МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек», Белгородская область, город Губкин воспитатель Грачева Ольга Федоровна
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, особенно актуально сегодня – не может быть решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. И на помощь нам педагогам, приходит музейная педагогика. Ведь в ее задачи входят: знакомство детей с историей, культурой России, воспитание интереса к народным промыслам, традициям, быту русского народа. Она дает возможность привлечь внимание детей и родителей к истории нашей страны. Изучение основ народной культуры мы решили начать с матрешки, реализовав проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России
на примере мини-музея «Русская матрешка». Матрешка – самая известная русская игрушка, она является символом России. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка, кто является ее создателем, какие бывают матрешки, из чего их делают. Главная ценность традиционной куклы состоит в том, что она сохраняет в своем облике самобытность своего народа. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Проблема состоит в том, что последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре и традициям своего народа, а возможно и не знают, как это сделать. И мы решили с помощью данного проекта, вызвать познавательный интерес к истории России через национальную игрушку – русскую матрешку.
Цель проекта: приобщение детей к музейной педагогике; воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки матрешки.
Задачи проекта:
- Спообствовать формированию у детей представлений о русской народной игрушки матрешки, интерес к ее создателю.
- Воспитание интереса к истории России на основе национальных традиций.
- Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей в продуктивной деятельности.
- Создание мини-музея «Русская матрешка» в группе ДОУ.
Этапы реализации проекта:
1. Этап. Подготовительный:
- подбор методического материала, литературы по данной теме
-подбор и изготовление дидактических игр, иллюстраций, приобретение экспонатов для мини-музея.
2. Этап. Исследовательский:
- ознакомление с историей матрешки
- изучение художественных элементов росписи матрешек
- чтение художественной литературы: С.Маршак «Матрешки», В.Берестов «Матрешкины потешки», А.Стецюк «Матрешки путешественницы», А Берлова «Сказка о матрешках», И.Нехода «Матрешки», В.Приходько «Матрешка на окошке», В.Орлов «Матрешка в матрешке», Г.Лагзынь «Деревянные матрешки», С.Иванов «Жила была матрешка»
-рассматривание матрешек и игры с матрешками.
3. Этап. Творческий:
- совместная художественная деятельность детей и родителей по изготовлению экспонатов для мини-музея
- изготовление игр с матрешками
- изготовление лепбука и папок-передвижек о русских матрешках
- подбор детских книг о матрешках для мини-музея
- сбор коллекции матрешек для мини-музея (Семеновские, Сергиево-Посадские, Полхов-Майданские, Загорские, Старорусские и современные авторские матрешки, сказки в матрешках «Колобок», «Репка»)
-создание мини-музей «Русская матрешка».
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: сентябрь-ноябрь.
Ожидаемый результат: повышение информативности детей и родителей об истории России, ее культурном наследии, на примере народной игрушки матрешки. Воспитание у детей уважения и бережного отношения к культуре и традициям своей Родины.
В результате проведенной работы мы отметили, что тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности: игровую, познавательную, художественно-эстетическую, речевую, социально-коммуникативную. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами матрешек, дети проявляли интерес и желание играть с ними. Родители принимали активное участие в реализации проекта и создании мини-музея «Русская матрешка». Для мини-музея было выбрано в группе место, где экспонаты находятся в свободном доступе у детей. Матрешки использовались в процессе образовательной деятельности, на праздниках и развлечениях, в различных видах игровой деятельности, в совместной деятельности взрослого с ребенком, в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, а так же для проведения «Мобильной выставки» и «Клубного часа». В мини-музеи собраны совместно с родителями воспитанников различные виды матрешек: Семеновские, Сергиево-Посадские, Полхов-Майданские, Загорские, Старорусские, современные авторские матрешки, сказки в матрешках «Репка», «Колобок». Были изготовлены игры: «Подбери матрешкам косынки», «Подарки для матрешек», «Украсим сарафаны матрешек», «Собери матрешку», «Подбери фартук для матрешки», «Найди пару», «По порядку становись!». Для родителей сделаны папки-передвижки: «Такие разные матрешки». «Из чего делают матрешки», «Матрешка – самая известная русская игрушка», «Матрешка – символ России», «Такие разные матрешки», «Росписи матрешек», «История создания русской матрешки». В мини-музеи есть чемодан, в котором собраны матрешки, изготовленные в разных техниках родителями воспитанников. В мини-музеи есть книги, картинки, лэпбуки, иллюстрации, аудио записи песенок и потешек о матрешках. Дети с удовольствием играют с матрешками, рассматривают книги, картинки, иллюстрации, слушаю песенки, раскрашивают картинки. Русская матрешка – любимая игрушка всех поколений, символ России. Матрешка ассоциируется с семьей, добрыми взаимоотношениями. Мини-музей «Русская матрешка» стал необходимой частью предметно-развивающей среды нашего детского сада и показал свою огромную значимость в воспитании интереса к истории России, воспитании у детей уважения и бережного отношения к культуре и традициям своей Родины.
|