Воспитатель: Важенцева И.В. Москва 2018-19 уч. г. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа №1467
Цель: Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой-матрешкой, используя ТРИЗ-технологии.
Задачи:
- Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства;
- Продолжать знакомить с матрешкой, как предметом народного творчества и расширять знания о разнообразии видов росписи матрешки.
- Закреплять умение использовать при описании матрешки имена признаки, формировать навыки создания сравнений, образные характеристики объекта.
- Формировать творческие и креативные способности детей.
- Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Предварительная работа: Создание в группе мини-музея «Русская матрешка», организация выставки совместных работ с родителями «Семейная матрешка», беседа, рассматривание экспонатов выставки. Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек и определение росписи. Чтение стихов: Э.Успенский «Матрешка», Л. Олиферова «Мы матрешки», А.Гришин «Давай-ка с тобой поиграем немножко», Н.Радченко «На полке куколка стоит», С.Маршак «Восемь кукол деревянных»; сказки: И.Ревю «Сказка про матрешек», М.Шкурина «Пропавшая матрешка»; игры «Где я живу?», «Лифт».
Материал и оборудование: Игрушка Матрешка, корзинка, алгоритм «Последовательность изготовления матрешки», системный оператор, шаблоны матрешек, цветные карандаши (восковые мелки), презентация, дорожки признаков, морфологическая таблица.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Приемы: рассматривание предметной игрушки-матрешки, алгоритма, беседа, физминутка, пояснения, практическая часть, поощрения.
Ход НОД:
1. Вводная часть
Организационный момент
Дети проходят в группу под р.н. мелодию и встают полукругом
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся:
Мир вам гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас!
А теперь крепко возьмемся за руки, почувствуем тепло рук ваших друзей и все вместе скажем
Мы ладошку к ладошке сложили
Будем мы заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать,
И труд людей всегда уважать.
2. Основная часть
Воспитатель: Дети, сегодня я пришла к вам со своей волшебной корзинкой. Хотите узнать, что в ней лежит? А поможет нам с вами игра «Да-нет?»
(Воспитатель достает из корзины муляж матрешки)
Воспитатель: Как вы думаете, для чего сделали матрешку?
Дети: Играть.
Воспитатель: Кто же ее сделал? Откуда же взялась? Забавная игрушка Матрешкой назвалась? Знаю лишь одно друзья, игрушка эта радость для меня! Давайте мы сейчас с помощью презентации узнаем, откуда к нам пришла матрешка.
Презентация «Русская матрешка»
1реб: Матрешке почти сто лет. Привезли ее из Японии. Вернее привезли не ее, а фигурку добродушного старику, мудреца Фукурумы, у которого голова вытянулась вверх, потому что он все время думал.
2реб: Фукуруму можно было раскрыть, в нем находилось еще несколько фигурок. Игрушка была необычной. Она понравилась и взрослым и детям.
3реб: Первую русскую матрешку выточил из дерева токарь Василий Звёздочкин, а художник Сергей Малютин расписал на русский лад. Она состояла из 8-ми фигурок. Игрушка изображала девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, фигурки чередовались, последняя изображала младенца.
Воспитатель: А как же рождается игрушка?
4реб: Берется липовая или березовая древесина. Она самая прочная и удобная в работе. Токарь вытачивает на станке форму из дерева. Потом ее шлифуют, чтоб она стала гладкой. Затем наносят контур рисунка, фон, прорисовывают детали, делают окончательную обводку, чтобы рисунок не стирался, его покрывают лаком.
Воспитатель: Все матрешки расписаны по- разному.
Есть разные мастера в разных городах и у каждого свой узор.
Воспитатель: Давайте посмотрим, откуда же эти матрешки. (указка)
(Сергиев-Пасад, Семеново, Загорск, Полхов-Мойдан)
Воспитатель: Ой, а что это с нашей матрешкой случилось? Все узоры куда-то пропали? Что же делать? Как же нам узоры вернуть?
Воспитатель: Чтобы узоры вернуть, давайте скажем хорошие слова о матрешке.
Как вы думаете, какой может быть матрешка? (Дети по кругу передают матрешку друг другу и называют: деревянной, веселой, озорной, радостной, доброй, праздничной, расписной, нарядной, ласковой, сувенирной и т.д.)
Я предлагаю вам сейчас с помощью волшебного экрана самим составить рассказ о матрешке.
«Системный оператор» (пятиэкранка)
Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…
Для чего нам нужна матрешка? (…)
Это что-то часть чего-то…
Частью чего является матрешка? (…)
Это что-то из чего-то…
Какие части есть у матрешки? (…)
Чем-то было это что-то…
Чем раньше была матрешка? (…)
Что-то будет с этим что-то?
(Затем ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на СО)
Образец: Матрешка-это деревянная кукла. Она нужна для того, чтобы играть. Матрешка состоит из двух частей- нижней и верхней, внутри есть такие же части меньшего размера.
Количество кукол находящихся внутри от трёх и больше. Раньше Матрешка была чурбачком березы или липы, затем с него сняли кору и обточили на станке. Потом матрешку расписывают цветами, ягодами, героями сказок. Матрешки могут быть разными, поэтому играть с ними интересно.
Воспитатель: Давайте выйдем и превратимся в матрешек
(1-2-3 повернись и в матрешку превратись)
Физминутка «Матрешки»
Вот похлопали в ладошки наши дружные матрешки (дети хлопают в ладоши)
На ногах у них сапожки, а на них блестят застежки (выставляют вперед на пятку поочередно правую и левую ногу)
Ох, девчонки озорные, все матрешки расписные (руки сложены полочкой, указательный палец одной руки приставлен к щеке, наклоны головы вправо и влево)
В сарафанах ярких пестрых, все похожи словно сестры (стоя на месте повороты вправо-влево)
Влево — вправо наклонились (наклоны)
И гостям всем поклонились (поклон)
(1-2-3 повернитесь и в ребяток превратитесь)
Воспитатель: Ребята, а вы любите фантазировать? Представляете какие красивые и необычные матрешки могут быть в будущем. Давайте попробуем с помощью волшебных таблиц создать матрешку будущего. (дети проходят за столы)
Воспитатель: Какие у вас получились замечательные матрешки, наверное, с ними будет очень интересно играть всем деткам.
Воспитатель: А сейчас дорогие ребята,
На минуту закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Давайте превратимся в настоящих мастеров. Для этого уже все готово, приглашаю пройти вас в мастерскую (дети возвращаются за столы).
Воспитатель: Мы будем украшать фигурки матрешек букетами цветов, которые вы придумаете сами, а помогут нам наши волшебные дорожки признаков.
Воспитатель: Мастера, скорей за дело украшай матрешек смело. Выбирай любой узор, чтобы радовал он взор.
Перед началом работы предлагаю размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»
Вот помощники мои, их как хочешь, поверни.
1-2-3-4-5-не сидится им опять.
Постучали, повертели, и работать захотели.
Игра «Волшебные дорожки»
(дети выкладывают модели цветов, затем зарисовывают их цветными карандашами на шаблонах).
Воспитатель: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
-Когда к нам в Россию приезжают гости из разных стран, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку — матрешку. Давайте подарим гостям на память наших матрешек.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось наше занятие?
Что нового вы узнали?
Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое? Тогда вы выберите солнышко, если вам было скучно — тучку.
Почему ты выбрал тучку, солнышко?
Я дарю тебе солнышко, чтобы в следующий раз у тебя все получилось.
Я выбираю солнышко, потому что мне было приятно с вами общаться, вы все – молодцы!
|