Конспект Непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей средней группы «В гостях у Матрёшки» Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию занятий музыкального и ИЗО. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки. 2. Изготовить фартучек для матрёшки. 3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера. 4. Развивать интерес детей к народному творчеству. 5. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. 6. Воспитывать любовь к народному искусству. Формы и средства обучения: образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные. Материально-техническое обеспечение: музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», мелодия песни «Поезд», русская народная мелодия «На горе то калина»в обработке Ю. Чичикова, русская народная мелодия «Колпачок», русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка») костюм Матрёшки, платок для игры. Ход занятия
1 блок. Организационный. • Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках. • Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, к нам в детский сад пришло много гостей. Здравствуйте! Ты скажешь человеку. Здравствуй! Улыбнется он в ответ. И наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет! Ребята, давайте пожелаем нашим гостям здоровья и скажем и «Здравствуйте! Давайте еще подарим гостям улыбку. Улыбка – это живой подарок, а подарку всегда рады. (Дети улыбаются) . Воспитатель: ребята, а вы любите ходить в гости? Дети. Да, любим! Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может – три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская … Дети: матрёшка. Воспитатель: Правильно, матрёшка! Ну что, готовы в путь дорогу? Дети: Да. Воспитатель: А вот на чём мы поедем в гости? Дети: На паровозе! Воспитатель: Все за мною становитесь, Друг за другом повернитесь! Я – ваш новый паровоз, Ничего, что нет колёс! Друг за другом мы пойдём, За вагончиком вагон. Под музыку песни «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка. 2 блок. Познавательно-развлекательный.
Матрёшка: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка: Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.
Матрёшка: Не одна я в домике была, а с подружками своими.
Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.
Воспитатель: Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?
Матрёшка: Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?
1 ребёнок.
Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
2 ребёнок.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3 ребёнок.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Матрёшка: Молодцы, ребятки!
Правильно, это кукла матрёшка она совсем не обычная, потому что сделана из дерева. Она очень красиво расписана, её можно собирать и разбирать. Когда её разбираешь, то получится несколько кукол. А вы любите играть с матрёшками? А в какие ещё игрушки?
А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.
А вот когда-то давным-давно у детей не было так много игрушек. И родители мастерили их сами. Вокруг было много леса и игрушки делали из дерева. И мастера придумали занятную деревянную куклу. Похожа она на крестьянскую девочку Матрёну и куклу начали называть Матрёшка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол. Один мастер вырежет из дерева, а другой красиво разрисует. Много матрёшек наделают своим детям и ещё на базаре отвезут, а такую красоту сразу раскупают.
Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. Люди которые приезжают в нашу страну, обязательно увезут с собой на память.
Воспитатель: Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
Из детей выбирают матрёшку. На голову завязывают платочки. Она приседает в центре круга, который образуют другие дети.
Эх, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
(говорком) Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
(Игра «Матрёшечка - матрёшка»)
Воспитатель: Ой, ребята, а что-то наша матрёшка загрустила! Ты почему, Матрёшка, такая грустная стоишь?
Матрёшка: Как же мне не грустить? У всех Матрёшек есть фартучки, а у меня нет.
Воспитатель: Ребята, а мы поможем матрёшке?
Дети: Да
Воспитатель: Матрёшка, ты не переживай, дети тебе нарисуют фартучек.
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сегодня мы с вами нарисуем фартучек для матрёшки
3 блок. Продуктивный.
Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки - фартучки для матрёшки.
Звучат русские народные мелодии в записи дети рисуют фартучек для матрёшки.
4 блок
Воспитатель: Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?
Дети. Да понравилось.
Воспитатель: А чем же мы с вами занимались сегодня?
• Ответы детей. ИТОГ:
1. С какой игрушкой вы сегодня познакомились?
2. А из чего матрёшка сделана?
3. Какие матрёшки бывают по росту?
4. А как можно с ними играть? (Собирать, разбирать) .
5. А каким цветом раскрашена матрёшка? (Яркими, разными цветами)
6. А вам понравилась эта игрушка, вы будете с ней играть.
• Молодцы.
Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?
Дети. Спасибо!
Матрёшка: Ну а сейчас пришло время расставанья. До свиданья!
Дети: До свиданья!
Воспитатель: А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте.
Под музыку «Поезд» (CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети покидают зал.
Используемая литература:
1. Т. И. Суворова «Танцуй малыш» Санкт - Петербург 2006
2. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
3. Комарова, Т. С. Коллективное творчество дошкольников / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
4. Комарова, Т. С. Эстетическая развивающая среда / Т. С. Комарова, О. Ю. Филлипс. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
5 Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
|