Желябина Татьяна Викторовна. НОД по социальному миру «Русская матрешка»

НОД по социальному миру «Русская матрешка»

Программные задачи: Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия); формировать интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Предварительная работа. Разучивание слов игры «Матрешки и мышки».

Словарь. Сундучок, Дарума, матрешка семеновская, матрешка загорская, матрешкка полхов-майданская.

Демонстрационный материал. Сундук, презентация «Происхождение матрешки», иллюстрации Дарума, игрушек-матрешек (семеновской, загорской, полхов-майданской), игрушка- матрешка, аудиозаписи.

 

Раздаточный материал. Заготовки матрешек, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, клей-карандаш, салфетки.

Содержание.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята! Моя младшая дочка Варвара спросила у меня сегодня утром: «Мамочка, а что такое добро?» Я задумалась, но не смогла сразу ответить на ее вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?

В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, — это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Воспитатель. Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок. Этот сундучок подарила мне моя мамочка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его — он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю — береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж двести лет ему, а может, и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Пред­положения детей.)

А попробуйте угадать на ощупь. (Если дети не угадывают, воспитатель загадывает загадку.)

Они и летом, и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки —
И пойдут плясать... {матрешки).

А хотите заглянуть? (Воспитатель открывает сундучок.) Ой, ребята, а кто здесь? Правильно, это матрешки. Да какие красивые! Как вы думаете, как появилась эта кукла?

Основная часть

Впервые разъемную игрушку-куклу придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Дарума — это бог счастья и долголетия. А пять фигурок внутри — это его помощники. Показ презентации

Более ста лет назад впервые появилась русская внучка для японского старичка. Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме — сарафане, переднике, платочке, — была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки-помощницы — в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал мала меньше. Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой? (Предположения детей.)

Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: Матренами в то время звали очень многих девочек, вот и стала называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой, так и закрепилось имя Матрешка.

А для чего этих матрешек сделали? (Предположения детей.) Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

ИГРА «МАТРЕШКИ И МЫШЬ»

(Динамическая пауза)

Вот матрешечки гуляли,
В лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели,
Вкусны ягодки поели.

Как матрешечки устали —
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.

Только слышат вдруг подружки
Прямо на лесной опушке
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.

— Ой, Матрешка, берегись!
Оказалось, это мышь!

Воспитатель. На Руси много городков и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек. А из чего мастера их вырезают? Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие и все такие разные. Как это получается?

У загорской матрешки двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу — и готовы губы бантиком. Две пряди волос прячутся под платок и завязываются узлом. Платок и передник оформляются простым цветочным узором.

А семеновской матрешке мастера делают «наводку» черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками, колосками. Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые. Основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор — цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника...

Давайте, ребята, еще раз полюбуемся матрешками. Возьмите матрешек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А как вы думаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь.

А вы хотите подарить свою любовь? А кому?

Пальчиковая гимнастика.
Поплясали, поиграли
И немножечко устали.
Будем, дети, отдыхать

И матрешек наряжать.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем.

Сами в гости к вам придем.

Давайте украсим матрешек и подарим тем, кто заботится о вас и кого вы любите.

Дети выкладывают и приклеивают узоры на матрешках с помощью геометрических фигур разного цвета, формы, величины.

Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых.

Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок.

Такую игрушку-матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную матрешку. А почему игрушку называют народной? (Ответы детей.) Ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

Рефлексия.

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. О чем бы вы хотели рассказать родителям?
  3. Кто же такая кукла-матрешка?

А в заключении мы хотим подарить тепло и доброту нашим гостям. Наши девочки матрешки покажут свой танец, (танец матрешек).

Просмотров: 561
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Хусаинова Рамиля Нурисламовна. Сценарий к Дню Матери для средней группы детского сада «Мама — это значит нежность — это ласка, доброта»
  • Мартынова Ирина Анатольевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вот она, какая русская Матрешка»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Главный Редактор. Стихи Детям - Вот это да! - Ескен Елубаев
  • Егорова Ольга Анатольевна. Развлечение во второй младшей группе - Веселые Матрешки
  • Саттарова Ольга. Педагогическая проектная деятельность в средней группе на тему: «Веселые матрешки»
  • Скрыпникова Яна Николаевна. Спортивный праздник ко дню Матери в старшей группе «О, как прекрасно это слова – МАМА»
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Гамрецкая Анна Сергеевна. Конспект занятия «Вот веселый огород, что здесь только не растет»
  • Елочкина Марина Вячеславовна Климова Светлана Юрьевна. Конспект ФЭМП адаптированный для проведения онлайн занятий «Матрешки идут в гости» (вторая младшая группа)
  • Светлана Садреева. Конспект НОД по окружающему миру «Весна- как это прекрасно!»
  • Кудряшова Юлия Владимировна. Конспект НОД на тему: «Мордовские матрешки» по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Кашпырева Е. Н.. Конспект образовательной деятельности (вторая младшая группа) «Украшение платочка матрешки»
  • Катерина Любовь Валентиновна. План-конспект комплексного занятия 'В гости к нам пришла Матрешка' для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, совместно с родителями.
  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Кириченко Татьяна Александровна. Досуг для второй младшей группы «История русской матрешки»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Мокрова Любовь Васильевна. Экологический проект в младшей группе «Лето – это маленькая жизнь» (для детей 3-4 лет)
  • Швед Ольга Викторовна. Конспект образовательной деятельности по конструированию в младшей группе «Домик для матрешек»
  • Панкрушина Наталья Владимировна. Занятие «В гостях матрешки»
  • Голицына Ирина Владимировна. Конспект НОД по образовательной области: «Физическое развитие» на тему: «Это я – девочка, это я — мальчик»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Забанова Наталия. Занятие – развлечение на тему: 'В гостях у матрешки'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь