьми:
Реализация основных мероприятий.
Игровая деятельность:
- Строительные игры «Русская изба»
- Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка».
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Едем в гости к бабушке»
- Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Что спрятано в сундуке»
Познавательная деятельность:
- Опрос детей «Что я знаю о своей семье» — познавательная деятельность
Цель: Выявить что дети знают о своем геологическом древе.
- Чтение художественной литературы по теме: сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Золотое веретёнце»
- Знакомство с работой столяра, плотника
- Слушание русских потешек, закличек, народных песенок
- Разучивание хороводных игр
Коммуникативная деятельность:
- Беседа «Как выглядит изба русского крестьянина»
- Посещение мини-музея «Старины». Беседа.
- Создание альбома «Русская изба».
- Беседа на тему «Русская народная игрушка».
- Разучивание стихов, песен русской народной тематики.
- Пальчиковые игры и упражнения «Репка», «Семья»,
- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. «Гуси – лебеди»
Продуктивная деятельность:
- Аппликация «Русские узоры на сарафане»
- Аппликация «Русские узоры на матрешке»
- Конструирование «Мебель для трех медведей»
- Лепка из пластилина «Матрешка»
- Лепка из пластилина «Миски для трех медведей»
- Лепка из солёного теста «Куличики»
- Рисование «Славянские узоры на рубашке»
- Рисование «Узоры на предметах быта»
Музыкальная деятельность:
- Музыкальное развитие. Разучивание песни «Во поле береза стояла»
- Чаепитие: «У самовара»
- Хороводные игры «Заплетись плетень», «Ручеёк»
- Разучивание частушек
Работа с родителями:
Консультация: «Воспитание детей на традициях народной культуры»
Цель: приобщить детей к русской народной культуре.
Создание мини-музея «Старины»
Совместная деятельность родителей с детьми
Беседы с детьми о своей семье, родственниках. Рассказы о своем детстве и о профессиях бабушек, дедушек.
Практикум для родителей: «В гостях у бабушки» (лепка куличиков из соленого теста)
Разучивание потешек, частушек, пословиц и поговорок русской народной тематики
Воспитатель – родители
1. Беседа: «Семейные традиции»
Цель: выяснить, какие существовали традиций в семьях бабушек и дедушек дошкольников.
2. Участие в чаепитии.
3. Создание мини-музея «Старины»
Совместная деятельность родителей с детьми:
1. Праздник-чаепитие «У самовара»
- Русские народные игры для родителей и детей
- Хороводы для родителей и детей
- Награждение родителей памятными грамотами за участие в жизни детского сада
2. Анализ полученных результатов
4 этап
Итог работы:
- Создание мини-музея «Старины»
- Организация выставки работ «Матрешка», «Славянские узоры»
- Оформление альбома «Русская изба»
- Оформление альбома «Русская народная игрушка»
- Проведение музыкального развлечения чаепитие «У самовара»
5 этап
Анализ достижения целей и полученных результатов.
Благодаря совместной работе воспитателей, детей и родителей над проектом мы получили следующие результаты:
- У детей сформирован образ о жизни прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек, показаны её ценности.
- Расширены представления детей о своих прабабушек/бабушек, прадедушек/дедушек (их родословная, где и кем работали и т.д.), о жизни бабушек и дедушек (где живут, кем приходятся и т.д.)
- Расширены знания о предметах быта
- Расширены знания об устройстве «Русской избы»
- Расширены знания о народном костюме.
- Расширены представления о русском фольклоре.
- Создана развивающая среда: подобраны дидактические игры, подготовлен материал для сюжетно-ролевых игр, созданы иллюстрированные и фото альбомы. Подобрана информация для родителей (консультации по теме, папки передвижки, анкеты и т.д.)
- Подобрана художественная литература на тему «Русская народная культура».
- Музыкальное сопровождение на тему «Русская народная культура».
- Проведены совместные мероприятия.
- Родители вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Мы считаем, что поставленная проблема решена, цель и задачи работы над проектом достигнуты. В дальнейшем мы планируем продолжать работу с детьми по теме русская народная культура.
|