Составила и провела воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ ЦРР – детский сад №31 д. Медвежьи Озера, Щелковского муниципального района М.О. Кириченко Татьяна Александровна.
Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.
Задачи:
- способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности.
- формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной)
- учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Материал: Фланелеграф, плоскостные фигуры бабы и деда, дом, полено, матрешка.
Ход занятия:
Воспитатель зовет к себе детей и предлагает послушать очень интересную сказку.
Воспитатель: — Давайте садим удобно и внимательно послушаем.
Жили – были дед и баба. (На фланелеграфе воспитатель выкладывает дом, бабу, деда.) Вот и просит старик:
- Испеки мне, старая, пирогов.
- Да из чего испечь – то? Муки нет.
- Ах, старуха, по амбару помети, по сусека поскреби и наберется.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесило тесто на сметане, да и говорит старику:
- Муку то я набрала, тесто намесило, пирожков сделала, да в печи дров нет.
Делать нечего старику, пошел он рубить дрова, пирогов то, ему охота. Нарубил старик дров, приходит и говорит старухе:
- Вот тебе дрова, подавай мне пирога.
- «Будет тебе пироги, затопляй печь» — говорит старуха.
Затопил старик печь. Бросил полено, а оно ему «Ой, ой, ой, ой». Подумал старик, что ему показалось, а оно ему сново «Ой, ой, ой.» Догадался старик, что полено живое, обжигается в печи, достал его и говорит старухе.
- Посмотри, старая, а полено — то живое.
Посмотрела старуха и правда полено – то живое.
- А давай дед из этого полено, себе дочку сделаем, будет веселее жить – говорит старуха.
Согласился дед и тотчас приступили к работе. Долго делали они себе дочку, три дня и три ночи не спали старик со старухой. Наконец – то сделали. Сделали, сделали – то, а как расписать незнают как.
Воспитатель: — А давайте поможем старику и старухе расписать дочку.
(Воспитатель раздает детям силуэт матрешки, для того, чтобы они расписали их.)
Воспитатель: — А каждого матрешка будет разная, по своему красива, и обязательно понравится деду и бабе.
(Воспитатель обсуждает с детьми детали матрешки: фартук, сарафан, платок)
(После того, как дети расписали матрешек, выставляют их на фланелеграф.)
Воспитатель: — Понравились ли вам наши девочки?
- Слышите, ребята. Старик со старухой благодарят нас, за таких красивых девочек. Получились они у нас все румяные, красивые, и назовут они их матрешки.
- Ребята, а полено у нас какое? (живое)
- И вы знаете из этих бумажных матрешек, они превратились в деревяных.
(показывает деревянных матрешек.)
Воспитатель: — Ребята, а вы слышите, нам матрешка, что — то говорит:
Я к ребятам собиралась Долго – долго наряжалась Поиграть хочу немножко Ну, скорей, скорей беги
Да матрешку догони.
Воспитатель: — Весело матрешкам вместе жить и песенка у них задорная, веселая.
- А давайте мы спляшем и споем для матрешек.
«Ладушки, ладушки» «Ладушки, ладушки! Пекла баба оладушки! Маслом поливала,
Детушкам давала!»
(Во время чтения воспитатель выполняет игровые действия черпаком (наклоняет его над миской, поднимает, как – будто льет тесто, мешает). Затем на детской скороводе и печке «печет» воображаемые оладушки, повторяя при этом потешку. Потом раздает детям мисочки и раскладывает «оладушки», проговариявая потешку до конца:)
«Даше два, Паше два, Ване два, Тане два. Хороши оладушки У нашей бабушке!»
Воспитатель: — Вот как весело пляшут наши дети.
- А вы хотите еще поиграть с нашими матрешками? (да)
Проводится игра – пляска с матрешками: «Описание игрушки»
Тот попляшет с ней немножко.
(Дети становятся в круг и танцуют под русскую народную музыку, матрешка передается из рук в руки, остальные дети хлопают. У кого останется матрешка по окончание музыки, тот попляшит с ней немножко.)
Воспитатель собирает детей около себя и подводит итоги.
- С какой игрушкой мы сегодня познакомились?
- С матрешкой.
- А понравилась она вам? (Да)
- Из чего старик со старухой сделали наши матрешки? (Из полено)
- А полено какое оказалось? (Живое)
- Матрешки одинаковые или разные получились? (Разные)
- Чем они отличаются?
-А как вы думаете, матрешки дружелюбные?
- Да, матрешки дружат между собой крепко – крепко. Никогда не ссорятся и друг – друга не обижают.
Воспитатель: — Давайте, попрощаемся с нашими матрешками и пригласим их еще раз прийти к нам в гости.
Воспитатель вместе с детьми прощаются с матрешкой.
|