Презентация проекта "Мини-Музеи в ДОУ"
Организация Мини-музея в дошкольном образовательном учреждении
Автор работы: Быкова Анна Владимировна — Руководитель структурного подразделения детский сад «Ромашка» ГБОУ СОШ п.г. т. Междуреченск 2015г.
Мини – Музей «Наша Родина – Россия»
"МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Патриотическое воспитание на современном этапе — неотъемлемая часть педагогической деятельности детских садов. Понимание Родины в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.
Основная цель детских музейно – педагогических программ – помочь ребенку увидеть то, что стоит за предметом старины, представленным в музее, понять ее символический язык. Отсюда следует, что под музейной педагогикой следует понимать направленное воздействие на ребенка музейными средствами с целью формирования у него определенных навыков поведения в данной культурной среде, умения получать информацию непосредственно от экспоната и воспринимать визуально – пространственный язык экспозиции.
Цель создания мини-музея «Наша Родина — Россия":
приобщение детей к материальной и духовной культуре своего народа;
формирование чувства любви к Родине;
воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;
формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.
Работа по организации мини-музея
Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в групповой комнате: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон. Стремились создать такой музей, чтобы в нем сочетались игротека и мастерская, занятия и театр, чтобы творческая созидательная деятельность ребенка, его мир были связаны с миром его предков.
Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществлялось разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях поселка, находящего в историческом месте Самарской Луки, культурном наследии коренных жителей, макеты улицы, на которой расположен детский сад, некоторых архитектурных достопримечательностей. В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного поселка, лесо -перевалочном комбинате. Материалы оформлены в красочных альбомах, находятся в свободном обращении детей. Игровой фонд мини-музея представлен игрушками, поделками, рукописными книгами, рабочими тетрадями.
Чтобы расширить круг знаний и представлений о Родине, было проведено занятие по ознакомлению детей с окружающим на тему «С чего начинается Родина…». Воспитатель подготовительной группы Васильева Г.Н. объяснила детям, что Россия начинается с маленьких детей, с маленького уголка, где он родился, где он живет со своими родителями, со своими друзьями.
У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом. Из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Были показаны слайды с историей переписи. Дети рисовали плакаты, клеили аппликации на тему: «России важен каждый!». Был проведен конкурс рисунков «Моя семья». Воспитатели провели с детьми игры на развитие толерантности: «Дружные ребята», «Здравствуй друг», «Живое слово». Целью проведения этих игр является обучение уважительного отношения к культуре других стран и народов.
(Конспект НОД «С чего начинается Родина» прилагается)
Наглядность.
Коллекция музея содержит большой наглядный и практический материал:
— деревянные лавки, посуда, деревянные игрушки,
матрешки, самовары;
— изделия народных промыслов: гжель, хохлома, городец, жостово,
дымково, филимоновская игрушка;
— прялка, веретено, кружево, вышивки, павлопосадские платки;
— русский народный костюм, лоскутные одеяла;
— русские народные инструменты: гусли, трещетки, гармонь, колокольчики.
Государственный Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации,
куклы в национальных костюмах знакомили детей с народностями России.
Все это позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой
Куклы в национальных костюмах
Символика России
Дети с интересом знакомились с иллюстрированными книгами и открытками «Города России». Рассматривали старинную утварь — утюги, лапти, чугунки.
Экспонаты музея
Экспонаты устного народного творчества.
Животный мир России
Темы экскурсий:
«Мы живем в России»,
«Флаг России»,
«Что такое герб»,
«Гжельская роспись»,
«Хохломская роспись»,
«Природа нашей страны»,
«Как жили наши предки»,
«Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие.
Мини-музей «Лучший друг»
Расположение: На стене в простенке между окнами, экспонаты располагаются на полках, на стене и на столах.
Содержание и экспонаты
Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями.
Подбор экспонатов
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы: — партнерство родителей и педагогов; — единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики; — помощь, уважение и доверие со стороны родителей.В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
В музее поселились собаки разных пород
Как используется Мини – музей?
Проводятся экскурсии с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.
Экспонаты музея
Примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея.
«Это моя собака. Ее зовут Даша. Она очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У нее нет медалей, но я ее люблю».
«Мой пес — Ботя. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород — хороших и разных. Мой Ботя — хулиган. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. И очень любит бегать за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его любим».
Темы экскурсий:
«Наш друг — собака»,
«Они такие разные» (породы собак),
«Как появились собаки»,
«Что любят и чего не любят собаки»,
«Правила ухода за твоим любимцем»,
«Домик для собак».
Мини-музей «Курочка Рябушечка»
Расположение: На стене в групповой комнате, экспонаты располагаются на полках и на столе.
Задачи:
формирование у детей представления о музее
расширение кругозора
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей
формирование исследовательских умений и навыков
формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания
развитие творческого и логического мышления
развитие воображения и речи
Содержание и экспонаты
Все предметы сделаны совместно с детьми и родителями. Некоторые выставки проводились совместно с родителями. Представлены маски курочек и цыплят для проведения совместных игр и инсценировок. Имеется настольный театр, театр на фланелеграфе, мультфильмы с участием курочек, петушков, цыплят. Муляжи яиц, разукрашенные различными видами росписи. Гнездышки из природного материала (солома, трава, пух) сделанные своими руками педагога, художественная литература, открытки, картины, вышивки. Мини-музеи содержат экспонаты, которые можно потрогать, понюхать, посмотреть.
Экспонаты музеяВ мини-музее собрана коллекция различных видов Курочек и Петушков, поделок из пряжи, ковролина, линолеума, самоклеющейся пленки.
Как используется Мини – музей?
В своей работе с детьми второй младшей группы воспитатели используют экспонаты музея, как для фронтальных так и для подгрупповых занятий. Экспонат мини-музея «курочка-рябушечка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере курочки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.
Темы экскурсий:
«Где живет курочка?»
«Знакомство с курочкой и цыплятами»
«Чем питаются курочки?»
«На сельском дворе»
«В гостях у бабушки Матрены»
«Курочка Ряба»
«Пасхальное яичко»
Мини-музей «Буренушка»
Расположение: На стене в групповой комнате, экспонаты располагаются на полках и на столе.
Задачи:
формирование у детей представления о музее
расширение кругозора
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности у детей
формирование исследовательских умений и навыков
формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать знания
развитие творческого и логического мышления
развитие воображения и речи
Содержание и экспонаты
Экспонат музея «буренушка» помогает знакомить детей младшего возраста с домашними животными на примере коровы. Коровушка популярный персонаж детских песен, потешек, сказок. Образ буренушки, коровушки близок и понятен малышам. Русское народное творчество преподносится с использованием фольклора. В мини-музее разучиваем с детьми прибаутки, русские народные песни, колыбельные, знакомим детей с русскими народными музыкальными инструментами. В музее представлены книги, открытки, картинки с изображением коровы, телят.
Экспонаты музея
Как используется Мини – музей?
В своей работе с детьми второй младшей группы воспитатели используют экспонаты музея, как для фронтальных так и для подгрупповых занятий. Экспонат мини-музея «Бурёнушка» используют в ознакомлении детей с окружающим миром, знакомство малышей с домашними животными на примере коровушки, сказками о ней, где формируется эмоциональное отношение к животным. С экспонатами дети играют и, при большом желании, даже берут на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. К тому же мини-музеи для ребенка – это что-то своё родное, так как дети и родители принимают участие в его создании.
Темы экскурсий:
«Работа на ферме»
«В гостях на сельском дворе»
«Что делают из молока?»
«Польза молока»
«Пастушок»
«Коровушка – кормилица!»
«Му — му, молока кому?»
«На лугу, на лугу, на лугу пасутся КО…»
Мини – музей «История детского сада»
Руководитель мини-музея: Музыкальный руководитель детского сада — Севастьянова Н.А.
Участник проекта: Методист детского сада — Любавина Л.В.
Цели создания:
— знакомить детей с историей детского сада на примере старинных экспонатов;
- воспитывать интерес к родным истокам
- знакомить с интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему детскому саду
- знакомить с особенностями своего ДОУ, его традициями, составление рассказов о детском саде, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями
— привлечь внимание родителей к истории нашего ДОУ;
- организация совместной деятельности и досугов родителей с детьми
- повышение общего культурного уровня родителей.
Работа по организации мини-музея
Работа по организации мини-музея началась с выбора удобного места в зале детского сада: хорошо освещенное, имеющее свободный доступ для детей со всех сторон.
Создание пространственной среды и пополнение фонда мини-музея осуществляется разными путями. В научно-вспомогательный фонд вошли копии документальных материалов, рассказывающие об исторических событиях детского сада, фото-стенд с историческими фотографиями ДОУ.
Для мини-музея были собраны: старинные новогодние костюмы, новогодние игрушки, старые книги, журналы, методические пособия, музыкальные инструменты, технические средства обучения, настольные игры, куклы для кукольных театров и т.д.
В интерактивном фонде собран и оформлен богатейший материал об истории развития родного детского сада. Материалы оформлены в красочных альбомах: «Хорошо у нас в саду», «История детского сада», «Праздники в детском саду» и т.д. и находятся в свободном обращении детей.
В мини-музее выделен уголок для постоянно меняющейся экспозиции рисунков:
Место расположения
Мини- музей располагается в отдельном помещении зала детского сада.
Экспонаты размещаются на столах полках и специальных подставках.
Одну из стен музея занимает фото-стенд «Это было недавно, это было давно…»
Экспонаты мини-музея
«Это было недавно, это было давно…»
Экспонаты музея
Кукольный театр прошлого
История детского сада
Фотографии первых сотрудников
Наши первые книги и первые журналы подписки
Первые игрушки
Первые выпуски детского сада
Как используется Мини – музей?
Проводятся экскурсии с рассказами об истории детского сада с воспитанниками и родителями., На базе музея проводятся беседы о традициях в детском саду. Родители делятся впечатлениями и своими воспоминаниями из детства, как они посещали детский сад, какой он был. Приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных выставок. В музее также проводятся занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Часто используют в проведении общих родительских собраний. На базе мини-музеев организовывались кратковременные (часто однодневные) выставки, которые мы назвали «экспресс-выставками». Большой интерес у взрослых и детей вызвала экспозиция «Семейные реликвии». Ее основу составили различные предметы, отражающие историю разных семей, причем участие в ее создании приняли не только родители, но и сами воспитатели.
Значение и использование мини-музеев в нашем ДОУ
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи — краеведческий музей г. Сызрани и другие, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Спасибо за внимание!
|