Цель: познакомить детей с происхождением матрёшки, её характерными особенностями. Привить патриотические чувства к родному краю, уважение к русским мастерам, развитие познавательных интересов.
Материал: матрёшка (разборная), картинки с изображением матрёшки, подставка, мольберт.
Ход занятия: дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Девочки и мальчики! Сегодня к нам на занятия пришла необычная гостья. Но сначала вы должны отгадать загадку про неё.
Развесёлые подружки, Деревянные игрушки Сарафаны расписные И платочки все цветные. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка.
Воспитатель: Кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам идёт матрёшка.
Ложки деревянные
Матрёшечка румяная.
(Воспитатель выносит матрёшку)
А вот и наша гостья. Матрёшка пришла к нам в гости, чтобы познакомиться с вами. Она рассказала мне удивительную историю, похожую на сказку. Я вам сейчас её расскажу, а вы должны её слушать внимательно.
Рассказ воспитателя. Давным-давно, почти сто лет тому назад, в России, игрушечных дел мастер, из города Сергиев-Посад, сделали занятную деревянную куклу. А была кукла необыкновенная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё… Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных, В разноцветных сарафанах На столе у нас живут, Всех матрёшками зовут.
Воспитатель открывает первую матрёшку и выставляет постепенно одну за другой матрёшки на стол.
Воспитатель: посмотрите, какие они красивые, нарядные. А нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пёстрый фартучек – художник Сергей Мамошин. Они очень похожи на наших русских деревенских девушек: весёлые, розовощёкие. Даже прозвали куклу русским именем Матрёша. Матрёшки сразу всем понравились. И стали делать их теперь столько, что если всех собрать и выставить рядом, заведут они хоровод вокруг всей Москвы. А хоровод в России был самым любимым танцем. Его водили на всех праздниках в деревнях.
Весь народ глядит в окошки: Танцевать пошли матрёшки, Восемь водят хоровод, А девятая поёт.
Воспитатель ставит матрёшек на вращающуюся подставку и начинает потихоньку крутить её.
Воспитатель: посмотрите, и наши матрёшки водят хоровод. Давайте представим, что мы тоже матрёшки и заведём хоровод.
Физкультминутка: дети встают в круг. Пи «Весёлые матрёшки».
Воспитатель: Молодцы! Настоящие матрёшки. Отдохнули с вами, теперь садитесь на свои места и продолжим наше занятие. Давайте ещё раз посмотрим на нашу гостью.
- Где сделали матрёшку? (В России)
- Кто её придумал? (Русский мастер игрушек)
- Посмотри на наряд матрёшки. Какой он? (Красивый, яркий, нарядный)
А какое замечательное стихотворение про матрёшку написал поэт В. Приходько:
Матрёшка на окошке, Под ярким сарафаном. И вся семья матрёшки, Как в доме деревянном. Открой, увидишь чудо: Матрёшенька-детёныш. А там ещё! Откуда? А там опять… Найдёныш! Умыты ручки-ножки У каждой у матрёшки. Поглажены одёжки, Почищены сапожки…… Поют матрёшки в хоре, Живут, не зря горя, И дружно, и счастливо, И весело на диво.
Теперь матрёшек делают и в других русских городах. Посмотрите, какие они разные (воспитатель показывает картинки). Но где бы они ни родились матрёшки – все они весёлые, пригожие. Потому, что их делают талантливые и добрые художники.
Ребята! Понравилось вам наше занятие? (Ответы детей)
Матрёшке тоже. Но ей пора прощаться с вами.
Поиграли, порезвились, И одна в одну сложились.
(Воспитатель собирает матрёшку)
|