Конспект НОД по ФЭМП в средней группе "Счет веселых матрешек"
Программное содержание:
- Продолжать знакомить детей с русской матрешкой.
- Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?».
- Упражнять в умении находить одинаковые предметы по длине, ширине, высоте; обозначать соответствующие признаки словами: длинный, длиннее, короткий, короче, широкий, узкий, шире, уже, высокий, низкий, выше, ниже.
- Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом.
- Продолжать учить детей закрашивать не заходя за контур, самостоятельно подбирать цвета.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Матрешки: одна большая и четыре маленьких в разных платочках; счетная лесенка, карточка с изображением четырех платочков разного цвета; магнитная доска, конверт; квадрат, прямоугольник (соотношение фигур по величине 1:2); мешочек с предметами разной длины, ширины, высоты; мяч.
Раздаточный материал. Плоскостные изображения платочков такого же цвета, как на демонстрационной карточке (по 4 штуке на ребенка).
Методические указания:
Воспитатель одет в костюм русской матрешки.
Воспитатель: Ребята! Сегодня я к вам пришла в наряде русской матрешки. На мне сарафан в цветочек и яркий расписной платочек. Матрёшка — деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри матрешки спрятаны еще матрешки меньшего размера. Число матрешек спрятанных внутри может быть и три и семь. Обычно матрешка выполнена в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции матрешку изображают в рубахе, цветастом сарафане и расписном платке. Матрешку так назвали, потому что в то время, когда она появилась на Руси самым распространенным женским именем, было имя Матрена, Матрена-Матрешка. Появилась матрешка 125 лет назад.
I часть. Игровое упражнение «Счет матрешек».
Воспитатель: Ребята! Встречайте, к нам в гости пришли матрешки в разноцветных платочках, а вот чтобы узнать, сколько их пришло в гости, их надо посчитать. (Выставляет на счетной лесенке матрешек.) Как узнать, сколько пришло в гости матрешек? (ответ детей)
Воспитатель напоминает правила счета и предлагает нескольким детям посчитать матрешек. Затем спрашивает: «Сколько матрешек пришли в гости?» (Четыре матрешки)
Воспитатель: А в каких платочках пришли матрешки? (в красном, зеленом, желтом, синем). Когда мы хотим узнать, которая по счету матрешка в красном платочке, то мы должны считать по-другому: первая, вторая, третья, четвертая.
Дети считают вместе с воспитателем, называют порядковое числительное и матрешку в платочке определенного цвета: первая матрешка в красном платочке, вторая матрешка в желтом платочке и т.д.
Затем воспитатель называет матрешку с платочком определенного цвета, а дети определяют ее порядковое место и проверяют правильность ответа (пересчитывают матрешек по порядку).
II часть. Игровое упражнение «Разложи платочки по образцу».
Воспитатель показывает демонстрационную карточку с изображением платочков в определенной последовательности.
Воспитатель: Разложите свои платочки по образцу. (У каждого ребенка по 4 разноцветных платочка.) Сколько всего вы разложили платочков? Какого они цвета? Посчитайте платочки по порядку. (Дети называют порядковое числительное и цвет платочка: «Первый платочек красный…») Который по счету зеленый платочек? Какого цвета платочек на третьем месте?...
IIIчасть. Воспитатель говорит, что матрешка принесла с собой конверт. В конверте геометрические фигуры (квадрат и прямоугольник). Воспитатель достает из конверта квадрат и прикрепляет его к магнитной доске.
Воспитатель спрашивает у детей: «Какую фигуру он достал? Что есть у квадрата? Покажите стороны квадрата. Сколько сторон? Покажите углы квадрата. Сколько углов?»
Рядом с квадратом прикрепляет прямоугольник.
Воспитатель интересуется: «Кто знает эту фигуру? Как она называется? Это прямоугольник. Что есть у прямоугольника? Покажите стороны прямоугольника. Сколько сторон? Покажите углы прямоугольника. Сколько углов? Чем похожи квадрат и прямоугольник? Чем отличаются эти фигуры?»
Воспитатель накладывает квадрат на прямоугольник и уточняет, что прямоугольник длиннее квадрата.
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам прогуляться. Девочки пройти по короткой дорожке (разложена на полу), а мальчики по длинной. И наоборот.
IVчасть. Физкультминутка.
Алый шелковый платочек, (дети имитируют завязывание платочка)
Яркий сарафан в цветочек. (наклон вперед, коснуться ног)
Упирается рука в деревянные бока. (руки на поясе)
А внутри секреты есть, (приседания)
Может три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко (повороты головы)
Наша русская матрешка (руки в стороны)
V часть. Игровое упражнение «Найди пару».
Воспитатель сообщает детям, что матрешка принесла не только конверт, но и волшебный мешочек и предлагает детям посмотреть, что же в нем находится. Воспитатель достает из мешочка предметы, разные по длине, ширине, высоте, и раскладывает их на столе. Воспитатель предлагает найти пары предметов, сравнить их и обозначить соответствующие признаки словами: длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, низкий; найти предметы длиннее, короче и т.д.
VI часть. Игровое упражнение «Скажи наоборот».
Воспитатель по очереди бросает мяч детям и называет слова, характеризующие предметы по длине, ширине, высоте. Ребенок называет противоположное слово (например, длинная дорога – короткая дорога) и возвращает мяч.
В конце занятия воспитатель предлагает детям раскрасить бумажных матрешек для родителей. По окончании раскрашивания воспитатель открывает большую матрешку с сюрпризом.
|