Дарьина Наталья Васильевна. Проект по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе «Русская матрешка»

Проект по развитию речи и изобразительной деятельности в старшей группе «Русская матрешка»

Цель: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  2. Выяснить географию и особенности национального сувенира (учить рассматривать узоры, замечать сходство и различие в одном виде изделий, затем в разных видах, подводить к пониманию общих декоративных закономерностей, традиций (элементы, сочетания цветов, типичные композиции).
  3. Развивать умение составлять узоры, украшать матрешку, используя геометрические и растительные элементы, передавать колорит росписи, характерные композиции (симметричные, асимметричные).
  4. Обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.
  5. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения народного декоративного искусства, формировать основы эстетического воспитания.
  6. Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном творчестве.
  7. Обогащать словарь детей.
  8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Скачать конспект

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

  • Мини-музей русского быта.
  • Куклы матрешки.
  • Изображение Загорской, Полхов-майданской и Семеновской матрешки.
  • Русские народные сарафаны и косынки.
  • Трафареты (силуэты) матрешек.
  • Таблицы с элементами народных росписей.
  • Магнитофонные записи русских народных песен.

Тексты русских народных потешек, пословиц, загадок, песен, частушек.

Гипотеза: наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Но мало кто знает, откуда появилась матрешка. Появление матрешек удивляет – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка! Когда главный секрет открыт, начинается игра: какая фигурка меньше – больше, выше – ниже. Наша работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования ее.

Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный.

Срок реализации проекта: проект является краткосрочным, так как рассчитан на две недели.

Результат проекта:

  1. Оформление альбома «История матрешки».
  2. Оформление подборки стихов, частушек, загадок о матрешке.
  3. Выставка «Семейная матрешка».
  4. Досуг с детьми «Русский сувенир».
  5. Презентация для детей «История матрешки».

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  1. Планирование работы.
  2. Сбор информации из разных источников (энциклопедии, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  3. Учиться самостоятельно, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Методы и приёмы:

  1. Опрос.
  2. Беседа: «Матрешка -национальное культурное наследие России».
  3. Составление схемы «Модель трёх вопросов».
  4. этап. Основной

Цель:

  1. Активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
  2. Познакомить детей с историей матрешки в русской культуре.
  3. Изучение художественных элементов, росписей; составление орнаментов.
  4. Проведение игр и упражнений, направленных на развитие творческих способностей детей и обучающих игр «Матрешки –путешественницы», «От большой до маленькой», «Маша и медведь», которые помогут сравнивать предметы, решать задачки и составлять рассказы.

Организация совместной деятельности с детьми.

Познавательно-исследовательская деятельность

  1. Беседа: «Матрешка-национальное культурное наследие России».
  2. НОД: «Откуда появилась матрешка?».
  3. НОД «Такая разная Матрешка» (о появлении первой матрешки в разных районах России»).
  4. НОД «Матрёшка – как символ семьи».
  5. НОД «Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)».
  6. Изучение свойств дерева. Экспериментирование.
  7. Сравнение: Матрешка и Ванька-встанька.

Коммуникативная деятельность

  1. Рассматривание изображений разных матрешек
  2. Чтение стихов и загадок о кукле.
  3. Составление творческих рассказов, сказок о матрешке.
  4. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки».
  5. Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», «Много леса-не губи, мало леса – береги, нет леса – посади», «Лес с огнём не дружит!», «Враг природы тот, кто леса не бережёт».
  6. Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный).

Продуктивная деятельность

Рисование.

Тема: «Красавицы- подружки» (Семеновская, Полховская, Вятская… матрешки)

Лепка.

Тема: «Хоровод матрешек» (пластилиновое творчество).

Аппликация.

Тема: «Детская авторская матрёшка.»

Тема: «Изготовление открыток — вкладышей в виде матрёшки (в качестве Приглашения на фольклорный праздник)

Музыкально-художественная деятельность

  1. Разучивание танца «Мы — весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…».
  2. Неваляшки (муз. З. Левиной, сл. З. Петровой).

Игровая деятельность

  1. Создание среды для реализации сюжетно-режиссерских игр: «Куколки-сестрички».
  2. Дидактические игры:
  • «Собери матрешку».
  • «Построй ряд с закрытыми глазами».
  • «Эти удивительные узоры».

3. Пальчиковые игры.

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешки, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Итог проекта:

  1. Оформление методических пособий для педагогов.
  2. Конспект досуга «Посиделки за самоваром».
  3. Выставка: «Семейная матрешка».
  4. Презентация проекта.

Вывод:

Итак, в ходе проекта мы узнали, что матрешка появилась давно, сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, сделали мини-музей.

Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу.

В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ”

Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

  • * * * *

Погляди скорее –
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,

Пухленькие крошки –
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,

Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки.

Т. Лисенкова

  • * * * *

Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.

Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!

Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут —
Всех матрешками зовут!

  • * * * *

Ой, да мы матрешки, мы матрешки,
Хоть и неуклюжие немножко,
Но на празднике на нашем
Обязательно попляшем.

Ой, да все мы, все мы круглолицы,
Очень знаменитые сестрицы.
Мы умеем раскрываться,
Друг из друга выниматься.

Ой, да балалайка, балалайка,
Ну-ка, веселее заиграй-ка!
Поиграй-ка, не ломайся,
Для матрешек постарайся!

  • * * * *

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.

А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).

  • * * * *

Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.

(Матрешка)

  • * * * *

В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.

(Матрешка)

  • * * * *

Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,

Потому что у матрёшек
Почему то нету ножек.

  • * * * *

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.

МАТРЁШКИНЫ ПОТЕШКИ

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёша вышла в юбочке.

На заре трубит рожок,

Кличет стадо на лужок:
-Выходи, Бурёнушка!
-Выхожу, матрёнушка!
Ходят куры в стороне,

Позабыли обо мне.
Принесла горошку –
Вспомнили матрешку.
Пряники печатные,

До того нарядные.
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Любят маленькие детки

Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.
Я цветочек вышила,

“Жу-жу-жу” услышала.
Села пчелка на цветок,
Мастерица – наутек.
Очень любим мы, матрешки,

Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Шли подружки по дорожке,

Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Шла по ягоду Матрешка,

Позабыла взять лукошко.
“И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть? ”
Сели мы на карусели,

На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили.
Мышку встретили подружки

И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
У торговца, у торговки

Покупали мы обновки,
Щупали и меряли,
Глазам своим не верили.
Пыль клубится по дорожке –

Едут с ярмарки матрешки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы до полночи гостили,

Нас домой не отпустили,
Оставляют ночевать,
Завтра снова чаевать!
Слова Валентина Берестова

  • * * * *

Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:

“Ну и ой, гуляй теперь по свету,
Весели себя, честной народ”.
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! …Гармошка?
Нет! …То – русская матрёшка!!!

Иностранцу нет желанней
Куклы в красном сарафане.
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!

Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку…
В ней хранятся по порядку

Краснощёкие девчонки…
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю –
Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две… и вот…
Матрёшек целый хоровод.

Владимир Моисеев

  • * * * *

Подарили мне матрешку.
Допустила я оплошку:
Разломила пополам –
Интересно, а что там?

Там еще одна матрешка,
Улыбается, дурешка;
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.

В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.

Половинку отвинти
Полную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,

А внутри пустая –
В ней живет шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.

«Сколько вас?» – у них мы спросим,
И ответят куклы: «Восемь!»

В. Приходько

  • * * * *

Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке.
Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять… найденыш.

МАТРЕШКИ

“Мы – матрёшки, мы – кругляшки,
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдём –
Только пыль столбом”.

“Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть”.

“Подходите, подходите
На товары поглядите.
Привезли из далека,
Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,
А весёлые матрёшки”
Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,

Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером
Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!

В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.

ТАНЕЦ МАТРЕШЕК

Мы матрёшки Вот такие крошки
Танцевать, танцевать
Вышли мы немножко 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки

А у нас, а у нас Чистые ладошки 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки
А у нас, а у нас Новые сапожки 2 раза
Мы матрёшки Вот такие крошки

Танцевать, танцевать
Вышли мы немножко 2 раза
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:

В матрёшке большой есть
Поменьше матрёшка.

Ю.Володина

  • * * * *

Цветастое платье,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячется дочка.

