Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности речевое развитие на тему «Осень — щедрая хозяйка» в старшей группе.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать учить детей употреблять в речи притяжательные прилагательные
- побуждать отвечать на вопросы предложением, а не словом
- расширение, обогащение словаря по теме «Деревья»
- продолжать учить детей составлять описательный рассказ о деревьях.
СЛОВАРЬ:
- пассивный: запасиха, прибериха, хвойный, лиственный, снопы, пёстрые.
- активный: дубовый, богряные, разноцветные, пёстрые.
Развивающие:
- развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память, мышление
- развитие связной речи, общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
НОД, беседы
- чтение литературных текстов Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», А. С. Пушкина «Унылая пора»
- знакомство с пословицами и поговорками по теме "Осень".
- разгадывание загадок об овощах и фруктах.
- рассматривание осенних листьев, определение принадлежности их разным деревьям.
- рисование осенних пейзажей в режимных моментах.
- экскурсия в парк и сбор осенних листочков и веточек.
Оборудование: слайды "осенних" пейзажей, овощи и фрукты, картинки с изображением листьев деревьев, два конверта, салфетка, корзина, контейнеры с картинками "сад" и "огород".
Ход занятия:
Воспитатель сообщает детям о ожидании гостьи. Они узнают кто придёт, если отгадают загадку.
Листья с веток облетают.
Птицы к югу улетают.
"Что за время года"? — спросим
Нам ответят: "Это... (осень).
Дети хором отвечают. Воспитатель предлагает им встать в хоровод и исполнить закличку. Дети декламируют:"Осень, осень, в гости просим: с обильными хлебами, с высокими снопами, с листопадом и дождём, с перелётным журавлём.
Звучит "осенняя" музыка, входит Осень в венке из пёстрых листьев, с корзинкой в руках.
Осень: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали?
Конечно же, я- осень.
Много у меня хлопот,
день за днём в трудах идёт.
Ох! Славно я потрудилась.
Ребята, а вы знаете почему меня называют художницей?
Запасихой? Уберихой?
Молодцы, догодались. Ребята давайте посмотрим как я потрудилась: разрисовала деревья, озолотила, покрыла богрянцем, в полях и огородах прибралась, навела порядок, заготовила запасы на зиму. Всем старалась напомнить, что вслед за мной зима придет.
Давайте теперь присядем на стульчики.
Ребята я очень рада, что попала к вам в гости, а то поиграть не с кем, все заняты осенними заботами, за одно и познакомимся, узнаю какие вы.
Дидактическая игра «Наоборот»
Вы грустные ребята?
Мы веселые ребята.
Вы злые ребята?
Мы добрые ребята.
Вы грязнули?
Мы чистюли.
Вы трусливые ребята?
Мы смелые ребята.
Вы ленивые ребята?
Мы трудолюбивые ребята.
Осень: Молодцы ребята! Вижу вы хорошие, замечательные дети.
Сама я, тружусь день и ночь, и людей люблю трудолюбивых и заботливых. Кто не привык лениться, получает от меня награду — щедрый урожай. Вот и к вам я с подарками пришла (показывает корзину). Вы потрудиться готовы?
Дети отвечают: готовы.
Осень: тогда получайте первое задание.
Деревья в парках, рощах, в лесу уже успели нарядиться в разноцветные сарафаны; а сейчас мы проверим как хорошо вы знаете листья деревьев? Выкладываю на стол листики:
- а сейчас каждый возьмёт листик и подойдёт к тому дереву от которого у него в руках листок.
- Раз два три листок на дерево верни.
Проверяю:
- вы какому дереву подошли? (к берёзе), значит он какой? (березовый)
- а вы какому дереву подошли? (к дубу), значит он какой? (дубовый)
- а вы какому дереву подошли? (к рябине), значит листик какой? (рябиновый)
- а вы какому дереву подошли? (к клёну), значит листик какой? (кленовый)
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
А теперь положите свои листики на ладошку.
— Сейчас осень. На деревьях листья какие?
- Красные, желтые, оранжевые.
-Очень часто дует холодный и сильный ветер и много листьев опадает на землю, как это явление называется?
-Листопад.
- А теперь мы все вместе устроим листопад.
Вместе с ребенком дуем на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
-Закружились листики, опали на землю.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
И листочки подымаем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали ( «обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И на стульчики пойдем
Осень: Молодцы, с первым заданием справились.
Вот второе задание.
Ребята, у каждого есть свое любимое дерево, давайте про него расскажем.
По желанию детей выходят, выбирают дерево и рассказывают по схеме.
Осень:
- Отлично справились.
- Ребята какой рассказ о дереве вам понравился больше? Почему?
А теперь посмотрите на мою корзину. Какая она? (большая, вместительная, тяжёлая). Хотите узнать что там лежит? Что лежит в ней тот узнает, кто на ощупь отгадает. У меня есть волшебный мешочек, каждый ребенок подходит, на ощупь отгадывает, что за фрукт или овощ и кладет в соответствующую корзинку, при этом говорит признак. А теперь скажите ка мне где у нас фрукты растут? А овощи?
Осень:
Молодцы, весь урожай убрали. Умницы! Все отгадали.
Итог занятия:
Расспрашиваю детей, что понравилось, чем они занимались. Что понравилось больше?
Осень: Молодцы, а за то что вы трудолюбивые и дружные ребята, я вам оставлю свои природные дары, которые полны витаминами. Но перед тем как их кушать, что нужно сделать?
Правильно – вымыть.
|