Цель:
Знакомство детей с народной игрушкой-матрёшкой.
Задачи:
- Познакомить детей с русской матрёшкой (материал, раскраска)
- Развивать интерес детей к народному творчеству.
- Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическая культура», «Социально-коммуникативное»
«Познавательное развитие»: закреплять знания детей о количестве предметов: много – одна; о величине: большая и маленькая; о цвете: желтый, красный.
«Речевое развитие»: расширять словарный запас детей – матрёшка, красивая, нарядная, весёлая, добрая, большая, маленькая, много, мало, деревянная, желтый, красный, фартук, ягодки, сарафан, платок.
«Художественно-эстетическое»: учить детей рисовать пальцем ягодки; продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русской народной мелодии. Развивать фантазию, творчество, воображение, мелкую моторику рук.
«Физическая культура»: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
«Социально-коммуникативное»: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам, расширять знания о доброте.
Материал: кукла-матрёшка, бумажные желтые фартуки, гуашь красного цвета, влажные салфетки, презентация про матрешку, русская народная мелодия.
Оборудование: ноутбук, стол, стулья (по количеству детей)
Ход:
Под фонограмму русской народной мелодии дети заходят в группу. Их встречает хозяйка в русском народном костюме.
Хозяйка: — Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте поприветствуем наших гостей. (дети здороваются с гостями)
Раздается стук в дверь.
- Кто же это, ребята? Давайте я посмотрю. (хозяйка идет к двери и заносит коробку с матрешкой). Посмотрите, у нас какой-то сюрприз в коробке. Ребята, а вы хотите узнать, что находится в коробке? Пойдемте со мной, сядем на коврике и откроем коробку. Но вы, чтобы узнать сюрприз, должны отгадать мою загадку.
Загадка: Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой
На косыночках горошки
Что за куколки … (матрёшки)
Дети достают из коробки матрёшку,
- Её зовут Матрёна. Давайте с ней поздороваемся. Здравствуй, Матрёшка (хоровой и 2-3 индивидуальных ответа).
Посмотрите внимательно на Матрёшку. Что одето у неё на голове? Платочек. Что одето у Матрёны на туловище? Сарафан красивый, яркий, нарядный. Посмотрите, какая наша Матрёшка красавица. На лице у неё (хозяйка показывает — дети отвечают, а потом воспитатель даёт обобщённый ответ) глазки. Чёрные глазки. Брови – чёрные брови. Губки – алые губки. Что-то наша Матрёшка тяжелая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (Трясёт матрёшку). Давайте посмотрим, что там гремит? (Пробует открыть матрёшку, а она не открывается). Помогите мне дети. Нужно попросить нашу матрёшку открыться. Матрёшка – матрёшка, откройся немножко! Хозяйка просит повторить просьбу, для матрёшки, детей. (Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется).
- Ой, здесь ещё одна матрёшка! (ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая маленькая) Покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают).
-Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как подружки. Хозяйка обращает внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды), подчёркивает и их различие по размеру.
- Ребята, а из чего сделаны матрешки? (мастер сделал их из дерева — деревянные). Дети трогают, гладят матрёшек, а хозяйка рассказывает:
Яркий сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть.
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко,
Наша русская матрёшка.
- Ребята, а давайте посмотрим, как веселятся матрешки? (включается презентация и дети по показу хозяйки выполняют танцевальные движения)
- Ребята, наша Матрена собралась встретить гостей и напоить их чаем. Много дел у нее: надо приготовить угощение, накрыть стол. А ее красивый сарафан может замараться. Что же делать, как быть матрешке? (дети предлагают свои варианты ответов. А если они сомневаются, хозяйка подводит к тому, что надо одеть ей фартук)
- У меня есть такой фартук для матрешки (показывает бумажный фартук желтого цвета). Но матрешка что-то загрустила, фартук хочет она нарядный, как ее сарафан. Как нам быть, что сделать, чтобы фартук стал нарядный? Хозяйка предлагает нарисовать на фартуке ягодки красного цвета (хозяйка приглашает детей к мольберту). затем к столам, на которых приготовлено оборудование для рисования)
- Посмотрите, как я это сделаю (показ и объяснение действий рисования у мольберта – «я обмакну пальчик в гуашь, затем оставлю отпечаток на фартуке, снова обмакну и опять оставлю. И так до тех пор, пока фартук не станет красивым. А вы хотите попробовать сами украсить фартук для матрешки? Но сначала надо пальчики размять, приготовить к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять!
В домик спрятались опять!
Хозяйка приглашает к столам, на которых приготовлено оборудование для рисования.
Дети выполняют работу самостоятельно (под музыкальное сопровождение русской народной мелодии). После окончания работы хозяйка предлагает вытереть пальчики влажными салфетками.
-Ребята, а вам нравятся ваши фартуки? А теперь давайте покажем наши нарядные фартуки всем матрешкам. Какие они у нас получились красивые, нарядные (матрешка Матрёна выбирает один фартук и одевает его) А оставшиеся, она будет одевать в другие дни. Ребята, а для чего матрешке каждый день одевать новый фартучек (чтобы не замарать красивый сарафан) У матрешки сарафан будет всегда чистым. А когда мы с вами одеваем тоже фартуки? (когда дежурим по столовой). Наша матрешка стала очень весёлая, радостная и всех нас приглашает поиграть.
Хозяйка проводит игру под музыку «Весёлые матрёшки»
-Мы – весёлые матрешки-
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки.
Завязали мы платочки,
Ладушки, ладушки.
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки.
Сарафаны наши пёстры
Ладушки, ладушки.
Мы похожи словно сёстры
Ладушки, ладушки!
- Какие вы молодцы, ребята! Как умеете веселиться! И гостям всем понравилось. А матрешка приглашает вас помочь приготовить угощение к чаю для гостей. Ребята, поможем матрешке? (да)
Дети с хозяйкой и матрёшками уходят в кукольный уголок накрывать стол для гостей. Далее в самостоятельной деятельности дети играют с педагогом в сюжетно-ролевую игру «Угощаем гостей чаем».
|