Матрёшки танцуют,
Матрёшки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться!

Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрёшки!

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки.

А. Гришин

  • * * * *

В одной кукле – кукол много,
Так живут они – друг в дружке,
Их размер рассчитан строго –
Деревянные подружки.

Е.Крысин

  • * * * *

Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней – матрешка-крошка,

Ну а в крошке – никого.
Их четыре же всего.

Р. Карапетьян

  • * * * *

Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри – ещё матрешка!

Только чуть поменьше ростом,
В остальном – двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!

Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.

Л. Громова

  • * * * *

На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь
И в ней ещё одну найдёшь.

А в той ещё… И вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного, но всё же
Все удивительно похожи.

В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять,
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,

И снова спрячутся друг в дружке.

Н. Радченко

Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.

Джулия Рум

Дарьина Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ – детский сад-23 с. Архангел Меленковского района Владимирской области

Просмотров: 822
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Мартынова Ирина Анатольевна. Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Вот она, какая русская Матрешка»
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Кириченко Татьяна Александровна. Досуг для второй младшей группы «История русской матрешки»
  • Саттарова Ольга. Педагогическая проектная деятельность в средней группе на тему: «Веселые матрешки»
  • Егорова Ольга Анатольевна. Развлечение во второй младшей группе - Веселые Матрешки
  • Кудряшова Юлия Владимировна. Конспект НОД на тему: «Мордовские матрешки» по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста
  • Фоменко Лидия Михайловна. Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе 'Нарядные матрешки'
  • Кузнецова Наталья Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности «Яблоки для матрешки» в группе раннего возраста
  • Панкрушина Наталья Владимировна. Занятие «В гостях матрешки»
  • Кашпырева Е. Н.. Конспект образовательной деятельности (вторая младшая группа) «Украшение платочка матрешки»
  • Забанова Наталия. Занятие – развлечение на тему: 'В гостях у матрешки'
  • Желябина Татьяна Викторовна. НОД по социальному миру «Русская матрешка»
  • Губернаторова Лариса Петровна. Проект по этнокультурному образованию детей «Матрешка – символ России»
  • Шабанова Ирина Васильевна. Проект «Русская матрешка»
  • Жирнова Юлия Андреевна. Занятие по музейной педагогике «Пропажа матрешки»
  • Епифанова А. В.. Проект «Русская матрешка»
  • Елочкина Марина Вячеславовна Климова Светлана Юрьевна. Конспект ФЭМП адаптированный для проведения онлайн занятий «Матрешки идут в гости» (вторая младшая группа)
  • Волохова Антонина Николаевна. Проект «Русская матрешка»
  • Важенцева Ирина Вячеславовна. Конспект НОД с использованием ТРИЗ — технологии «Русская Матрешка»
  • Закирова Н.Г., Курпель Н.Ф.. Сценарий итогового музыкального мероприятия по проекту «Русская матрешка» для детей среднего возраста.
  • Кузьменко Татьяна Сергеевна. Сценарий развлечения «Русская матрешка» для младшей группы.
  • Лазарева Лилия Владимировна. Конспект НОД в группе раннего развития «Наша любимая матрешка - Маша»
  • Татьяна Артемьева. НОД по образовательной области «Художественное творчество» на тему: «Матрешка» для детей старшего возраста
  • Галина Орлова. Физкультурный досуг 'Матрешка в гости к нам пришла'
  • Федосеева Елена Игоревна. Проект младшей группе «КРОШКИ – МАТРЁШКИ»
  • Катерина Любовь Валентиновна. План-конспект комплексного занятия 'В гости к нам пришла Матрешка' для проведения на консультационном пункте детского сада для детей раннего возраста, не посещающих дошкольное учреждение, совместно с родителями.
  • Лариса Варченко. Ладушки, ладушки… О большой пользе мелкой моторики
  • Семизорова Галина Юрьевна. Конспект совместной деятельности в младшей группе «Весёлые матрёшки»
  • Наталья Гурцева. Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и художественным трудом (рисование) для детей среднего возраста. Тема : «Матрёшки»
  • Папетина Наталья Игоревна. Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Весёлые матрёшки»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь